Конспект на тему «Житие Феодосия Печерского» Нестора как классический образец преподобнического жития

Конспекты студентки группы 19ИПД1 Усаковой Екатерины

«Житие Феодосия Печерского» было написано иноком Киево-Печерского монастыря Нестором,которому большинство исследователей приписывает и создание «Повести временных лет». По вопросу о времени возникновения жития мнения ученых расходятся. Одни(А.А.Шахматов, М.Д.Приселков) относят его к 80-м годам XI в., считая,что произведение было составлено вскоре после смерти печерского игумена, когда память о нем была еще свежа, что обьясняет обилие исторических и бытовых подробностей, внутреннюю хронологию и поразительную точность в рассказе Нестора о жизни Феодосия. Агиографу известно, что будущий святой родился в городе Васильеве,недалеко от Киева, и что позднее его семья переехала в Курск.По мнению других исследователей (С.А.Бугославского, И.П.Еремина), житие святого было создано в начале XII в., когда вокруг личности Феодосия возник ореол легенд.

Феодосий Печорский скончался 3 мая 1074 г., следовательно, его житие не могло быть написано раньше этого срока. Канонизация святого, предпринятая по инициативе кянзя Святополка Изяславича, произошла в 1108 г.

«Житие Феодосия Печерского» показывает, насколько свободно древнерусский автор владел искусством агиографического повествования. Следуя жанровому канону, Нестор насытил произведение традиционными для жития образами и мотивами. Во вступлении,используя литературный прием самоуничижения, автор представился читателю как «гръшьный Нестер», «грубъ сы и неразумичьнъ», который «дерзнул» написать о Феодосии Печерском, положившем начало монашеству на Руси, чтобы прочитавшие житие русского святого укрепились в вере и исполнились гордости за свой народ.

Рассказывая о детстве Феодосия, Нестор отметил духовную зрелость героя,который «къдътьмъ играющимъ не приближашеся, якоже обычай есть унымъ, нъ и гнушашеся играмъ ихъ». Став игуменом, Феодосий творит чудеса: с помощью молитвы одолевает бесов и наполняет пустой сусек в монастырской кладовой мукой; когда братии не на что купить еду, «светлый отрок» приносит Феодосию золотую гривну.

Опираясь на жанровый канон и активно используя в качестве источников памятники византийской агиографии- жития Антония Великого, Саввы Освященного, Евфимия Великого и других святых, Нестор смело выходит за рамки дозволенного «списателю жития», проявляя художественную оригинальность и самостоятельность.

Автор жития Феодосия стремится передать неповторимый колорит эпохи, что превращает произведение в ценный источник исторических сведений. Основная часть жития иногда напоминает «агиографическую летопись» Киево- Печерского монастыря, так как включает в себя рассказы о духовных наставниках, сподвижниках и учениках Феодосия.

Русский житийный герой, как отмечают исследователи, в большей степени деятелен, чем герои переводных житий, поскольку монашество для него- это проявление активной жизненной позиции, борьба за новую государственную идеологию-христианство. Феодосий Печерский в изображении Нестора- это не монах-затворник, а рачительный хозяин, строитель и дипломат, который сумел сделать монастырь из пещерного наземным, ввести общежительный Студийский устав, привлечь к своей деятельности покровителей из богатой и влиятельной боярско-княжеской среды.

Когда на киевском престоле обосновался Святослав, прогнавший старшего брата Изяслава, Феодосий отказался в повседневных молитвах упоминать его имя как имя великого князя, обратился к Святославу с «гневной епистолой». Лишь авторитетность монастыря и его игумена спасла Феодосия от мести князя.

Главным для Нестора было создание «портрета души» героя. Феодосий Печерский «ни гнъвьливъ, ни яръ очима, нъ милосьръдъ и тихъ». Нестор наделил героя чувствительным сердцем:святой плачет от радости, когда Никон постригает его в монахи; встретившись с ним после долгой разлуки, Феодосий кланяется учителю до земли, обнимает его, падает на колени и не может сдержать слез. Вместе с тем Феодосий в принципиально важных для него вопросах мог проявлять непреклонность характера и духовный максимализм, когда речь шла о нарушении монастырского устава или порядка наследования киевского престола.

Житийный антигерой выступал в образе «злой жены», которая уподоблялась «сосуду дъявола». В сочинении Нестора после традиционной характеристики родителей святого как благочестивых людей изображен конфликт Феодосия с матерью, горячо любившей сына и желавшей видеть его наследником богатого имения. Рано овдовев, она противится желанию старшего сына уйти в монастырь или стать паломником. В краткой портретной зарисовке подчеркнут мужеподобный облик женщины, крепкой телом, сильной и решительной, обладающей грубым, низким голосом и страшной в гневе. Настигнув ьеглеца, «от ярости же и гнъва…имъни й за власы, и повръже й на земли, и своима ногама пъхашети».Образ матери святого лишается одноплановости, становится полнокровным и живым.

Основную часть жизнеописания Феодосия Нестор строит как цикл «новелл», каждая из которых иллюстрирует одну из добродетелей святого: смирение, трудничество, аскетизм, красоту и силу духа. Сюжетную живость и остроту повествованию придает обилие бытовых сцен из жизни печерского игумена.

Тесно связаны с монастырским бытом и демонологические мотивы жития, напоминающие народные былички. Бесы «пакостят» то в хлеву, то в доме, где братия печет хлеб, рассыпая муку или разливая закваску. Они мешают Феодосию молиться, «являясь» в пещеру, где святой затворялся во время Великого поста, и так громко бьют в бубны и дудят в сопели, что от «бесовской музыки» содрогаются стены.

Житие имеет классическую трехчастную композицию, где биографическую часть обрамляют риторические вступление и заключение. Отдельные эпизоды житийного «средника» объединены личностью главного героя и автора-повествователя. Они расположены «по ряду»,подчиняясь либо хронологии событий в жизни Феодосия и Печерского монастыря, либо общей тематике рассказов о добродетелях святого и его чудесах.

Житийное повествование строится на контрастах. Если рядовые монахи по праздникам едят кашу с медом и белые хлебы, то преподобный Феодосий довольствуется сухим хлебом и вареными овощами без масла, запивая их водой.

Создавая преподобническое житие, Нестор использует характерные для этого жанра символические тропы. Традиционна эпитетика жития,где авторская оценка нравственной сути героев дана через определения («христолюбивый» князь Изяслав) или сравнения (разбойники,пришедшие грабить монастырь, «акы звърие дивии»). Возвышенность стилю жития придает употребление сложных слов(«методочьные словеса», «богодъхновеный игумен»), а также сопряжение в одном контексте слов с конкретным и абстрактным значением, что подчеркивало главную антитезу – противопоставление материального и духовного начал в жизни человека («свътлая» одежда и «свътлая» душа).Тиль жития становится афоростическим,когда Нестор прямо или скрыто цитирует евангельский текст, например, призывая монахов устами Феодосия подражать «птицам небесным», которые не думают о завтрашнем дне, полагаясь на то, что Бог их «препитает».

С понятием духовности и святости связана в житии символика числа три. Лишь третий побег из дома Феодосия был удачным, когда он три недели шел к Киеву вслед за купеческим обозом. Перед смертью игумен трижды обращается с поучением к братии, причем Нестор каждый раз по-новому разрабатывает этот традиционный мотив, варьируя и смысл, и форму обращения Феодосия к печерским монахам.

«Житие Феодосия Печерского» заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития, оказав влияние на поэтику агиографических произведений о Сергии Радонежском и Кирилле Белозерском, Нафнутии Боровском и Иосифе Волоцком, Зосиме и Савватии Соловецких.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: