Государство Русь IX- первая половина XVI в

Тема 1.1 История как наука.

Древняя Русь (IX-первая половина XII в.)

Предмет науки история. Методология и теория исторической науки. Принципы изучения исторических фактов. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. Отечественная историография источников в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Русские исторические школы. Научная деятельность Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского и др. Советская историческая школа и её особенности. Причины жестокой политической ангажированности советских историков. Историческое знание в западном мире. Восточная традиция в исторической науке. Формированный подход при изучении истории. Влияние формационного подхода на развитие советской исторической науки. Цивилизованный подход к истории, мировая и отечественная наука о цивилизации. Типы самостоятельных цивилизаций.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Выделение восточного славянства. Расселение восточнославянских племенных союзов на территории Европы. Развитие у восточных славян землевладения, ремесла и торговли. Эволюция общины как основы организации общественной жизни. Верования и обычаи восточных славян.

Складывание ранних государственных объединений: Куявия, Славия и Аптания. Основные становления государственности. Роль норманнского влияния и споры о понятии «Русь». Первые великие князья Киевские и их деятельность. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и общественно-политические процессы становления русской государственности. Эволюция восточно-славянской государственности в XI – XIIв.в.

Этапы складывания удельной системы в Киевской Руси: причины и сущность. «Русская Правда» - древнерусский свод законов. Основные категории свободного и зависимого населения, их права и обязанности.

Древняя Русь и кочевники. Борьба Древнерусского государства с кочевыми народами Великой Степи. Византийско-древнерусские связи. Международные отношения Древней Руси: Византия, Польша и западноевропейские страны. Упадок Киевской Руси.

Языческая вера и её традиции в жизни древнерусского общества: божества, культ, праздники. Причины и значения принятия Киевской Русью православия, Политико-культурное влияние Византии на развитие Древнерусского государства, Роль православной церкви в быту и в общественной жизни Киевской Руси.

 

 

Практическое занятие

(очная, заочная и очно-заочная форма обучения)

«круглый стол»

Вопросы для обсуждения:

 

1. Откуда пошла Русь?

2. Образование Древнерусского государства и норманский вопрос.

3. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события.

4. «Русская правда Ярослава Мудрого» – первый свод государственных правовых актов.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику источников дисциплины «История».

2. Определите подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный (авторы и сущность теорий), обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории.

3.  Раскройте роль научных трудов русских и советских ученых-историков в развитии исторической науки.

4. Составьте схему отражающую процесс становления и развития русской, советской исторических школ.

5.  Подготовить эссе по теме «Россия в истории развития мирового сообщества».

6. Изучить вопросы практического занятия

7. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.

8. Подготовить научное сообщение (с мультимедиа-презентацией) на тему «Закономерности и особенности создания Древнерусского государства».

9.       Подготовить научное сообщение по теме «Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси (XI – первая треть XII в.)»

10. Подготовить письменное научное сообщение на тему «Экономические, политические и социальные предпосылки создания Древнерусского государства».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: