Лидовская Е.И.
Всеобщая история 7-А класс
Тема: Культура Западной Европы в V-XV вв.
Цели урока:
- формировать общие представления о культуре Западной Европы; о состоянии образования и науки в период Средневековья;
- развивать умение давать характеристику выдающихся личностей и оценку их вклада в развитие мировой культуры;
- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками знаний, развивать критическое мышление у учащихся.
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к культурному наследию прошлого, развивать эстетический вкус.
КЛАССНАЯ РАБОТА
- Запиши в тетрадь число и тему урока.
2. Посмотри видеоурок по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=lFnGSIw23Ow&t=616s
Задание: используя материал видеоурока, запиши в тетрадь ответы на вопросы:
1. Как возникла портретная живопись.
2. Какие изобретения Средневековья имели практическое применение.
Отдохни. Сделай физкультминутку
Изучи данный теоретический материал
|
|
Эпоха Средних веков рассматривалась передовыми мыслителями нового времени как время мрачное, не давшее миру ничего: узкое религиозное мировоззрение, навязанное католической церковью препятствовало развитию науки и искусства. На сегодняшнем занятии мы постараемся оспорить это утверждение и доказать, что Средневековье, длившееся тысячу лет, оставило богатое культурное наследие для будущих поколений.
С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI–XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм – массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 1).
Рис. 1. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) – один из лучших памятников романского стиля в Испании.
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII–XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы – просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными (рис. 3).
|
|
Рис. 2. Собор Парижской Богоматери
В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для неграмотных» – изображать сцены, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и устрашать муками ада. В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытянутых фигурах особенно живо передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все заметнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы – Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.
Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV–XV веков.
Задание: на основании изученного материала сравни романский и готический стиль архитектуре, оформи сравнение в виде таблицы:
Вопросы для сравнения | Романский стиль | Готический стиль |
Домашнее задание.
Изучить §26, выучить определения новых понятий.
Подготовить творческий портрет одного из деятелей культуры Средневековья.
Фотографию классной работы и творческий портрет, оформленный в виде документа Microsoft Word прислать на электронную почту учителя.