Возрождение как культурно-историческая эпоха. Ренессансный гуманизм. Периодизация литературы Возрождения в Италии

Смысл терминов «Возрождение», «Ренессанс».

Социально-экономические и политические предпосылки западноевропейского Возрождения. Философские основы возрожденческого антропоцентризма. Особенности ренессансного гуманизма. Формирование ренессансного типа культуры. Роль античной традиции и христианских идей в становлении и развитии эстетики Ренессанса. Специфика «северного» Возрождения. Хронологические границы эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии: от Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо до Л. Ариосто и Т. Тассо. Значение итальянских городов для формирования возрожденческих идей. Концепция ренессансной личности в трактатах Пикко делла Мирандолы. Идеи Н. Макиавелли, особенности ренессансного индивидуализма. Расцвет итальянской живописи в эпоху Возрождения и ее соотношение с литературой. Жанровое разнообразие итальянского Возрождения.

 

Сам термин «Возрождение» вводит живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари (1512-1574) в 1550 году в первой версии своего фундаментального труда «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Дополненный вариант жизнеописаний Вазари выпускает в 1568 году.

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304—1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Боккаччо (1313—1375), архитектора Филиппо Брунелески (1377—1446), скульптора Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386—1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) (1401—1428), гуманиста, писателя Лоренцо Валлу (1407—1457), гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу (1462—1494), философа, гуманиста Марсилио Фичино (1433—1494), живописца Сандро Боттичелли (1447—1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452—1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (1475—1564), живописца Рафаэля Санти (1483—1520) и многих других выдающихся личностей.

Чертой, объединяющей Петрарку, Боккаччо, Микеланджело и других гуманистов итальянского Возрождения, помимо других черт сходства, будет неослабевающий, деятельный интерес к античности, убеждающий в обоснованности именно такого понимания сути новой эпохи: провозвестник итальянского гуманизма - Данте совершает путешествие по Аду и Чистилищу, сопутствуемый Вергилием, в начале II песни Ада он обращается к музам, в Лимбе встречает античных философов и поэтов, в уста Улисса вкладывает слова о неограниченности человеческого дерзания

Но возрождение античности в искусстве опиралось на философскую базу, на интерпретацию идей Платона и Аристотеля, начатую еще в эпоху Дученто и направленную на пробуждение индивидуального начала и на осознание его значимости. «Специфика Возрождения состоит в том, что между его традиционалистской установкой (выразившейся в отношении к античной культуре как к абсолютной норме) и установкой инновационной (выразившейся в обостренном внимании к культурному смыслу индивидуальной деятельности) не существует никакого противоречия. Индивидуальное начало только тогда воспринимается как культурная ценность, когда умеет выразить себя на языке абсолютных моделей и образцов, когда открывает в себе общезначимое и всеобщее наравне с неповторимым и единичным», - указывает М. Л. Андреев. «Эпоха Возрождения (Ренессанса) называется так потому, - поясняет Г. К. Косиков, - что гуманисты вели борьбу за возрождение античного культурного наследия; само же выражение «гуманизм» имело не современный смысл («человеколюбие», «милосердие», «уважение к достоинству личности»), а происходило от латинского слова humanitas, обозначавшего те черты человека, которые отличают его от животных (разумность, духовная культура, образованность). В эпоху Возрождения гуманистами называли ученых, занимавшихся «гуманитарными штудиями» (stadia humanitatis), т. е. перенесших внимание с сугубо религиозных и схоластических проблем в область дисциплин, связанных по преимуществу с филологической и этической проблематикой (грамматика, риторика, поэтика, моральная философия, история), которая как раз и досталась гуманистам в наследство от античного мира.» Таким образом, формирование гуманистического мировоззрения выступает одновременно и причиной и следствием секуляризации духовных ценностей, охватившей Западную Европу в XII в., по итальянской терминологии в век Дученто (XII), предшествующий Возрождению.

К началу XIV века в ряде европейских стран (Италии, Франции, Германии, Испании) наблюдаются сходные с итальянскими реалиями исторические процессы, которые существенно изменяют социальную и духовную жизнь Западной Европы:

- расцвет торговли и городской культуры (приоритет принадлежит свободным городам-коммунам в Италии);

- развитие образования, рост числа университетов и соборных школ, проникновение образованности в городскую среду;

- секуляризация духовных ценностей на общем фоне антифеодальной и антицерковной направленности культуры, в первую очередь, городской;

- рост национального самосознания и интереса к национальному прошлому, раннехристианской культуре и античности;

- расцвет религиозного и философского свободомыслия.

Проторенессанс охватывает XIII в. и исторически идентичен во всех европейских странах, то его последствия приводят к расколу единой культурной зоны европейского Средневековья, последствием которого выступает внеравномерность культурного развития стран Западной Европы, вступающих в эпоху гуманизма в разное время и в разное время ее исчерпывающих.

В Италии Возрождение наступает в первой половине XIV в. и открывается периодом Раннего Возрождения - Треченто. Хотя наименование этапа соотносимо с веком XIY, тем не менее, к Раннему Возрождению в Италии относят и первую треть следующего этапа Возрождения – Кватроченто, тоже по названию века - XY. Этапы развития культуры Возрождения (на материале итальянского Ренессанса) можно представить так:

а) Раннее Возрождение – Треченто (середина XIV - середина XV вв.);

б) Высокое Возрождение – Кватроченто (вторая половина XV – начало XVI);

в) Позднее Возрождение - Чинквеченто (вторая половина XVI в. - начало XYII).

Поскольку в современном литературоведении специфику Возрождения идентифицируют по двум параметрам: возрождения античности и формирования гуманизма как нового мировоззрения, основанного на осознании значения индивидуальности, то предлагаемая периодизация вполне заслуживает внимания, хотя и приводит к существенным изменениям в представлении о границах эпохи Возрождения в разных западноевропейских странах.

Во Францию гуманистические идеи проникают на рубеже XIY-XY вв., но не получают широкого распространения. После итальянских походов французской армии к началу XIY века положение меняется: гуманистические идеи приобретают поддержку не только образованных ученых, философов и деятелей искусства, но высшей светской власти. Франция была сильным, единым феодальным государством, в отличие от Германии, страдавшей от анархии и распрей феодальных князей. Рыцарство трансформировалось в дворянство на королевской службе, третье сословие – сословие ремесленников и торговцев - осознавало себя как единое целое и боролось за общесословные права и интересы, а не за частные узколокальные привилегии. Франция была католической страной и влияние идей Реформации на заре XYI в. еще не приводило к социальному и религиозному расколу. Сильная централизация власти во Франции привела к тому, что и гуманизм фактически получил санкцию сверху, как указывает Г. К. Косиков: «В первой трети XYI в., когда французские гуманисты пользовались покровительством самого короля, Франциска I, их признанным главой был Гийом Бюде (1468-1540), занимавший высокую должность королевского библиотекаря и подготовивший план создания первого во Франции светского университета (Коллеж де Франс), основанного Франциском I в 1530 г. В основу преподавания здесь были положены не богословские, а филологические дисциплины. Другим выдающимся гуманистом той поры был философ, эллинист и математик, предшественник реформ анионного движения во Франции Жак Лефевр д'Этапль (1455-1537). Из гуманистов второй половины столетия выделяются Этьен Пакье (1529-1615), юрист и историк, а также грамматик и типограф Анри Этьен (1531-1598)».

Франциск I был просвещенным монархом-меценатом. Именно под его покровительство перебирается престарелый Леонардо да Винчи, обиженный новым Папой Львом Х. Но под покровительством монарха гуманизм еще не стал масштабным явлением, статус такового он приобретает только в 50-ых гг. XYI в., в творчестве поэтов Плеяды, начиная с теоретического манифеста школы «Защита и прославление французского языка» Ж. дю Белле. Начало эпохи гуманизма во Франции не было столь конфликтным и обостренно противоречивым, как в Германии, эти особенности обнаружатся позже в эпоху религиозных войн.

В Германии Проторенессанс продолжается дольше в силу объективных исторических условий (слабости центральной власти, раздробленности и разъединенности отдельных княжеств, сильных позиций церковного обскурантизма) и Возрождение, связанное в Германии с церковной реформой и потому называемое Реформацией, наступает со второй половины XY века. Б. И. Пуришев указывает: «С середины XY в. немецкий гуманизм быстро крепнет и развивается, приобщаясь к античному наследию, используя итальянский опыт и в трудной внутренней борьбе преодолевая средневековые бюргерские традиции. Ростки немецкого гуманизма возникли на исходе XIY в. в Праге, которая в царствование Карла IY (1346—1378) стала резиденцией императора. Именно там появились самые ранние образцы нововерхненемецкого книжного языка (канцлер Иоганн из Неймаркта) и такой выдающийся памятник немецкой предренессансной прозы, как «Богемский пахарь» (ок. 1400) городского писаря Иоганна из Зааца (ок. 1350 — ок. 1414). Это диалог между человеком и смертью, навеянный «плясками смерти», получившими широкое распространение в XY—XYI вв.

В книге, еще связанной со средневековыми представлениями, уже звучат новые, гуманистические мотивы. Пахарь проклинает смерть, которая похитила его любимую жену. Смерть говорит в свою защиту, что она возвращает людей к естественному равенству и, отметая отжившее, создает условия для грядущей жизни. Автор принимает некоторые доводы смерти, но ее мизантропизм отвергает. Он противопоставляет ему жизнелюбие богемского пахаря, который, не отрицая того, что мир переполнен коварством и прочими пороками, все же полагает, что без «радости, любви, веселья и развлечений» не может быть на земле ничего достойного. Что же касается человека, то только он, по словам пахаря, обладает «благородным сокровищем разума, только у него такое прекрасное тело, создать которое под силу одному богу, и в этом теле заключена бездна премудрости, все искусства и все науки». Наряду с Библией, Иоганн из Зааца обращается к Платону, Пифагору и другим античным философам, ища у них подтверждения своим мыслям.»

Немецкий гуманизм был чужд эпикурейским тенденциям, свойственным для Италии, к античному наследию немецкие мыслители начала XY относились тоже не так, как итальянские, восхищаясь не столько философией, риторикой и поэзией, сколько сатирой, в первую очередь Лукианом, у которого они находили приемы для борьбы с папством и обскурантизмом. Помимо античности немецкие гуманисты изучали раннехристианскую литературу, надеясь почерпнуть в ней средства борьбы с Вульгатой, современным богословием и самой католической доктриной. Способствовала развитию гуманистических идей в Германии деятельность Николая Кузанского (1401-1464), математика, естественника и богослова. Как ученый Николай Кузанский до Коперника высказал мысль о вращении земли, отстаивал ценность эмпирического познания; как богослов. Несмотря на должность католического кардинала, Кузанский высказывал возможность создания единой религии, объединяющей христиан, иудеев и мусульман, как политик отстаивал необходимость государственного единства Германии. Деятельность немецких гуманистов подготавливала церковную реформу Мартина Лютера, начавшуюся 31 декабря 1517 года, когда Лютер прибил к двери виттенбергской церкви тезисы против продажи индульгенций.

В Англии Проторенессанс также носил пролонгированный характер. «Предпосылки прогрессивного переворота в области общественной и культурной жизни появились в Англии рано, на исходе XIY в., но реализовались они медленно,» - указывает Р. Самарин. Во многом медленное течение предренессансных процессов объясняется сложной внутри- и внешнеполитической ситуацией: Столетней войной (1337-1453), крестьянскими восстаниями, сильным экономическим расслоением общества. Значительную роль в развитии английского Проторенессанса сыграли философские концепции ученых-богословов, а также университетская наука. Уильям Оккам (1300-1350), сторонник номинализма, развивал общий для предгуманизма постулат о достоверности умозаключений, добытых опытным путем. Хотя Оккам был изгнан с острова, его идеи нашли поддержку и в Англии и на континенте. Оккам утверждал, что единственная реальность, существующая вне ума – это индивидуумы, поэтому познание мира надо начинать с познания индивидов.

В 1497 голландский ученый, богослов и христианский гуманист Эразм Роттердамский посещает Англию и приходит в восторг от осксфордских ученых, описывая свою беседу с Колетом, Эразм восклицает, что ему кажется, будто он говорит с самим Платоном. «Названные Эразмом лица были первыми представителями английского гуманизма. Деятельность их приходится на последние годы XV и начало XVI в. Три старших представителя этой группы - Линэкр, Гросин и Колет - все прошли школу гуманизма в Италии. Вопросы борьбы с церковью и религией играли в английском гуманизме большую роль только на первом этапе Возрождения в Англии, который совпадал с периодом реформации. Это - период деятельности оксфордских гуманистов и Томаса Мора (конец XY - первая треть XYI в.), когда гуманистическая литература носила в Англии преимущественно теоретический характер,» - обобщает А. А. Аникст.

Однако, уже в литературе XIY в. обнаруживаются предренессансные тенденции. Яркие индивидуальности действуют в «Кентерберийских рассказах» (1387) Дж. Чосера (1340-1400): опираясь на сюжетную схему «Декамерона» Боккаччо, Чосер идет дальше и индивидуализирует историю, рассказанную тем или иным паломником; только батская ткачиха могла поведать о том, «что женщина всему предпочитает», основываясь на собственном жизненном опыте, а рыцарь старинный сюжет о рыцарских подвигах. «Кентерберийские рассказы» называют энциклопедией английской жизни XIY века, в которой куртуазный рыцарь показан как фигура анахроническая, в то время как продавец индульгенций обрисован сатирически, начиная с портрета, а деталь, ставящая под сомнение набожность аббатиссы – ее брошка с надписью: «Любовь побеждает все», - выступает и сатирически разоблачительной, с одной стороны, и отвечающей гуманистической концепции реабилитации человеческого естества и отказа от аскетизма, с другой.

Значение Чосера в становлении английского гуманизма неоспоримо, как указывал А. К. Дживелегов: «Чосер раскрыл перед английской литературой все пути для расцвета и приобщил ее к широкому движению мировой литературы. Но он не только создавал ценности чисто литературные. Он прокладывал рубежи в области культуры. Он дал своему народу литературный язык, и, черпая в народных представлениях о жизненной правде необходимый материал, выковывал из него, с помощью древних и итальянцев, формулу гуманизма. Вот почему, так велико его влияние на дальнейших этапах английской литературы.». «Кентерберийские рассказы» закончены не были: мы видим 29 паломников и можем прочитать 20 законченных историй и 4 незавершенных. Книга Чосера создавалась на рубеже XIY-XY веков и носит характер переходный от средневековья к Возрождению.

Начало английского гуманизма А. А. Аникст связывает с деятельностью ученых Осксфорда и позже Кембриджа и относит к началу XYI века. Иную точку зрения высказывают Н. В. Михальская и Г. В. Аникин: «В Англии Возрождение наступило в XYII в., позже, чем в Италии, Франции, Испании, но развивалось оно более интенсивно, опираясь при этом на идеи европейских гуманистов». Хотя за этим утверждением следует существенное уточнение, связанное с характеристикой эпохи рубежа XY-XYI вв.: «На рубеже XY-XYI вв. королевская власть в Англии сломила мощь феодального дворянства. В царствование Тюдоров - Генриха YII и Генриха YIII - происходит усиление абсолютизма. Осуществленная Генрихом VIII реформация устранила зависимость от папского Рима, уничтожила монастыри. Во главе новой англиканской церкви стал сам король. Уильямом Тиндалом на английский язык была переведена Библия. Результатом реформации явилось ослабление власти церковников и усиление гуманистических идеалов светской ренессансной культуры.». В качестве наиболее яркого представителя Раннего английского Возрождения исследователи называют Томаса Мора (1478-1535), а выражением гуманистических идей раннего английского Ренессанса «Утопию» (1516). Таким образом, начало Возрождения в Англии приходится на первую треть XYI в., а Высокое Возрождение приходится на начало XVII в., и находит выражение в творчестве У. Шекспира.

В Испании начало эпохи Возрождения, как правило, связывают с 1492 г. – открытием Америки и покорением Гранады. С. И. Пискунова, основываясь на исследованиях испанских историков культуры, философии и литературы, предлагает соотносить начало эпохи Возрождения в Испании с последней третью XY – первыми десятилетиями XYI вв. Начало Возрождения в Испании С. И. Пискунова связывает со следующими проторенессансными произведениями: «Трагикомедия о Калисто и Мелибее, или Селестина»(1499-1502) Фернандо де Рохаса, «Амадис Галльский»(1508) Гарси Родригеса де Монтальво, «Всеобщий кансьонейру» (1516) Гарси де Ризенде. З. И. Плавскин начало испанского Возрождения связывает с развитием каталонской культуры, с университетской традицией и первым в Испании рыцарским эпосом «Тиранттом Белым» Джоаното Мартореля (1441?-1470?) «Новые каталонские университеты в Барселоне (1430г.) и Хероне (1436 г.) становятся центрами гуманистической учености, изучения античности, формирования новой, ренессансной культуры. Появляются многочисленные переводы латинских авторов на каталонский язык (Цицерона, Тита Ливия и др.), а затем отчасти с этого языка и на испано-кастильский». Раннее Возрождение в Испании (1520-1550) проходит под знаком влияния итальянского гуманизма, в первую очередь, Ф. Петрарки.

Таким образом, эпоха Возрождения в большинстве западноевропейских стран начинается, когда Италия уже переживает яркий Ренессанс и ее авторитет становится общеевропейским. Дискуссионны, впрочем, и вопросы определения хронологических рамок этапов итальянского Возрождения. Уточняя границы эпохи Чинквеченто, М. Л. Андреев и Р. И. Хлодовский указывают, что «Зрелое возрождение начинается в Италии где-то в 70-ые годы XY в. и заканчивается к 40 годам следующего, XYI столетия». В качестве даты завершения Ренессанса в Италии те же исследователи предлагают принять 1595 г. – год смерти последнего великого поэта итальянского возрождения Торкватто Тассо, «и его несостоявшееся венчание лаврами на римском Капитолии вполне по-ренессансному завершает эпоху, начатую капитолийским триумфом Франческо Петрарки», либо год 1600 – год сожжения последнего великого ученого Ренессанса Джордано Бруно. Исходя из периодизации итальянского Возрождения, можно говорить о трех веках гуманизма, но только применительно к Италии, поскольку если к началу XYII века в Италии ренессансные процессы исчерпаны, то в Англии и Испании основные достижения эпохи Возрождения – трагедии Шекспира и «Дон Кихот» Сервантеса приходятся именно на начало XYII века. При этом Проторенессанс носил общеевропейский характер и гуманизм был общеевропейским культурным движением.

Любопытную и чрезвычайно доказательную точку зрения на проблему периодизации эпохи Возрождения высказывает Г. К. Косиков в статье «Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы»: «Западноевропейская средневековая цивилизация, будучи формой господства феодальных отношений и культурных ценностей, простирается, по мнению отечественных историков, вовсе не до конца XY века, а как минимум до середины XYII и имеет следующее внутреннее членение:

1. Конец Y - середина XI века - эпоха складывания феодализма;

2. Середина XI - конец XY века - эпоха расцвета феодального строя;

3. XYI - первая половина XYII века - эпоха зарождения и укрепления капиталистических отношений в недрах феодального строя и, как следствие, начало расшатывания последнего.

Сюда можно было бы добавить и четвертый период, поскольку известно, что решающим ударом по феодализму, бесповоротно изменившим лицо западноевропейского мира, явилась лишь Великая французская революция, а это позволяет считать верхней границей исторического существования средневековой цивилизации в Западной Европе конец XYIII столетия».

Из этого положения исследователь делает следующие выводы: трехсотлетний период, начиная с XIY в., принадлежит одновременно и Средним векам и Возрождению; культура Ренессанса не стала всеобщей национальной культурой ни в одной из европейских стран, гуманизм «не превратился в механизм, который регулировал бы основы общественной жизни»; исследователь подчеркивает, что средневековая цивилизация была разрушена не гуманизмом, который только подтачивал ее основы, а новыми капиталистическими отношениями. Тип государственности в Европе на протяжении Ренссанса оставался феодальным, расцвет перживала готическая архитектура, античность была составным элементом средневековой культуры. Тем не менее, бесспорным достижением ренессансного гуманизма (при всей его элитарности и локальности) выступает, по мнению исследователя, укрепление в обществе светского духовного климата, отвоевание относительно автономной области, где могла укрепиться свободная, терпимая и рационально-критическая мысль, составляющая оппозицию «любым поползновениям к авторитаризму». Собственно эта типологическая черта, объединяющая все национальные и содержательные типы западноевропейского гуманизма выступает одновременно и его категориальным признаком и его достижением. Таким образом, в эпоху Возрождения складывается новый тип мышления, новый способ отношения к человеку и к миру, получивший название гуманизм.

 

Гуманизм как новый тип мышления начинает складываться в эпоху Предренессанса и проходит исторический путь развития от зарождения до кризиса, как и вся культура Возрождения. Л. М. Баткин свою работу «Итальянские гуманисты. Стиль жизни, стиль мышления» начинает с определения понятия «гуманизм», обращаясь при этом к его узкому и широкому пониманию. В узком смысле гуманизм (точка зрения П. Кристеллера) – профессиональная область деятельности между 1280-1600 гг., которая заключалась в изучении и преподавании известного набора дисциплин (грамматики, риторики, поэзии, истории и моральной философии, включая философию политическую) на основе классической греко-римской образованности, т. е. «studia humanitatis». В широком смысле гуманизм (точка зрения Э. Гарена) представляет собой новое понимание места человека в мире, основой которого выступает слово как средство «возделывания души посредством изучения античных авторов, идея актуализации через studia humanitatis возможностей, заложенных природой в индивиде»29 Л. М. Баткин не видит противоречия между двумя трактовками понятия гуманизм, считая, что они соответствуют разным историческим этапам развития гуманизма: от раннего гуманизма с его социально-политической доктриной государства до зрелого гуманизма, переживающего трасформацию из особого способа мышления в особый тип культуры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: