Иов.39:34. вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои

Книга Иова.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глав 39

Описание животного царства. 31–35. Смирение Иова.

Иов.39:1. Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей?

Иов.39:2. можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их?

Иов.39:3. Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши;

Иов.39:4. дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним.

Дикие козы и серны, как бы сознавая свою беспомощность в период беременности и родов, удаляются на это время в неприступные для своих врагов – людей и животных, гористые местности и здесь рождают и воспитывают своих детей. Поэтому человек и не знает, когда они рождают, не может «рассчитать месяцы их беременности».

Иов.39:5. Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру,

Иов.39:6. которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем?

Иов.39:7. Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика,

Иов.39:8. по горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью.

Дикий осел – евр. "пере" от «пара» – «быстро бежать», азиатское «кулан», принадлежит к числу тех животных, которые не могут быть приручены человеком. Обитатель степей он находит себе пищу в солончаках, не выносит городского шума и не может быть приспособлен, подобно домашнему ослу, к переноске тяжестей.

Иов.39:9. Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?

Иов.39:10. Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле?

Иов.39:11. Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою?

Иов.39:12. Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое?

Подобною же неспособностью к приручению отличается животное "реем", "единорог" синодального чтения, «μονοκέρως" LXX, ῥινοκέρως Акилы и Вульгаты (ложное истолкование μονοκερως LXX). Новейшие экзегеты – Делич, Ланге и др. на основании Талмуда, свидетельств Плиния Младшего и египетских памятников об однорогой антилопе разумеют под «реем» водящуюся и до настоящего временя в Сирии белую газель – орикса. И наконец, третьи: Гезениус, Де Ветте, Умбрейт, видят в нем дикого быка. Последнее мнение едва ли не самое верное. Единорог противополагается однородному с ним домашнему животному, употребляемому для обработки полей т. е. волу; с последним же однороден дикий бык.

Иов.39:13–18. Описание страуса. Как дикий осел и бык в противоположность домашнему волу и ослу не могут быть приручены, так точно и похожий на аиста страус отличается многими особенностями.

Иов.39:13. Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу?

Буквальное чтение данного стиха должно быть такое: «весело развевается крыло страусово, аистово ли это крыло и перо»? Хотя страус по окраске своих перьев, наклонностям к жизни целыми стаями и напоминает аиста, но он во многом не похож на него.

Иов.39:14. Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их,

Иов.39:15. и забывает, что нога может раздавить их и полевой зверь может растоптать их;

Иов.39:16. он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен;

Иов.39:17. потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла;

Одна из подобных особенностей заключается в отношении страуса к своему потомству. В то время как аист нежен к своим детям, почему и называется "хасида" – «благочестивым», страус жесток (ст. 16; ср. Плач. 4.3). Он оставляет свои яйца на произвол судьбы, нисколько не тревожась тем, что они могут быть раздавлены и пожраны животными. Но это природное неразумие страуса, грозящее его потомству гибелью, устраняется тем, что сама пустыня, – жаркий песок, согревает его яйца и выводит детей. Труд его не остается напрасным (ст. 16).

Иов.39:18. а когда поднимется на высоту, посмевается коню и всаднику его.

По-видимому, беспомощный ввиду неспособности летать, страус обладает быстрым бегом, спасающим его от преследования врагов, в том числе людей.

Иов.39:19–25. За описанием страуса, этого, по выражению арабов, полуверблюда, полуптицы, следует описание коня, как бы рожденного, предназначенного для битвы.

Иов.39:19. Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою?

И действительно, ему дана сила, нужная для войны (евр. «гебура»; ср. Суд. 8.21; 4Цар 18.20).

Иов.39:20. Можешь ли ты испугать его, как саранчу? Храпение ноздрей его – ужас;

Иов.39:21. роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию;

Правильное чтение: «заставишь ли его скакать, как саранчу?» Гарцуя, переходя в галоп, лошадь делает скачки, подобно саранче (ср. Иоиль 2.4), а проявляемая ею в данном случае горячность сказывается в храпе, пугающем окружающих, и привычке бить, рыть копытом землю.

Иов.39:22. он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча;

Иов.39:23. колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик;

Иов.39:24. в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы;

Иов.39:25. при трубном звуке он издает голос: гу! гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик.

Не уменьшается горячность лошади и обстановкою битвы. Для нее – ничто меч, сверкание копья и дротика, а звуки трубы, – употребляемого на войне сигнального рожка (евр. «шофар», ср. Суд. 3.27; 2Цар 2.28, 20.22), и крики вождей приводят ее еще в большее возбуждение.

Иов.39:26. Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?

Подобно другим птицам, "нец" – "ястреб" наделен инстинктом предчувствовать наступление холода и на время зимы перелетать на полдень – в теплые страны.

Иов.39:27. По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?

Иов.39:28. Он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных;

Иов.39:29. оттуда высматривает себе пищу: глаза его смотрят далеко;

Иов.39:30. птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он.

Ряд явлений мира животного начинается описанием царя зверей, – льва (Иов 38.39), а заканчивается описанием царя птиц, – орла. Его особенностью является привычка вить гнездо на вершинах гор, в неприступных местах (ср. Иер 49.16), сообразно с чем ему и дано острое зрение, помогающее высматривать добычу с недоступных для человека высот.

Иов.39:31. И продолжал Господь и сказал Иову:

Иов.39:32. будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему.

Иов.39:33. И отвечал Иов Господу и сказал:

Иов.39:34. вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: