Задачи познавательной деятельности следователя

Характеризуя следователя, как основного субъекта доказывания, отметим, что реализация ним поисковой функции зависит от наличия у него следующих субъективных факторов:

· Знаний о закономерностях возникновения информации о преступлении;

· Знаний о ситуационные особенности механизма возникновения информации о преступлении;

· Знаний о том, что может представлять собой доказательство в данной ситуации;

· Знаний о приемах и средства отбора информационных сигналов, то есть выявление доказательств, умение применять эти приемы и средства;

· Владение необходимыми субъективными качествами (наблюдательность, внимание, способность логически мыслить и т.д.).

По продолжительности, направленности и содержанию, познавательная деятельность следователя на определенных этапах расследования исходит из необходимости решения различных задач. Так, начальный этап характеризуется: трансформацией процессуальным путем собранных фактических данных в доказательства; проверкой, уточнением и дополнением исходной информации в целях развития, углубления представления о месте, времени, цели, мотив, субъекта (субъектов) преступления и предмет его активности, о орудия, средства, механизм совершения и другие обстоятельства происшествия исследуемых.

На дальнейшем этапе расследования происходит проверка и дополнение доказательной базы относительно установленных обстоятельств

по делу. С этой целью проводятся: определение и реализация возможностей по получению новой, дополнительной доказательственной информации, которая отсутствовала в деле (например, путем повторного осмотра ранее осмотренных объектов, направления их на дополнительную, повторную экспертизу); поиск, обнаружение и исследование других носителей информации, которые не были обнаружены на начальном этапе в результате сделанных следователем организационных, процессуальных или тактических ошибок.

Задача 2

Задание. Допустимо ли применение следователем указанного приема психического воздействия на подозреваемого?

Ответ: Не допустимо, так как следователь не не имел право диктовать подозреваемым что именно говорить и в какой форме, иначе теряется сущность такой процедуры как очная ставка и это является нарушением процессуального законодательства.

Задача 3

Задание. Какими знаниями об особенностях зрительных ощущений руководствовался следователь при оценке показаний потерпевшей А.

Ответ:  Человек ощущает хроматические (цветовые тона) и ахроматические (черный и белый) цвета. Цветовой тон — это специфическое отличие одного цветаст другого при одинаковой светлоте и насыщенности. Цвет — это психическое явление. Чувствительность глаза к световым волнам различна.

Классификация психофизиологических закономерностей рецепторной деятельности:

1. адаптация - приспособление глаза к световым раздражителям (к темноте, свету, цвету);

2. контрастность — изменения цветового ощущения из-за действия световых раздражителей;

3. последействие;

4. взаимодействие.

Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза. Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону коротких волн — 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине). Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению перепадов яркости света — это инструмент сумеречного зрения. В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек выключается.

Следовательно,  при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т.е. цветовую окраску предметов, а потерпевшая А. описала с точной подробностью все цвета, в которые якобы были одеты нападавшие, что невозможно, исходя из вышеперечисленных фактов, поэтому следователь и усомнился в достоверности ее показаний.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: