Тема 1.1 История как наука.
Древняя Русь (IX-первая половина XII в.)
Предмет науки история. Методология и теория исторической науки. Принципы изучения исторических фактов. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Отечественная историография источников в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Русские исторические школы. Научная деятельность Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского и др. Советская историческая школа и её особенности. Причины жестокой политической ангажированности советских историков. Историческое знание в западном мире. Восточная традиция в исторической науке. Формированный подход при изучении истории. Влияние формационного подхода на развитие советской исторической науки. Цивилизованный подход к истории, мировая и отечественная наука о цивилизации. Типы самостоятельных цивилизаций.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Выделение восточного славянства. Расселение восточнославянских племенных союзов на территории Европы. Развитие у восточных славян землевладения, ремесла и торговли. Эволюция общины как основы организации общественной жизни. Верования и обычаи восточных славян.
|
|
Складывание ранних государственных объединений: Куявия, Славия и Аптания. Основные становления государственности. Роль норманнского влияния и споры о понятии «Русь». Первые великие князья Киевские и их деятельность. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и общественно-политические процессы становления русской государственности. Эволюция восточно-славянской государственности в XI – XIIв.в.
Этапы складывания удельной системы в Киевской Руси: причины и сущность. «Русская Правда» - древнерусский свод законов. Основные категории свободного и зависимого населения, их права и обязанности.
Древняя Русь и кочевники. Борьба Древнерусского государства с кочевыми народами Великой Степи. Византийско-древнерусские связи. Международные отношения Древней Руси: Византия, Польша и западноевропейские страны. Упадок Киевской Руси.
Языческая вера и её традиции в жизни древнерусского общества: божества, культ, праздники. Причины и значения принятия Киевской Русью православия, Политико-культурное влияние Византии на развитие Древнерусского государства, Роль православной церкви в быту и в общественной жизни Киевской Руси.
Практическое занятие
(очная, заочная и очно-заочная форма обучения)
|
|
«круглый стол»
Вопросы для обсуждения:
1. Откуда пошла Русь?
2. Образование Древнерусского государства и норманский вопрос.
3. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.
4. «Русская правда Ярослава Мудрого» – первый свод государственных правовых актов.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику источников дисциплины «История».
2. Определите подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный (авторы и сущность теорий), обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории.
3. Раскройте роль научных трудов русских и советских ученых-историков в развитии исторической науки.
4. Составьте схему отражающую процесс становления и развития русской, советской исторических школ.
5. Подготовить эссе по теме «Россия в истории развития мирового сообщества».
6. Изучить вопросы практического занятия
7. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
8. Подготовить научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Закономерности и особенности создания Древнерусского государства».
9. Подготовить научное сообщение по теме «Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (XI – первая треть XII в.)»
10. Подготовить письменное научное сообщение на тему «Экономические, политические и социальные предпосылки создания Древнерусского государства».