Княгиня была женщина ума необыкновенного (1) и (2) хотя она была очень небогата (3) и не могла давать обедов и балов (4) она сумела приобрести всеобщее уважение

Ответ:                               .

 

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях, но и в других местах: на берегах Кольского полуострова и Балтики, в долинах Лены и Вилюя, на озере Байкал. (2)Такой песок издаёт самые неожиданные звуки: под ногами идущего слышится собачий лай, звон натянутой струны.

(3) В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков – кажется, будто поёт вся пустыня. (4)Что же заставляет пески звучать? (5)Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6)Для других причина пения – движение воздуха в промежутках между песчинками. (7)Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8)Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9)Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки.

Ответ:                               .


 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

 

(1) Весь в пару, надвинулся к перрону поезд. (2)Обындевелые крыши вагонов, натёки льда с крыш, белые слепые окна. (3)И словно это поезд нанёс с собой ветер: помело с крыши вокзала, закружило. (4)В снежном вихре, в пару отчаянно метались люди от дверей к дверям, из последних сил бежали вдоль состава.

(5) Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками, а везде всё закрыто, ни в один вагон не пускают.

(6) Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел.

– (7)Вот бы Гитлера сюда этого! (8)Сам-то он в тепле сидит. (9)А народу такие мучения принимать... (10)Да с детишками...

(11) И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз.

(12) Глупым показался Третьякову этот разговор. (13)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал:

– Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась? (14)Захотел – кончилась?

(15)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (16)Санитар враз поскучнел, безликим сделался.

– (17)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (18)Или мне моя нога лишней оказалась?

(19)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку. (20)Что ему объяснишь? (21)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (22)А самое главное, что и себе не всё объяснишь.

(23)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (24)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (25)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (26)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу.

(27)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей? (28)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?


(29)Трава родится и с неизбежностью отмирает, и на удобренной ею земле гуще растёт трава. (30)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (31)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?

(32)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (33)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (34)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (35)И история многих народов пошла бы по-другому.

(36)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (37)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (38)Что в силах людей было предотвратить это? (39)И миллионы остались бы живы... (40)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. (41)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?

(По Г.Я. Бакланову*)

* Григорий Яковлевич Бакланов – (1923–2009) – русский советский писатель и сценарист.

 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.

2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.

3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить.

4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.

5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.

Ответ:                               .

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) Предложение 4 содержит описание действий.

2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.

3) В предложениях 20–22 представлено повествование.


4) Предложения 23–25 содержат описание.

5) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32. Ответ:   .

 

Из предложений 6–16 выпишите антонимы (антонимическую пару). Ответ: .

 

Среди предложений 19–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с     предыдущим(-ими) с  помощью  союза и притяжательного местоимения.

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Ответ: .

 

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Стараясь воспроизвести атмосферу происходящего, Григорий Бакланов

использует троп – (А)         («слепые окна» в предложении 2). Ещё один троп – (Б)_   («будто уже совсем замёрз» в предложении 11) и приём –(В) («объяснишь» в предложениях 20–22) помогают передать чувства персонажей. С помощью такого синтаксического средства, как (Г)                                             (предложения 27, 28, 31), автор призывает задуматься о том, что важно для него самого».

Список терминов:

1) эпитет

2) диалог

3) сравнение

4) восклицательные предложения

5) вопросительные предложения

6) диалектизм

7) лексический повтор

8) книжная лексика

9) анафора

Ответ:                               .

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.


Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






ОТВЕТЫ И ПОЯСНЕНИЯ

Вариант 1

ОТВЕТ ПОЯСНЕНИЕ
1 35 В предложениях 3 и 5 содержится одна и та же информация, она передана разными синтаксическими средствами.
2 ЭТО Указательные местоимения: этот, тот, такой, таков (и их грамматический формы) и столько. По смыслу подходит только местоимение «это».
3 2 В предложении «Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных» слово ПРЕДМЕТ обозначает «то, на что направлена мысль», это вариант 2.
4 ЦЕПОЧКА Ошибка допущена при выделении ударения в слове цЕпочка, правильно – цепОчка. Не путаем разговорный вариант и литературную норму.
5 ВЕКОВЫМИ Запоминаем: вечный огонь, сон, память (то, что навсегда). Вековые – дубы, традиции, юбилеи (то, что связано со столетием).
6 ЗАРАНЕЕ Лишнее слово – наречие в сочетании заранее предчувствовать. Слово предчувствовать уже содержит элемент «пред = заранее», наречие создает речевую избыточность (плеоназм).

 

7 ПРИОБРЕТЯ Деепричастие от глагола приобрести – приобретя. Обычно при образовании деепричастий от глаголов совершенного вида используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав, но нет правил без исключений: делить – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться – обернувшись.
8 14235 1. Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза. – указательное местоимение здесь использовать не нужно. Правильно: Степан чувствовал, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза. Ошибка А. 2. Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах. Правильно: благодаря (чему?) наличию… Ошибка В. 3. А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование       Н.В. Гоголя. Неверно использован союз для связи однородных членов предложения. Правильно: А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, но и поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя. Ошибка Г. 4. Все, кто видел работу гончара, поражался     его     удивительному искусству. Правильно: Все, кто видел работу гончара, поражались его удивительному искусству. Ошибка Б. 5. На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы. Правильно: На мелководных участках растительность образует перемычки, (какие?) разделяющие озеро на отдельные плёсы. Ошибка Д.
9 23 1) воссоедИнение    (проверяемая, единый), жЕстикулировать   (проверяемая,

 

    жест), горизОнтальный (проверяемая, горизонт) 2) предполАгать (чередование, лаг- лож), блЕстяще (чередование, блист- блест), принИмать (чередование, ним-ня) 3) взапЕрти (чередование, пер-пир), излОжение (чередование, лаг-лож), водорОсли (чередование, раст-рос) 4) дИстанционный (непроверяемая), тЕснота (проверяемая, тесно), возрАстать (чередование, раст-рос) 5) дезорИентировать (непроверяемая), гигИенический    (непроверяемая), избИратель (чередование, бер-бир)
10 34 1) раСсеять (перед глухой согласной пишем приставки РАС-), вЗбалтывать (перед звонкой согласной приставка ВЗ-), беЗголосый (перед звонкой согласной приставка БЕЗ-) 2) безЫндукционный, межИгровой, сЫмпровизировать (после русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется буква Ы, после заимствованных приставок сохраняется буква И, слово ВЗИМАТЬ запоминаем) 3) прИбинтовать    (присоединение), прИморский (близость), прИбывать (на станцию) (приближение) 4) непрОбудный,    недОварить, пОзавчера (неизменяемые приставки ПРО- , НЕДО-, ПОЗА-) 5) поДцепленный (вагон), оТгадать, наДкусить (неизменяемые приставки ПОД-, ОТ-, НАД-)
11 234 1) ноздрЕватый (суффикс -ЕВ- без ударения), расплывчАтый (силуэт) (неизменяемый суффикс -ЧАТ-) 2) отвоЕвавший     (от                           глагола «отвоевать», ставим в форму 1го лица, ед.ч. наст.вр. — я отвоюю — пишем Е), претерпЕвая (от глагола «претерпеть») 3) простаИвая      (от                         глагола «простаивать», ставим в форму 1го лица,

 

    ед.ч. наст.вр. — я простаиваю — пишем И), доверчИвый (неизменяемый суффикс ЧИВ) 4) миндалЕвый (суффикс ЕВ без ударения), ненавидЕвший (от глагола «ненавидеть», перед -ВШ- та же буква, что и в окончании инфинитива) 5) исследОвать (глагол, ставим в форму 1-го лица, ед.ч. наст.вр. — я исследую — пишем О), раздумЫвать (глагол, ставим в форму 1-го лица, ед.ч. наст.вр. — я раздумываю — пишем Ы)
12 125 1) заклеИшь     (II    спряжение), выстрелИвший (от глагола «выстрелить», перед -ВШ- та же буква, что и в окончании инфинитива) 2) взглянЕшь    (I    спряжение), подстрелЕнный (хищник) (суффикса ИНН в причастиях нет) 3) присвоИшь (II спряжение), незыблЕмый (запоминаем слово) 4) поразмыслИшь (II спряжение), куплЕнный (суффикса ИНН нет) 5) надеЮщийся (от глагола I спряжения), (травы) колеблЮтся (от глагола I спряжения)
13 НЕЯСНЫЕ показались НЕЯСНЫЕ очертания огромных деревьев. — слитно, можно заменить синонимом без НЕ. нисколько НЕ МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески. — не с глаголом пишем раздельно. Директор НЕ УСПЕЛ закончить фразу — не с глаголом раздельно. НЕ КОПЬЁМ побеждают, а умом. — есть противопоставление с союзом А, раздельно. НЕ ОСОЗНАВАЯ своего предназначения — деепричастие с НЕ раздельно.
14 ЧТОБЫПОТОМУ Вернер должен был настоять на          том, ЧТОБЫ (союз, слитно, не можем убрать «бы») дело обошлось как можно секретнее, ПОТОМУ (союз, слитно) что я не  был

 

    расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире. ТУТ ЖЕ (наречие + частица, можем убрать «же», и смысл предложения не потеряется) собрались все ребята, (ЗА)ТО тренера найти так и не удалось. Я закончил ТО ЖЕ (местоимение + частица, можем убрать «же», и смысл предложения не потеряется) училище, что и отец, но работать на завод не пошёл: началась война, и, ТАК ЖЕ (наречие + частица, можем убрать «же», и смысл предложения не потеряется) как все, я пошёл на фронт. Когда НАКОНЕЦ (наречие, пишем слитно) солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, КАК БУДТО (запомни, всего пишем раздельно) полились радостные весенние слёзы. А.П. Чехов был обычно в бодром расположении духа, НЕСМОТРЯ на (предлог, слитно) то что В ТЕЧЕНИЕ (предлог, всегда раздельно) нескольких лет страдал от болезни.
15 134 увлечё(1)ый Пушкиным — причастие с зависимым словом, НН. золочё(2)ые вазы с цветами из воска — отглагольное прилагательное (нет зависимых слов), Н. застеклё(3)ых нишах дворца — причастие, образовано от глагола совершенного вида, НН. инкрустирова(4)ая слоновой костью и перламутром мебель — причастие с зависимыми словами, НН.
16 25 1) Там были меха и перья (,) шёлк и жемчуг (,) необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска. — однородные члены предложения соединены по схеме «О и О, О и О, О и О»

 

    2) Грин любил и море (,) и выдуманные им морские побережья. — однородные дополнения соединены по схеме «и О, и О» 3) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. — однородные дополнения соединены по схеме «О и О», однородные сказуемые соединены по схеме «О и О». Между собой эти пары не являются однородными. Запятая не нужна. 4) У молодого человека не было ни денег (,) ни квартиры (,) ни ключа от квартиры. — однородные дополнения соединены по схеме «ни О, ни О, ни О». 5) Снегпадал хлопьями (,) и скоро он покрыл всю землю. — два простых предложения соединены союзом И.
17 134 1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты. Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной(3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом. 2.Выделим запятыми деепричастные обороты: Молодой сокол (1,) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной(3,) исчез с летнего неба (,4) очертив пространство над горизонтом. 3. Причастных оборотов нет.
18 12 Найдём в тексте слова, отвечающие на вопрос «кто, что?». Если такое слово не является в предложении подлежащим, это обращение. Выделяем запятыми. Обращений нет. 2. Найдём в тексте вводные слова. Среди поэтов Серебряного века А.А. Ахматова (1) несомненно (2) занимает особое положение. Она черпает содержание своих стихов (3) исключительно (не является вводным словом) (4) из глубины своей души.

 

19 1 1. Выделяем грамматические основы: Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продаж и имения, но и точкаотсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) времяделится на прошлое и будущее. 2. Ставим запятые на границе главного и придаточного предложений: Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продаж и имения, но и точкаотсчёта (,1)по отношению (2) к  которой (3) время делится на прошлое и будущее. Проверка.В этом задании не ставится запятая после союзного слова «который». Если          слово      «который»         не является      в придаточном предложении подлежащим, то и перед этим словом запятая тоже не ставится. Значит, запятые 2 и 3 не нужны.
20 1234 1. Выделяем грамматические основы: Н.В. Гогольверил в то (1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2) и (3) когда его поэмапопала в рукичитателей (4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения. 2. Ставим запятые на    границах предложений: Н.В. Гогольверил в то (,1) что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (,2) и (,3)  когда его поэмапопала в руки читателей (,4) он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.   Запятая (3) ставится, так как она стоит на «стыке» союзов и в             продолжении предложения нет «то», «так» или «но».
21 45 В этом задании выбираем все предложения, в которых поставлен указанный в задании знак  (двоеточие, запятая или тире), и определяем, с какими правилами связана постановка этого знака.

 

    Нам нужно найти один из повторяющихся вариантов и выписать все предложения, которые соответствуют одному и тому же правилу. Если одно из предложений будет пропущено или выписано хотя бы одно лишнее, балл за задание не ставится. Рассмотрим те предложения, в которых поставлено тире, и в каждом случае определим правило. (1)У каждого человека есть на земле место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. — тире при приложении. (3)Тысячи бурных                  рек   и спокойных прозрачных        озёр, необъятный               простор степей и цветущие ковры горных лугов, берёзовые рощи с растением кукушкины слёзки и таинственные урочища со следами диких животных – это всё мило и дорого каждому, кто здесь бывал. — тире при обобщающем слове. (4) Этот крайтерритори я неслыханных богатейших сокровищ, таящихся в глухих недрах. — тире между подлежащим и сказуемым. (5) Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатстволюди. — тире между подлежащим и сказуемым. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» – призывают к увлекательному путешествию буклеты туристических маршрутов. — тире при цитировании.
22 245 1. Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его. – нет, смотри предложение 3. И это пригодится для определения позиции автора (задание 27). 2. Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их. – верно, см. предложение 7. 3. Создавая свои произведения, писатели- классики ставили перед собой цель

 

    охранять русский язык. – нет, см. предложения 21-22. 4. Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка. – верно, эта метафора показывает одну из основных идей текста. Это еще один аспект проблемы, которую ставит автор. 5. Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона. – да, об этом говорится в предложениях 26, 27. Так автор напоминает, что большое зависит от малого.
23 13 1. В предложениях 1–2 представлено описание. – нет, это рассуждение. 2. В предложениях 4–5 представлено рассуждение. – верно, это ход мысли публициста, и это можно учесть в комментарии (задание 27). 3. В предложениях 12–13 представлено повествование. – нет, это рассуждение. 4. Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15. – верно, предложение подводит итог абзацу. 5. Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые в предложениях 19– 20. – верно, и это можно учесть в комментарии.   Обратите внимание на формулировку задания: Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Цифр в ответе может быть от 2 до 4х, будьте внимательны, не выписывайте лишнее и не теряйте нужное!
24 ДИСКУССИИСПОРЫ 1) Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас  их споры, размышления о судьбе  родного

 

    языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. Синонимы – слова одной части речи, обозначающие одно и то же, то есть имеющие одинаковое лексическое значение. Выписать слова в ответ нужно в той же форме, как в тексте, без пробелов и запятых
25 22 1. Выбираем предложения, в которых есть и личное, и указательное местоимение. Первое предложение отрывка не учитываем: (22)У них этополучалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. Других предложений, отвечающих условию, в этом отрывке не было. 2. Убеждаемся в том, что местоимения являются средством связи предложений, то есть заменяют существительные из предыдущего предложения: (21) Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей сохранение русского языка. (22) У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. У них – у Толстого и т.д. Это – сохранение языка.
26 6493 (6) троп – (А) развернутая метафора (например, в предложении 6), а также приём – (4) противопоставление (Б) («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (9) контекстные синонимы (В)  («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако

 

    судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (3) лексический повто р (Г) («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».   Здесь всё очевидно, основная сложность – не перепутать порядок цифр в ответе!

 

 

Примерный круг проблем Позиция автора
Какое будущее         ждёт русский язык? Русский язык справится с любыми потрясениями, потому что он не только живёт, он животворит: «чужое перетрёт, перемелет, а грязь с пеною выбросит» – «так было», «так и будет».
Как                   перемены, происходящие                             в современном                мире, обществе, влияют                на язык, его судьбу? Для русского языка глубокие перемены, происходящие в России, представляются не очень значительными. Ветер перемен не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка.
Умирает ли русский язык? Какие факторы влияют на судьбу языка? Нет «упадка» и «деградации» языка. Деградация происходит скорее в умах людей. Судьба же языка зависит от каждого из нас, от нашего отношения, от нашей совести.
Как влияют литература, журналистика                               на русский язык? Настоящие писатели, истинные таланты родной язык воспринимают как великий дар, к которому нужно относиться бережно, и заботятся о языке, защищают его.
Нужно ли            охранять родной язык? Русский  язык  нужно  охранять               от многочисленных заимствований, так же как нужно                       очищать родники и реки от ядовитых отходов.










Вариант 2

ОТВЕТ ПОЯСНЕНИЕ
1 34 В предложениях 3 и 4 содержится одна и та же информация, она передана                      разными синтаксическими средствами.
2 ЖЕ Противительные союзы: а, но, однако, же. По смыслу подходит только союз «же»: в этом предложении «же» не частица, а союз, потому что обозначает противопоставление.

 

3 1 В предложении «Основным сырьём для производства бумаги является древесная целлюлоза» слово ПРОИЗВОДСТВО обозначает   « изготовление,  выработка, создание какой-н. продукции », это вариант 1.
4 СОГНУТЫЙ Ошибка допущена при выделении ударения в слове согнУтый, правильно – сОгнутый. Если в инфинитиве глагола на –нуть или на –оть ударение падает на суффикс, то в причастии ударение смещается на один слог вперед: согнУть – сОгнутый, молОть – мОлотый
5 КОРНЕВЫЕ Запоминаем: коренной зуб, коренной житель. Корневая система, корневое питание.
6 ЗАВОЕВАТЬ или ПОБЕДУ «Одержать первенство» речевая ошибка, возможны сочетания «одержать победу» или «завоевать первенство».
7 МОЛОЖЕ Сравнительная степень наречия «молодо» не «молодее», а «моложе». Перед суффиксом Е буквы Г, Д и З заменяем на букву Ж: молоДой молоЖе, дороГой дороЖе.
8 21639 1. Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступаетдурно. Правильно: Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступают дурно. Ошибка Б. 2. Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма. Правильно: Критик увидел в этом произведении, что автор изменил стиль письма. Ошибка А. 3. Правильно распорядиться возможностями памяти – вот стоящая задача перед каждым человеком. Правильно: Правильно распорядиться возможностями памяти – вот задача, стоящая перед каждым человеком. Ошибка Г. 6. Выехав из рощи, дорога круто повернула вправо. Правильно: Выехав из рощи, мы увидели, что дорога круто повернула вправо. Ошибка В. 9. Сразу по приезду в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками. Правильно: Сразу по приезде в губернский город Чичиков

 

    попытался установить деловые связи с местными чиновниками. Ошибка Д.
9 25 1) оснОвной (проверяемая, основа), рОсток (чередующаяся, раст-рос), стИпендия (непроверяемая) 2) измЕнение (проверяемая, измена), непостИжимый (проверяемая, постиг), подлОкотник (проверяемая, локоть) 3) предлОжение (чередующаяся, лаг-лож), пАлисадник (непроверяемая), растрЕпать (проверяемая, трёпка) 4) гОсударство      (непроверяемая), словосочЕтание (чередующаяся, чит-чет), предъЯвить (проверяемая, явь) 5) обИжаться (проверяемая, обида), рОскошный (проверяемая, роскошь), оплАтить (проверяемая, плата)
10 23 1) зАрисовка, неОтправленное, отОрвать (неизменяемые приставки ЗА-, ОТ-, ОТО-) 2) иЗбалованный,    вЗрыхлить, мировоЗзрение (приставки ИЗ-, ВЗ-, ВОЗ- перед звонкими согласными) 3) взЫскать, разЫграть, безЫскусный (после русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется буква Ы, после заимствованных приставок сохраняется буква И, слово ВЗИМАТЬ запоминаем) 4) прИостановить (неполнота действия), прЕвкусный (=очень), ПрИморье (близость) 5) субЪект, вЪездной (Ъ после приставки перед корнем, начинающимся на Е), завЬюжило (Ь в корне слова перед Ю)
11 15 1) опрометчИвость         (неизменяемый суффикс -ЧИВ-), обескровИть (врага) (страдательный залог глагола) 2) вежлИвый (неизменяемый суффикс - ЛИВ-), магниЕвый (суффикс -ЕВ- без ударения) 3) сердцЕвина (суффикс -евин- образует имена существительные женского рода, которые обозначают предметы по их местонахождению, указанному в основе), дымчАтый (неизменяемый суффикс -ЧАТ-)

 

    4) воодушЕвить (в производных суффиксах -еве(ть), -еви(ть) / -ове(ть), -ови(ть) первые безударные гласные е и о: заплесневеть, одушевить, розоветь, остановить), вышагИвать (глагол, ставим в форму 1го лица, ед.ч. наст.вр. — я вышагиваю — пишем И) 5) свернуть влевО (наречие с приставкой В-), беседОвать (глагол, ставим в форму 1го лица, ед.ч. наст.вр. — я беседую — пишем О)
12 125 1) борЕшься (I спряжение), воспеваЕмый (от глагола I спряжения) 2) проедЕшься      (I                          спряжение), необитаЕмый (от глагола I спряжения) 3) вертИшься (II спряжение, исключение), обнаружЕнный (суффикса -ИНН- в причастиях не бывает) 4) зависИшь (II спряжение, исключение), подстрижЕнный (суффикса -ИНН- в причастиях не бывает) 5) (пациенты) лечАтся (II спряжение), маячАщий (вдали лес) (от глагола II спряжения)
13 НЕОСТЫВШИЕ Люди, НЕ ВИДЕВШИЕ нашей зимы — причастие с зависимым словом, раздельно. Косо тянулись НЕОСТЫВШИЕ вечерние тени — прилагательное (=тёплые), слитно. Есть слова, которым НЕ МЕСТО в официально-бытовой и научной сферах общения. — существительное, раздельно. Недолгое знакомство нисколько НЕ МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески. — не с глаголом раздельно. Изучение и сбережение русского языка является НЕ ПРАЗДНЫМ занятием, а насущной    потребностью.    —   есть противопоставление с союзом «а», раздельно.
14 ВСЛЕДСТВИЕЗАТО ПОВСЮДУ (наречие, слитно) вставали ТЕ ЖЕ (местоимение с частицей, раздельно) глубокие буераки. ОТ ТОГО (местоимение с предлогом) поворота дорога шла ВВЕРХ (наречие, слитно) среди столетних сосен.

    Вынашиваемая И.А. Гончаровым В ТЕЧЕНИЕ (предлог,                раздельно,                     запоминаем правописание) нескольких лет новая концепция «Обломова» была НАКОНЕЦ (наречие, слитно) реализована в июле – августе 1857 года, когда писатель быстро создал вторую и третью части романа. ВСЛЕДСТВИЕ (предлог, слитно) бесснежной зимы лыжные соревнования проведены не были, ЗАТО  (союз,  =        но)   заранее был разработан сценарий спортивного праздника. ВСКОРЕ        (наречие,  слитно) солнце        стало сильно пригревать, и большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, КАК БУДТО (запоминаем правописание, всегда раздельно) полились радостные        весенние слёзы.
15 123 заплака(1)ая – причастие с приставкой, пишем НН. приглашё(2)ого – причастие, образованное от глагола совершенного вида, пишем НН. посеребрё(3)ом – причастие с                      приставкой, пишем НН.
16 35 1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж (,) то расписной терем русского леса (,) то жемчужное зеркало южного моря. - однородные подлежащие соединены по схеме «О, то О, то О», две запятые. 2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторически е и экономическ ие данные и культурно- этнографические факты. - однородные определения соединены одиночным союзом И, однородные дополнения соединены одиночным союзом И, между собой эти пары не являются однородными. Запятая не нужна. 3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною (,) и над земною суетой. — однородные члены соединены по схеме «и О, и О», одна запятая.

 

    4) Поезд давно уже увёз и концессионеров (,) и театр Колумба (,) и прочую публику.однородные дополнения соединены по схеме «и О, и О, и О», две запятые. 5) Налетелатуча с крупным градом (,) и разметалаона всю листву. — сложносочиненное предложение с союзом И.
17 123 1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты. Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним(2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.   2. Выделим запятыми деепричастные обороты: Под солнцем ярко светились (,1) соперничая с ним(,2)   3. Причастный оборот стоит после определяемого слова, выделяем запятой. купальницы (,3) похожие на жёлтые розы.
18 12 Найдите в тексте слова, отвечающие на вопрос «кто, что?». Если такое слово не является в предложении подлежащим, это обращение. Выделяем запятыми. Обращений нет.   2. Найдите в тексте вводные слова. На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (,1) кажется (,2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроениебыл о (3) вид н о (4) каждому прохожему.
19 14 1. Выделяем грамматические основы: Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки        и искусства (4) основал первый российский университет. 2. Ставим запятые на границе главного и придаточного предложений: Михаил Васильевич Ломоносов (,1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях

 

    науки и искусства (,4) основал первый российский университет. Проверка.В этом задании не ставится запятая после союзного слова «который». Если слово «который» не является в придаточном предложении подлежащим, то и перед этим словом запятая тоже не ставится. Значит, запятые 2 и 3 не нужны.
20 124 1. Выделяем грамматические основы: Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказани я (3) расположиться на отдых (4) людине в состояни и были бы сдел ат ь ни шагу дальше. 2. Ставим запятые на границах предложений: Наступила такая усталость (,1) что (,2) если бы даже не было приказани я (3) расположиться на отдых (,4) людине в состояни и были бы сдел ат ь ни шагу дальше. Запятая (2) ставится, так как она стоит на «стыке» союзов и в продолжении предложения нет «то», «так» или «но».
21 256 Рассмотрим те предложения, в которых поставлены запятые, и в каждом случае определим правило. (2) Рядом горка, которая носит это же звучное название. — запятая в СПП (типы придаточных в этом задании определять не нужно). (3) В горку упирается конец гряды, тянущейся от берегов Волги. — запятая при причастном обороте. (5) Усадьба Некрасова, как и село, возле которого она расположена, носит название Карабиха. — запятая при сравнительном обороте, запятая в СПП. (6) Досталась она поэту после долгих поисков места, где жилось бы вольно среди родной русской природы. — запятая в СПП. (7)Газеты        того времени пестрели объявлениями о продаже земель, экипажей, всякого инвентаря, оранжерей,            конных

 

    заводов, псарен. — запятые при однородных членах предложения.
22 145 1. Хирург взялся оперировать больного, показавшегося ему безнадёжным, несмотря на то что риск для жизни был очень велик. – верно, предложение 16. 2. Хирург прооперировал больного сразу после поступления Прокопия Ивановича в больницу. – нет, предложения 13-16. 3. Прасковья Андреевна всю ночь просидела в вестибюле больницы, ожидая исхода операции. – нет, предложения 9 и 22. 4. Причиной плохого самочувствия больного после операции были многочисленные ранения, полученные им во время войны. – в тексте прямо не говорится об этой связи, но указание на неё есть: предложения 39-39. 5. Любовь близкого человека обладает целительными свойствами. – да, об этом говорится в предложении 51, и это указание на позицию автора.
23 125 1. В предложениях 7 - 9 представлено повествование с элементами описания. – верно. 2. Предложения 11, 12 называют причину того, о чём говорится в предложении 13. – верно. 3. Предложения 20 и 21 противопоставлены по содержанию. – нет, они дополняют друг друга. 4. Предложение 25 поясняет содержание предложения 24. – нет, показана последовательность событий. 5. Предложение 47 поясняет, раскрывает содержание предложения 46. – верно, и это можно учесть в комментарии (задание 27). Цифр в ответе может быть от 2 до 4-х, будьте внимательны, не выписывайте лишнее и не теряйте нужное!
24 ЗНАМЕНИЕ (46)Радость охватила хирурга от этих слов и жеста больного. (47)Он увидел в них знамение выздоровления Прокопия Ивановича: мужчина, только чувствуя силу, может показать другому, какую власть он имеет над своей женой. (48)Вечером хирург

 

    снова зашёл в палату. (49)Прокопий Иванович улыбался. В «Толковом словаре» Ожегова слово ЗНАМЕНИЕ дается с пометой «высок.»: ЗНА́ МЕНИЕ, -я, ср. (высок.). 1. Знак, символ. Крестное з. (жест, знак креста). Небесное з. (небесное явление, воспринимаемое как чудо, предзнаменование). 2. То же, что предзнаменование. Явление кометы з. беды.
25 21 1. Выбираем предложения, в которых есть притяжательное                     местоимение. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, её, его, их отвечают на вопрос «чей?». (18)Операция шла долго. (19)Хирургу не раз вытирали потный лоб. (20)Больной лежал в забытьи под действием наркоза. (21)В вену его руки медленно, капля за каплей, вливалась живительная жидкость. (22)А Прасковья Андреевна, измученная бессонной ночью и плохими мыслями, уже сидела в вестибюле больницы. (23)После окончания операции хирург огорчил её: В предложении 21 его – притяжательное местоимение, в предложении 23 – личное.
26 5641 «Рассказывая о взаимоотношениях героев, Н.И. Батыгина использует такой троп, как (А) метафора (в предложении 35), и синтаксическое средство – (Б) обращение (предложения 28, 29). Тропы: (В) сравнение («как цветок наливается соком от солнца» в предложении 51)  и  (Г)  эпитет («о великом целительном свойстве» в предложении 51) – подчёркивают значение любви в жизни человека». Здесь всё очевидно, основная сложность – не перепутать порядок цифр в ответе!

 

 

Примерный круг проблем Позиция автора

 

В чём заключается  сила любви? Любовь способна исцелять, давать силы, чтобы  бороться  с   жизненными трудностями.
На каких принципах должны строиться взаимоотношения в семье? Взаимоотношения в семье                              должны строиться на заботе, любви.

 










Вариант 3

ОТВЕТ ПОЯСНЕНИЕ
1 23 В предложениях 2 и 3 содержится одна и та же                 информация, она  передана    разными синтаксическими средствами.
2 ЗНАЧИТ Предложения 2 и 3 связаны вводным словом из категории «связь мыслей». В предложении 3 подводится итог, сделан вывод. Подходящее по смыслу вводное слово – значит. Другие правильные варианты ответа: таким образом. Вариант «следовательно» не подходит, поскольку это слово есть в предыдущем предложении.
3 4 В предложении «музыкальный слух и речевой слух имеют разную психологическую организацию» слово организация обозначает «психическое строение», это вариант 4.
4 ОПЛОМБИРОВАТЬ Ошибка допущена при выделении ударения в слове опломбИровать, правильно – опломбировАть (так же как в других глаголах на –овАть: глазировАть, премировАть, избаловАть. Не путайте с глаголом     несовершенного     вида опломбирОвывать).
5 ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ Исполнительный: комитет, мальчик, лист. Исполнительский: талант, исполнительское мастерство.
6 СВОЮ Лишнее слово – местоимение в сочетании своя автобиография. Слово автобиография уже содержит указание на то, что это биография определенного человека (авто = собственная), местоимение создает речевую избыточность (плеоназм).

 

7 ДЕВЯТЬЮСТАМИ Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются так же, как сочетание «две ноты, … девять нот»: девятью нотами = девятьюстами.
8 85234 8. Экранизируя классическое произведение, сценарий является оригинальным. Ошибка в употреблении деепричастного оборота: деепричастие должно относиться к тому, кто совершает действие. Правильно: Экранизируя классическое произведение, нужно учитывать, что сценарий является оригинальным. 5. Режиссёра Сергея Урсуляка в шолоховской эпопее «Тихом Доне» заинтересовала прежде всего современность содержания. Ошибка в употреблении приложения: если есть определяемое слово, то название склонять не нужно. Правильно: Режиссёра Сергея Урсуляка в шолоховской эпопее «Тихий Дон» заинтересовала прежде всего современность содержания. 2. Первый короткометражный немой фильм по роману Льва Толстого был снят в 1913 году, в котором роль князя Болконского сыграл актёр Иван Мозжухин. Ошибка в построении сложного предложения: придаточное присоединено к главному неудачно. Правильно: Первый короткометражный немой фильм по роману Льва Толстого, в котором роль князя Болконского сыграл актёр Иван Мозжухин, был снят в 1913 году. 3. Те, кто смотрит сериалы, наверняка видел экранизацию романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: те … видел. Правильно: Те, кто смотрит сериалы, наверняка видели экранизацию романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». 4. По мере развития киноискусства росло понимание сложности задач, стоящими перед интерпретаторами литературы. Ошибка в причастном обороте: неверное

 

    согласование с определяемым словом. Правильно: По мере развития киноискусства росло понимание сложности задач, стоящих перед интерпретаторами литературы.
9 35 1) асфАльтированный — проверяемая (асфальт), вЕртеть — проверяемая (вертит), вИтраж — непроверяемая. 2) вИртуоз — непроверяемая, блЕстеть — (блист-блест,                                         чередующаяся), одрЯхлевший — проверяемая (дряхлый). 3) реклАмировать — проверяемая (реклама), тЕрминология – проверяемая (термин), излАгать — чередующуяся (лаг- лож). 4) бАснописец — проверяемая (басни), издАвать — проверяемая (издание), сбалАнсированный — проверяемая (баланс). 5) препод..ватель —  проверяемая (преподать), напАдение     — проверяемая (напал), ослАбев    — проверяемая (слабый).
10 15 1) сниСхождение (перед глухой согласной пишем приставку НИС-), иСколесить (перед глухой согласной пишем приставку ИС-), раСценки (перед глухой согласной пишем приставку РАС-) 2) взИмать, контрИгра, сЫграть (после русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется буква Ы, после заимствованных приставок сохраняется буква И, слово ВЗИМАТЬ запоминаем) 3) отЫскать, постИндустриальный, подЫграть (после русских приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется буква Ы, после заимствованных приставок сохраняется буква И) 4) поДкоп, оТжать, наДтреснутый (неизменяемые приставки ПОД-, ОТ-, НАД)

 

    5) прИстыдить (значение «доведение действия до конца», приставка ПРИ-), прИвратник (сторож у ворот), прИвокзальный (значение «близкое расположение», находящийся рядом с вокзалом)
11 15 1) вышагИвать (глагол, ставим в форму 1го лица, ед.ч. наст.вр. — я вышагиваю — пишем И), насмешлИвый (неизменяемый суффикс ЛИВ), удваИвать (глагол, ставим в форму 1го лица, ед.ч. наст.вр. — я удваиваю — пишем И) 2) фасолЕвый (обрати внимание, что здесь не суффикс ЛИВ, так как Л – часть корня; если на суффикс не падает ударение, пишем суффикс ЕВ), фланелЕвый (аналогично), плаксИвый (под ударением пишем суффикс ИВ) 3) простаИвавший (от глагола простаивать, ставим в форму 1го лица, ед.ч. наст.вр. — я простаиваю — пишем И), находчИвый (неизменяемый суффикс ЧИВ), ноздрЕватый (если на суффикс не падает ударение, то пишем ЕВ) 4) въедлИво (от прилагательного въедливый, суффикс ЛИВ), щавелЕвый (обрати внимание, что здесь не суффикс ЛИВ, так как Л – часть корня; если на суффикс не падает ударение, пишем суффикс ЕВ), наслаИвать (гл агол, ставим в форму 1го лица, ед.ч. наст.вр. — я наслаиваю — пишем И) 5) водорослЕвый (обрати внимание, что здесь не суффикс ЛИВ, так как Л – часть корня; если на суффикс не падает ударение, пишем суффикс ЕВ), тканЕвый (если на суффикс не падает ударение, пишем ЕВ), запотЕвать (убираем ударный суффикс ВА, «запотеть», пишем Е)
12 145 1) движУщаяся колонна (от  глагола «двигаться», I спряжение, пишем суффикс УЩ),     ивы     плачУт              (глаголы, оканчивающиеся в начальной форме не на

 

    ИТЬ, относятся в глаголам I спряжения; пишем У) 2) скачУщий домой (от глагола «скакать», I спряжение, пишем суффикс УЩ), войска выдержАт (глагол-исключение «держать» относится ко II спряжению) 3) тревожАщийся (от глагола «тревожить», II спряжение, пишем суффикс АЩ) напрасно, рабы ропщУт (глагол «роптать» I спряжения, пишем У) 4) колЕшь (глагол «колоть» I спряжения, пишем Е), закручЕнный (суффикс ЕНН, суффикса ИНН нет) 5) вяжЕшь (глагол «вязать» I спряжения, пишем Е), увидЕвший   (от глагола «увидеть», перед суффиксом ВШ в причастиях пишем ту же букву, что и в окончании инфинитива глагола)
13 НЕЗАМЕТНАЯ не верящий в чудеса – причастие с зависимым словом (не верящий (во что?) в чудеса), пишем раздельно. не казалось — не с глаголами пишем раздельно. незаметная        контрастность     — прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида, без зависимых слов, пишем слитно. не должны — не с краткими прилагательными пишем раздельно. не мешало — не с глаголами пишем раздельно.
14 СОВСЕМНАПЕРЕКОР ИТАК (вводное слово, слитно), Константин утверждал, что эта поездка прибавила жизненных сил, я говорил ТО ЖЕ самое («то же самое» пишем в три слова). ЧТОБЫ (союз, пишем слитно; как проверить: если «бы» нельзя убрать из предложения или переставить в другую часть предложения без потери смысла предложения, пишем слитно) быть счастливым, нужно стремиться к успеху и в ТО ЖЕ (= «то же самое», местоимение с частицей,  можно

 

    проверить так же, как и в предыдущем слове:      убираем     «же»), время необходимо учиться благородству по отношению к окружающим людям. Вскоре птицы СОВСЕМ (наречие со значением «полностью, совершенно», пишем слитно) замолкли, кроме одной, которая НАПЕРЕКОР (наречие со значение «вопреки чему-нибудь», пишем слитно) всем монотонно чирикала. Незнакомец исчез за поворотом ТАК ЖЕ (местоимение с частицей, можно проверить так же, как и в предыдущем слове: убираем «же», смысл предложения не теряется, пишем раздельно) внезапно, как и появился, ПОЭТОМУ (наречие, пишем слитно) рассмотреть его не удалось. НАКОНЕЦ (наречие со  значением «напоследок», «под конец», пишем слитно) дождик перестал, но КОЕ-ГДЕ (наречие, с приставкой КОЕ- пишем через дефис), ещё толпились тяжёлые  громады отчасти рассеянных туч.
15 1234 излюблеННое А.П. Чеховым — причастие с зависимым словом (излюбленное (кем?) Чеховым). художествеННое средство — прилагательное с суффиксом ЕНН. монотоННость —            существительное от прилагательного «монотонный»,           основа оканчивается на Н + суффикс Н. умножеННые           на            механичность воспроизведения — причастие с зависимым словом           (умноженные (на что?)           на механичность воспроизведения),                     пишем НН.
16 25 1) При свете молнии стали видны дома (,) и сараи (,) и стволы мокрых деревьев. — однородные дополнения соединены по схеме «О, и О, и О», две запятые. 2) Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой (,) то вплетает в неё золотые и серебристо-

 

    жёлтые пряди. — однородные сказуемые соединены двойным союзом «то …, то …», одна запятая. 3) Зимой я ходил на охоту (,) либо катался с ребятами с горы (,) либо прогуливался с ними на лыжах. — однородные дополнения соединены по схеме «О, либо О, либо О», две запятые. 4) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб. — однородные сказуемые соединены союзом И, запятая не нужна. 5) Причастия способны как образно описать предмет или явление(,) так и представить его признак в динамике. — однородные сказуемые соединены двойным союзом как, так и, одна запятая.
17 13 1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни(3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьямшапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики. 2. Выделим запятыми деепричастные обороты: Птицы (,1) выбирая себе (2) спутников жизни (,3) 3. Определим место причастного оборота по отношению к определяемому слову: (4) присущей (5) его собратьям шапочки. Причастный   оборот стоит         перед определяемым словом,      запятыми не выделяем.
18 12 1. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопрос «кто, что?». Если такое слово не является в предложении подлежащим, это обращение. Выделяем запятыми. Обращений нет. 2. Найдите в тексте вводные слова. На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (, 1) кажется (, 2) не

 

    имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (является частью сказуемого «было видно») (4) каждому прохожему.
19 1 1. Выделяем грамматические основы: Более всего П.И. Чайковского вдохновлялапоэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) онсоздал лучшие свои оперы. 2. Ставим запятые на границе главного и придаточного предложений: Более всего П.И. Чайковского вдохновлялапоэзия А.С. Пушкина (, 1) по произведениям (2) которого (3) онсоздал лучшие свои оперы. Проверка.В этом задании не ставится запятая после союзного слова «который». Если слово «который» не является в придаточном предложении подлежащим, то и перед этим словом запятая тоже не ставится. Значит, запятые 2 и 3 не нужны.
20 234 1. Выделяем грамматические основы: После замечаний инструктора (1) ребятазашагали быстрее (2) и (3) когда стал о смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра. 2. Ставим запятые на границах предложений: После замечаний инструктора (1) ребятазашагали быстрее (2,) и (3,) когда стал о смеркаться (,4) до места ночлега оставалось всего три километра. Запятая (1) не ставится, потому что никакие обстоятельства места или времени в начале предложения запятыми не выделяются. Запятая (3) ставится, так как она стоит на «стыке» союзов и в продолжении предложения нет «то», «так» или «но».
21 46 (2) Маршрут был такой: Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. — тире в неполном предложении.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


    (3) Общая протяжённость маршрутапятьсо т сорок километров. — тире между подлежащим и сказуемым. (4) Советские люди считал и за честь совершить путешествие по страницам истории Древней Руси – по Золотому кольцу. — тире при приложении. (5) В 90-х годах наблюдался заметный спад внутреннего туризма – на общем фоне снизилась посещаемость и городов Золотого кольца. — тире в бессоюзном сложном предложении. (6) Но постепенно ситуация менялась в лучшую сторону, и на сегодняшний день маршрут «Золотое кольцо России» – один из развитых туристических маршрутов – вновь           пользуется  заслуженной популярностью. — тире при приложении.
22 25 1. Женщина в электричке не смогла дать ответ на интересующий рассказчика вопрос, потому что была учёным. – неверно. Женщина была ученым, но не «поэтому» не смогла дать ответ на вопрос. 2. Язык помогает находить ответы на сложные вопросы. – верно, см. предложение 12 и далее. 3. По мнению рассказчика, счастье обусловлено судьбой, с которой не поспоришь, с которой нужно смириться. – нет, смотри предложение 22. И это пригодится для определения позиции автора (задание 27). 4. Человек должен стремиться к материальному благополучию, в этом, по мнению собеседницы рассказчика, и заключается неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья. – нет, в предложении 40 идёт ре







double arrow