Дистанционное задание по семинарским занятиям по дисциплине «История психологии»

 

 
 
Тема №6:

 
Период открытого кризиса психологии

 

Задание №1. (до 08.04. – 14.04.2020)

Составить конспект ответов на вопросы семинара ("вопросы для обсуждения") - файл Word; подготовить презентацию (Power Point), которая освещает все вопросы для обсуждения по данной теме (№1-4) - в том числе и с под вопросами.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки развития кризиса в психологии [cм. лит-ра №7].

Различные подходы к предмету и методам психологии в системе научного и практического знания.

Варианты выхода из кризиса, образование различных научных школ в Европе и Соединённых Штатах Америки (бихевиоризм, глубинная психология, гештальтпсихология).

2.  «Психология глазами бихевиориста» Джона Б. Уотсона. Необихевиоризм Э. Толмена. Концепция Берреса Скиннера. Социобихевиоризм Альберта Бандуры.

3. Гештальтпсихология как одно из направлений психологической науки: основные положения. «Теория поля» Курта Левина. Гештальттерапия Фредерика Перлза.

4. Глубинная психология.

З. Фрейд и развитие психоанализа. Основные характеристики концепции и принципы психоанализа. Структура и уровни психики человека. Психоанализ как теория личности: структура личности, мотивация, развитие личности. Формы психологической защиты человека. Психоанализ как психотерапевтический метод. Критика психоанализа. Значение психоанализа З. Фрейда для развития психологии.

Аналитическая психология К. Г. Юнга. Структура психики по К. Г. Юнгу. Коллективное бессознательное, архетипы, понятие интроверсия и экстраверсия. Словесно-ассоциативный тест как метод исследования личности.

Индивидуальная психология А. Адлера: социальный интерес, чувство неполноценности, стремление к превосходству, цель жизни, стиль жизни, творческая сила «Я», фиктивный финализ.

Основные направления неофрейдизма (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан).


Задание №2. (до 14.04.2020) Выполнить практические задания (№1-3), заполнить сводную таблицу по теме и таблицы: «Дифференциация психологии в период открытого кризиса», «Бихевиоризм» - файл Word.

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.  Заполните сводную таблицу:

«Зарождение и развитие психологии как науки» [1]

Время Предмет Метод Представители Основные идеи Основные достижения периода (итоги)

I. Развитие психологии в недрах философии

Античность          
Средние века          
Возрождение          
Новое время          

II. Развитие психологии как самостоятельной науки

Середина ХІХ в.          
Конец ХІХ века – начало ХХ в.          
Середина ХХ в.          
Конец ХХ в.          

 


 

2. Заполните таблицы:

«Дифференциация психологии в период открытого кризиса»

Школа/ направление  Представители Предмет и задачи психологии Основные идеи и принципы в понимании психики Метод исследования
Экспериментальная физиологическая психология        
Описательная психология        
Французская социологическая школа        
Французская психологическая школа        

«Бихевиоризм»

Автор концепции  Схема поведения
Джон Уотсон *стимул ------реакция
Э. Толмэн *стимул --- промежуточная переменная (знания, цели)--реакция
К.Халл  
Б.Скиннер  
Д.Мид   
Дж.Роттер   
Д.Доллард   
А.Бандура  

3. Выполните следующие задания:


Гештальтпсихология

1. Приведите примеры действия в повседневной жизни переструктурирования фигуры и фона.

2. В научном фильме «Ханна садится на камень» (1928) рассказывается о маленькой полуторагодовалой девочке, которая предпринимает тщетные попытки сесть на камень. Девочка кружится вокруг камня, прижимается к нему, хлопает по нему ручками, даже лижет его, но не садится. Какой феномен К.Левин демонстрирует в этом фильме?

3. Определите, о каком феномене теории поля К.Левина идет речь: «Курт Левин неоднократно указывал на то, что хотя удовлетворение потребности представляет собой процесс разрядки, однако сам процесс этой разрядки совершается разными путями и зависит от многих условий» (Б.В.Зейгарник, 1981).

Глубинная психология

1. Приведите примеры проявления бессознательного в обыденной жизни (описки, оговорки и т.п.).

2. Интерпретируйте феномены, описанные З. Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни»:

«Прямо невероятный случай описки и очитки произошел в редакции одного распространенного еженедельника. Редакция эта была публично названа «продажной», надо было дать отпор и защититься. Статья была написана очень горячо, с большим пафосом. Главный редактор прочел статью, автор прочел ее, конечно, несколько раз — в рукописи и в гранках; все были очень довольны. Вдруг появляется корректор и обращает внимание на маленькую ошибку, никем не замеченную. Соответствующее место ясно гласило: «Наши читатели засвидетельствуют, что мы всегда самым корыстным образом отстаивали общественное благо». Само собой понятно, что должно было быть написано: «самым бескорыстным образом». Но истинная мысль со стихийной силой прорвалась и сквозь патетическую фразу<…>»

«Неприятную шутку, которую сыграли со мной мои бессознательные мысли, раскрывает следующий пример. Должен предупредить, что в качестве врача я никогда не руковожусь соображениями заработка и — что разумеется само собой — имею всегда в виду лишь интересы больного. Я пользую больную, которая пережила тяжелую болезнь и ныне выздоравливает. Мы провели ряд тяжелых дней и ночей. Я рад, что ей лучше, рисую ей прелести предстоящего пребывания в Аббации и прибавляю: „Если вы, на что я надеюсь, не скоро встанете с постели“. Причина этой обмолвки, очевидно, эгоистический бессознательный мотив — желание дольше лечить эту богатую больную, желание, которое совершенно чуждо моему сознанию и которое я отверг бы с негодованием».

 

Задание №3. (до 15.04.2020). Подготовьте индивидуальный стендовый доклад на тему: «Бихевиоризм», «Гештальт-психология», «Глубинная психология» (один на выбор). Отразите основных представителей и их основные психологические идеи (в виде текста, графиков, таблиц, картинок). Текст должен отражать самые основные идеи и составлять не более 50% пространства стендового доклада (сюда не входят таблицы и графики).

Рекомендованная литература:

1. Галустова, О.В. История психологии в вопросах и ответах: учебное пособие / О.В. Галустова. – М.: Проспект, 2005. – 216с.

2. Еникеев, М.И. История развития психологии: учебник / М.И. Еникеев – М.: Приор, 2001. – 64с.

3. Ждан, А. Н. История психологии. От античности к современности: ученик / А. Н. Ждан. – М.: Деловая книга, 2010. – 528с.

4. Ильин Г. Л. История психологии: учебник для бакалавров / Г. Л. Ильин. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 389 с.

5. История психологии в таблицах: учеб. пособие / З.А. Ахметова, Е.А. Машукова, А.Ю. Парасухина, Е.В. Пастухова. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. – 86 с.

6. Кольцова В.А, Олейник Ю.Н. Учебное пособие по истории психологии [Электронный ресурс] // Studmed (www.studmed.ru). URL: https://www.studmed.ru/view/kolcova-va-oleynik-yun-uchebnoe-posobie-po-istorii-psihologii_0f134474756.html

7. Леоненко Н.О. История психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Н.О. Леоненко – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2013 – 132 с. (см. стр. 66-101)!

8. Лучинин А.С. История психологии: учебное пособие – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. 

9. Марцинковская, Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 544 с.

10. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М. Издательство: Академия, 2003. – 416 с.


[1] Таблица заполняется по мере рассмотрения периодов. На семинар по теме №5 соответствующие колонки должны быть и могут быть заполнены в электронном варианте (или от руки) (для обсуждения). К концу курса таблица должна быть полностью заполнена. Шаблон таблицы может быть распечатан, наполнение таблицы заполняется от руки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: