Советские войска в Афганистане

Дополнительные сложности для СССР создала политика Китая, который в 1979 г. начал военные действия против дружественного Советскому Союзу Вьетнама.

Окончательный срыв политики разрядки, переход к которой советское руководство считало своим достижением, стал новым ударом по его престижу.

Ещё большими были экономические издержки. СССР оказался вынужден расширить помощь дружественным ему режимам, принять новые меры по упрочению своей обороноспособности.

Урон авторитету СССР нанесло возникновение в Польше в 1980- 1981 гг. массового демократического рабочего движения, представители которого объединились вокруг независимого профсоюза «Солидарность». На сей раз в союзной СССР стране против дружественной КПСС правящей партии выступили не интеллектуалы и студенты, а миллионные массы рабочих. В сложившихся условиях лидеры СССР не решились ввести войска в Польшу. Они ограничились экономической помощью и советами лидерам польских коммунистов о том, как нормализовать положение. В конечном счёте усилиями польской армии в стране было введено военное положение, а лидеры оппозиции подверглись аресту.

Возрастающая активность СССР в «третьем мире» вызывала беспокойство во всех странах Запада. Попытки США договориться с СССР о разграничении «сфер влияния» и распространении разрядки на весь мир, были отвергнуты советским руководством. В этих условиях США начали оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, демонстрациями силы. Ещё в 1974 г. в США конгрессом была принята так называемая «поправка Джексона — Вэника». Согласно ей, предоставление Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле (т.е. снижение таможенных пошлин) было оговорено предоставлением свободы еврейской эмиграции из страны.

Пришедшая к власти в Соединённых Штатах после выборов 1980 г. республиканская администрация Р. Рейгана взяла курс на обострение отношений с СССР. Он стал характеризоваться как «империя зла», тоталитарное государство с неограниченной склонностью к экспансии, с которым невозможны компромиссы. Правящие круги США прервали переговоры по вопросам ограничения вооружений.

Были закрыты линии прямой воздушной связи между СССР и США. В европейских странах НАТО началось развёртывание высокоточных ракет «средней дальности», нацеленных на территорию Советского Союза. Значительно расширилась помощь всем группировкам, противостоявшим СССР и его союзникам в Афганистане, Никарагуа, Анголе, и других «горячих точках», а также антикоммунистическим силам в Восточной Европе. США ускорили реализацию военных программ. В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по программе «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ). Предполагалось создание системы космических вооружений, призванных обеспечить эффективную защиту от ракетно-ядерного оружия.

В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Войска США высадились на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим. Это стало демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение вооружённой силы.

  1. Новое политическое мышление и завершение «холодной войны».

Жёсткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов и наращивания военной мощи либо искать новые подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для советской экономики. Второй — развития диалога сверхдержав на основе уступок — начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договорённостями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью последнего Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва и предложенной им в 1987-1988 гг. концепцией «нового политического мышления», позволившей завершить «холодную войну». Эта концепция основывалась на идеях антивоенного движения стран Запада, социал-демократии и ведущих учёных мира. Согласно ей возможная ядерная война стала бы катастрофой для всего человечества. Поэтому угроза применения ядерного оружия, равно как и обладание им, потеряло значение средства достижения каких-либо политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения программы сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г. Новое политическое мышление предлагало отказ от логики и идеологии противостояния, поиск баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: