Изучи данный теоретический материал

Лидовская Е.И.

Всеобщая история      7-А класс

Тема: Культура Западной Европы в V-XV вв.

Цели урока:

- формировать общие представления о культуре Западной Европы; о состоянии     образования и науки в период Средневековья;

- развивать умение давать характеристику выдающихся личностей и оценку их вклада в развитие мировой культуры;

- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками знаний, развивать критическое мышление у учащихся.

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к культурному наследию прошлого, развивать эстетический вкус.

КЛАССНАЯ РАБОТА

  1. Запиши в тетрадь число и тему урока.

2. Посмотри видеоурок по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=lFnGSIw23Ow&t=616s

Задание: используя материал видеоурока, запиши в тетрадь ответы на вопросы:

1. Как возникла портретная живопись.

2. Какие изобретения Средневековья имели практическое применение.

Отдохни. Сделай физкультминутку

Изучи данный теоретический материал

Эпоха Средних веков рассматривалась передовыми мыслителями нового времени как время мрачное, не давшее миру ничего: узкое религиозное мировоззрение, навязанное католической церковью препятствовало развитию науки и искусства. На сегодняшнем занятии мы постараемся оспорить это утверждение и доказать, что Средневековье, длившееся тысячу лет, оставило богатое культурное наследие для будущих поколений.

         С XI века в Западной Евро­пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI–XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм – массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер­тания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 1).

Рис. 1. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) – один из лучших памятников романского стиля в Испании.

С середины XII века в сво­бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль­ницы, гостиницы. Главными ук­рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII–XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо­ких колонн, а снаружи на мас­сивные опорные столбы и на со­единительные арки. Залы – просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи­сью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев­ной каменной резьбы готические соборы кажут­ся прозрачными (рис. 3).

Рис. 2. Собор Парижской Богоматери

В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы укра­шали снаружи и внутри сотнями, а то и тыся­чами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и свя­тых, епископов и королей. На­пример, в соборе в Шартре (Фран­ция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для не­грамотных» – изображать сце­ны, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и уст­рашать муками ада. В отличие от античного искусства, прослав­лявшего красоту человеческого тела, художни­ки Средних веков стремились раскрыть богат­ство души, мыслей и чувств человека, его на­пряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытяну­тых фигурах особенно живо передан облик лю­дей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все за­метнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы – Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.

Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением жи­вописи была книжная мини­атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан­динавских храмов XIV–XV веков.

Задание: на основании изученного материала сравни романский и готический стиль архитектуре, оформи сравнение в виде таблицы:

Вопросы для сравнения Романский стиль Готический стиль
     
     
     
     

 

Домашнее задание.

Изучить §26, выучить определения новых понятий.

Подготовить творческий портрет одного из деятелей культуры Средневековья.

Фотографию классной работы и творческий портрет, оформленный в виде документа Microsoft Word прислать на электронную почту учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: