Г.
А класс Всеобщая история.
Тема: Обобщение и систематизация материала по теме «Страна Азии,Африки и
Латинской Америки 1945-нач.XXI века».
Цель урока: Обощить и ситематизировать материал по теме «Страны Азии, Африки и Латинской Америки 1945-нач.21 века».Выделить особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в послевоенные годы, рассмотреть причины «живучести» коммунистического режима на Кубе и проблемы «острова Свободы»; доказать прогрессивность влияния для дальнейшего развития ликвидации военно-диктаторских режимов в ряде стран региона;
- формировать критическое отношение к диктатуре в различных ее проявлениях;
- воспитывать познавательный интерес к изучению истории различных стран мира.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
После урока ученики смогут:
• объяснить суть процесса экономического и политического развития стран Латинской Америки в послевоенные года, причины «живучести» коммунистического режима на Кубе и проблемы «острова Свободы»;
|
|
• формулировать понятия: Латинская Америка, страны «третьего мра», нестабильность, вмешательство иностранных государств, военные перевороты, диктаторские режимы, вооруженная партизанская борьба, хунта;
• определят особенности и отличия коммунистической диктатуры и военного режима;
• усовершенствуют умение самостоятельно работать с различными источниками информации, критически относится к диктатуре в различных ее проявлениях.
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.
Южная Америка,
Жаркий континент.
В городах у берега
Чего только нет!
Солнца – сколько хочется,
Океан воды.
И на каждой площади
Яркие цветы.
*****
Если через океан
Плыть к другому берегу
Попадёшь на материк
Южная Америка.
А на том материке
Есть глубокая река,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там – стеною на пути
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
|
|
I. Мотивация учебной деятельности. 1.(Прочитайте и изучите материал)
• Какая она — Латинская Америка? Какие они — жители стран Латинской Америки? Какие особенности развития, политического устройства этих стран?
Латинская Америка – это страны и территории, которые расположены южнее границы США и Мексики (работа с Политической картой мира) Название региона условное, потому что отражает общее происхождение официальных языков большинства стран региона.
- Политически самостоятельных стран – 33;
- официальный испанский язык в 18 странах региона;
- португальский – в Бразилии;
- в других странах – французский, английский, голландский.
- общая площадь стран региона – 15% суши земного шара.
I. Актуализация опорных знаний.
• Латинская Америка, страны «третьего мира», нестабильность, вмешательство иностранных государств, военные перевороты, диктаторские режимы, вооруженная партизанская борьба, хунта.
Немного предыстории … Латинская Америка в XVI-XVIII
В XVI в. Испания и Португалия установили господство над той частью Нового Света, которая стала называться Латинской Америкой. Португальцам принадлежала Бразилия, а испанской короне — вся остальная территория Центральной и Южной Америки. Европейские завоевание оборвало дальнейшее самостоятельное развитие индейских народов.
Высшая власть в колониях
Испанские колонии в Латинской Америке делились на вице-королевства и генерал-капитанства. Соответственно, высшую власть осуществляли вице-короли и генерал-капитаны, которым подчинялись губернаторы провинций. Вице-короли в своих действиях отчитывались перед королевским правительством и Советом по делам в Мадриде. Решения Совета, в свою очередь, подлежали утверждению королем. Португальской Бразилией управляли назначаемые Лиссабоном генерал-губернаторы, а со второй половины XVII в. — вице-короли. Им принадлежала вся военная и гражданская власть на вверенной территории.
Хозяйственная жизнь
Вся жизнь в колониях была подчинена интересам метрополий. Испанцы открыли в Южной Америке богатые месторождения серебра и золота. Начала быстро развивать горнодобывающая промышленность, ставшая источником получения драгоценных металлов. Испанцы широко использовали на рудниках подневольную рабочую силу. Указом Карла V индейцы-язычники были объявлены потомственными рабами испанских колонизаторов.
Испанцы принуждали индейцев работать в латифундиях. Большая часть сельскохозяйственных продуктов шла на экспорт. Драгоценные и цветные металлы(золото,серебро,медь и олово), красители, хлопок, табак, тростниковый сахар и рис — все это в большом количестве вывозилось в Испанию и Португалию. Оттуда значительную часть продавали в другие страны Европы и не только.
Обрабатывающая промышленность в колониях почти не развивалась. Готовые изделия ввозились только из метрополии. Королевская власть не разрешала выращивать в колониях те сельскохозяйственные культуры (виноград, оливы, лен), которые производились в метрополии.
Положение коренного населения и чернокожих
Тяжелые условия жизни были источником высокой смертности среди коренного населения. Индейцы сотнями тысяч гибли от непосильного труда на плантациях и рудниках, от голода и болезней. Численность индейского населения катастрофически сокращалась. В связи с нехваткой рабочих рук в Америку начали ввозить чернокожих рабов из Африки. В Бразилии, например, они составляли основную массу непосредственных производителей. В испанских колониях основной рабочей силой оставались индейцы.
|
|
Чернокожих африканцев использовали преимущественно на плантациях сахарного тростника, кофе, табака и других тропических культур, а также в горнодобывающей промышленности.