Формы организации занятий в физическом воспитании. Общая характеристика урока как формы занятий

 (основные признаки и черты урочной формы)

 Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы – урочные и неурочные.

Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся. К ним относятся:

· уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

· спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта.

Функции урока:

· целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения;

· вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, умениями и навыками, использование этого процесса для всестороннего развития личности;

· обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями;

· формирование прочных мотивов учения,  постоянного самосовершенствования, самообучения, самовоспитания;

· эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников;

· воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

· формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности;

· воспитание культуры чувств и т. д.

Характерными признаками урока, отличающими его от других форм занятий, являются:

· содержание урока обуславливается Государственным стандартом и разработанной на его основе государственной программой;

· четкая постановка и решение определенных педагогических задач (ярко выражена дидактическая направленность);

· обязательное наличие двух взаимодействующих сторон (обучаемых и обучающих, при руководящей роли учителя);

· учитель, педагог, тренер должен быть специалистом, владеющим системой специальных знаний, умений и навыков;

· относительно постоянный состав  занимающихся (по возрасту,физической подготовленности и другим показателям);

· строгая регламентация деятельности учащихся и дозирование нагрузки;

· наличие трехчастной структуры занятий;

· уроки проводятся в специально предназначенных местах, с созданием необходимых условий, наличием требуемого оборудования, инвентаря;

· посещение уроков физического воспитания для всех обязательно;

· содержание уроков во многом определяет содержание других форм физического воспитания.

Характерными чертами урока является: организация, обучение, воспитание.

Организация урока включает в себя:

· подготовку мест занятий, нужного инвентаря и оборудования, их уборку;

· обеспечение необходимой дисциплины и порядка на уроке;

· соблюдение мер безопасности;

· выбор наиболее эффективных методов организации учебной работы с занимающимися (фронтального, группового, индивидуального, поточного, посменного, кругового);

· осуществление наиболее рациональных переходов и перестроений учебной группы в процессе занятий, судейство игр и соревнований;

· инструктаж и использование помощников на уроке и др.

Обучение на уроке представляет собой формирование у занимающихся необходимых знаний, умений и навыков правильного выполнения и применения различных двигательных актов (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, преодоления препятствий, выполнения гимнастических упражнений на снарядах, игры в баскетбол, волейбол, плавания, передвижения на лыжах и т.п.).

 Кроме того, обучение включает в себя: сообщение новых сведений и знаний, таких как правила закаливания организма, соблюдение гигиенического режима, судейство спортивных соревнований, последовательность обучения физическим упражнениям, оказание первой помощи при травмах и многое другое.

Обучение включает в себя:

· рассказ, беседу, объяснение, указание;

· показ упражнений, демонстрацию наглядных пособий;

· подбор и применение подводящих упражнений, выявление и исправление ошибок;

· многократное повторение упражнений;

· анализ и самоанализ их выполнения;

· оценку действий занимающихся;

· определение результатов обучения и др.

Воспитание на уроке представляет собой комплекс действий преподавателя, направленных на формирование у занимающихся необходимых физических и психических качеств. Этот вопрос весьма сложен и многогранен и включает в себя:

· воспитание (развитие) физических качеств (силы, быстроты,выносливости, ловкости, гибкости);

· воспитание  моральных качеств (коллективизма, трудолюбия,сознательной дисциплины, ответственности за порученное дело, честности, правдивости, принципиальности и др.);

· воспитание волевых качеств (смелости, решительности, мужества, целеустремленности, настойчивости, выдержки);

· воспитание эстетических чувств, вкусов и привычек (чувства красоты и выразительности движений, темпа, мелодии, гармонии цветов и красок, аккуратности, чистоты, опрятности).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: