Учитель: Ребята, откройте учебники на стр. 147. Я читаю текст, а вы внимательно слушаете и рисуете мысленно то, что я буду читать.
Учитель читает текст. Ученики слушают.
Учитель: Ребята, понравился ли вам этот рассказ и почему? Кто является главными героями рассказа?
VIII. Словарная работа
Учитель: В тексте этого рассказа нам встретились незнакомые и непонятные слова. Давайте выясним их значение.
Слайд 13
Слово появляется на экране. Произносится сначала учителем, потом хором. Определяется лексическое значение.
Верста - русская единица измерения расстояния, примерно равная 1 км.
Слайд 14
Гвалт – крик, шум.
IХ. Физминутка «Птицы»
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сгоняет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
X. Работа с текстом.
Учитель: Ребята, сейчас вы будете читать рассказ «Грачи прилетели» шёпотом.
Жужжащее чтение.
Выборочное чтение
Учитель: Ребята, как выглядит грач? Красива ли эта птица по вашему мнению? Зачитайте.
Ученики: «Как они хороши! Все иссиня-черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это и зовут грачей белоносыми».
Учитель: Сейчас мы прочитаем этот рассказ по цепочке и выясним, как селятся грачи: стаей или поодиночке.
Чтение по цепочке.
Учитель: Итак, как селятся грачи? (Грачи селятся стаями)
Учитель: Какая песня у грача? Как называет ее автор? («гвалт поднимут»)
Учитель: понравилась ли грачиная песня маме? Что она говорила по этому поводу? (Маме песня не нравилась. Она говорила, что житья от них нет).
Учитель: А понравилась ли грачиная песня мальчику и дяде? (Да)
Учитель: Ребята, закройте глаза и послушайте пение грача.
Аудиозапись «Пение грача».
Учитель: Скажите, понравилась ли вам грачиная песня и почему?
Ученики высказывают свое мнение.
XI. Анализ картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Учитель: Ребята, примерно за 100 лет до написания рассказа «Грачи прилетели» знаменитый русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов написал одноименную картину.
Эта картина очень высоко ценится. В настоящее время она хранится в Третьяковской галерее. Я прошу вас посмотреть на нее. Что вы видите? Нравится ли вам эта картина и почему?
Ученики высказывают свое мнение.