Согласованные определения

Конспект урока

Русское правописание: орфография и пунктуация.

 Дата 11.04.2020.

Группа № 80 профессия машинист крана (крановщик) 3 курс

Тема: «Обособленные определения согласованные и несогласованные» (2 часа)

Форма работы: индивидуальная, электронное  обучение.

Тип урока: урок повторения и обобщения  материала.

Цель урока:   систематизировать знания обучающихся по теме урока, совершенствовать навыки правописания   

Ключевые слова: обособленные члены предложения, второстепенные члены предложения, обособление, выделительные знаки препинания, обособленные определения, согласованное и несогласованное определение, распространённое определение, причастный оборот, выделительные знаки препинания

 

Основные понятия:

Обособленные члены предложения – это второстепенные члены, которые в устной речи выделяются интонацией, а в письменной речи – запятыми и тире.

Используемая литература:
Учебник Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. –М.: Просвещение, 2017

Интернет - ресурсы:

1.Видео. 11 класс - Русский язык - Знаки препинания в предложениях с обособленными определением... Онлайн-гимназия. https://yandex.ru/video/preview/ Дата обращения 10.04.2020

Презентация к уроку по теме: «Обособление согласованных и несогласованных определений»


Ход урока

1. Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

 


Ребята, на этом уроке вы

  мы вспомните, что такое обособленные члены предложения и каковы их отличительные особенности,  правила обособления причастных оборотов, различные способы обособления в устной и письменной речи.

Термин «обособление» ввёл в науку учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский.

Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения. Все они имеют как общие, так и собственные правила обособления.

 

 

2. Объяснение нового материала
Объясняющий модуль.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понятие обособления.

Обособление согласованных определений.

Обособление несогласованных определений.

Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придания им некоторой самостоятельности.

Обособляются как одиночные второстепенные члены (определение, обстоятельство, дополнение), так и второстепенные члены с зависимыми словами. Чем больше пояснительных слов имеет обособленный второстепенный член предложения, тем большее значение приобретает обособленный оборот: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А. Твардовский)

Придавая речи особую выразительность, обособленные члены могут стоять как перед определяемым словом, так и после него. Обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире.

Согласованные определения.

Обособляются согласованные определения, выраженные причастием или именем прилагательным с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова: На иных берёзах, обращённых к солнцу, появились серёжки золотые, чудесные, нерукотворные. (М. Пришвин)

Не обособляются распространённые согласованные определения:

1) если они стоят перед определяемым словом и не имеют добавочных обстоятельственных значений: Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке. (Б. Пастернак) Ср.: Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А. Твардовский) В последнем предложении можно поставить вопросы: Тёркин (какой?) оглушённый тяжким гулом и Тёркин никнет головой (почему?) оглушённый тяжким гулом (ср. также: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом);

2) если они стоят после определяемого слова и сливаются с ним по смыслу, например: Аркадий встал с утра с настроением игриво радостным (Н. Лейкин);

3) если они связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого (именная часть), например: Ночи были короткие, светлые.

Как правило, в качестве связки употребляются глаголы движения и состояния. Если же глагол может функционировать в качестве сказуемого самостоятельно, без определения, то определение обособляется. Ср.: Белов шёл довольный услышанным. (Н. Соротокина) — Белов шёл быстро, довольный услышанным;

4) если они выражены сложной формой степеней сравнения имён прилагательных (сравнительной и превосходной), так как выступают в функции единого нечленимого члена предложения, например: Гент никогда не видел человека более бесхитростного, чем он. (А. Грин)

Обособляются:

1) два и более одиночных определения, стоящие после определяемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определение), например: Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты (И. Бунин); И звук их бубенцов, размеренный, печальный, мне говорил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, глухой, патриархальной, далёкой для меня, я почитал душой. (И. Бунин)

Примечание. Если препозитивное определение отсутствует, последующие определения могут либо обособляться, либо не обособляться в зависимости от смысла и интонационно-смысловой их близости с определяемым именем существительным, например: Впереди были горы, высокие, неприступные (В. Обручев); Кухарка жирная у скаред на сковородке мясо жарит. (Арс. Тарковский)

2) одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если они имеют добавочное значение, например: Люди же, изумлённые, стали как камни (М. Горький);

3) одиночные и распространённые определения, стоящие перед определяемым именем существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение, например: Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют (А. Пушкин)*;

* Подобные определения близки по значению к оборотам с будучи. Ср.: Будучи прозрачными, леса как будто пухом зеленеют.

4) одиночные и распространённые определения, независимо от их положения к определяемому слову (препозитивное и постпозитивное), если они отделены другими словами от определяемого слова, например: На улицу меня пускали редко, каждый раз я возвращался домой, избитый мальчишками (М. Горький);

5) одиночное или распространённое определение, относящееся к личному местоимению, независимо от его места по отношению к определяемому слову, например: Я читал, возбуждённый и взволнованный (М. Горький); Я, ошеломлённый, ничего толком не понимая, почти бегом спустился с горы. (К. Паустовский)

Примечания. Не обособляются определения, относящиеся к личному местоимению:

1) если определение одновременно связано с подлежащим и со сказуемым, например: Они шли домой весёлые и довольные. Ср.: Они, весёлые и довольные, шли домой; Весёлые и довольные, они шли домой;

2) в восклицательных предложениях типа: Ой вы мои хорошие!

Не обособляются одиночные и распространённые определения, стоящие после неопределённого местоимения, если они образуют с ним единое смысловое целое, например: Сзади его головы плескалось и пенилось что-то лиловое, игривое. (Н. Соротокина)

Если же связь определения с определяемым местоимением менее тесная, а после местоимения делается пауза, то обособление возможно. Ср.: Что-то, лиловое, игривое, плескалось и пенилось сзади его головы.

Не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота определительные, указательные и притяжательные местоимения, если они связаны только по смыслу и интонационно, например: Мне запомнился этот блестящий на солнце снег.

Примечание. Если же определение имеет добавочное значение и выделяется интонационно, то оно обособляется,на пример: Этот, блестящий на солнце, снег мне запомнился.

3.Несогласованные определения.

Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами имён существительных (чаще с предлогом), если подчёркивается выражаемое ими значение, например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, турится, чему-то улыбается. (М. Горький)

Как правило, несогласованные определения обособляются, если:

1) относятся к личному местоимению, например: В широком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаивала у подъезда (Л. Толстой);

2) относятся к имени собственному, например: Русый, с кудрявой головой, без шапки и с расстёгнутой на груди рубахой, Дымов казался красивым и необыкновенно сильным (А. Чехов);

3) отделены от определяемого слова другими членами предложения, например: Лицо её, с симпатично вздёрнутым веснушчатым носиком, светилось радостью (А. Грин);

4) образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями, например: Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер (М. Горький);

5) употреблены при существительном со значением родства, профессии, должности и т. д. и выражают добавочное сообщение, содержат конкретизацию, например: Мать, полуголая, в красной юбке, стоит на коленях. (М. Горький)

Подобное обособление может использоваться как средство специального отрыва данного оборота от последующего сказуемого, к которому он также мог быть отнесён по смыслу и синтаксически;

6) выражено оборотом с прилагательным в сравнительной степени, например: Маленькие усы, немного темнее волос, делали его лицо привлекательным. (Л. Толстой)

Несогласованные определения могут вместо запятых выделяться тире:

1) если они выражены неопределённой формой глагола (инфинитивом); в данных случаях перед ними можно поставить а именно, например: Таким образом, волей-неволей мы должны бьии отказаться от первоначального намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири (В. Каверин);

2) в середине предложения несогласованные определения выделяются тирс с двух сторон. Ср.: От первоначштного намерения — пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири — волей-неволей мы должны были отказаться.

Примечания. 1. Если но условиям контекста после определения, выраженного инфинитивом, должна ставиться запятая, то второе тире опускается. Например: Это была моя обязанность — нести отцу обед, и я ею очень гордился.

2. Тире при согласованных и несогласованных определениях, имеющих различные способы выражения, можно поставить тогда, когла необходимо особо подчеркнуть их смысловую значимость; в данных случаях они выполняют также функцию пояснения. Ср.: На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, нечистый и плотный (И. Тургенев); Правда, что птица не знает человеческих — моральных, психологических и государственных — границ. (В. Солоухин)

3.Обобщение материала
Тренировочный модуль.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: