Медиаобразование в Германии

 

Особенный интерес представляет теория и практика медиаобразования в Германии, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, Германию и Россию связывают давние исторически сложившиеся отношения. Во-вторых, именно в Германии проблеме медиакомпетентности в последние десятилетия уделяется самое пристальное внимание, что выражается в ее глубокой теоретической и практической разработанности.

 

Медиапедагогика в таком понимании –наука о воспитании, которая в качестве своего предмета выдвигает условия производства медиа, формы и содержание медийной продукции, а объектом определяет детей, молодежь и обучающихся в течение всей жизни.

 

Институализация медиапедагогикии медиапедагогических позиций в Германии различно. Проведенный анализ позволил обозначить три вида отношений педагогического сообщества к медиавоспитанию:

1. Педагогика против медиа. Когда на политическом уровне начинают раздаваться голоса о насилии в обществе (например, после кровавой трагедии в Виненнден), данная позиция активизируется в медиа. Этой позиции придерживаются те, кто отклоняет медиавоспитание как содержание занятия, а) потому что они находят его более подходящим во внешкольных мероприятиях, б) потому что они придерживаются мнения, что медиапотребление должно углубляться не в образовательных учреждениях.

2. Медиапедагоги прокламируют медиапедагогику и медиакомпетентность прежде всего в практическом исполнении. Институционально это может быть реализовано в школе или, а) непосредственно в предмете, б) в проектах во внеучебное время (Д.Бааке, Г.Тулодцики, Х. Нисито, В.Шиль и др.).

3. Третья позиция рассматривает медиапедагогическую ответственность в антропологическом контексте. Когнитивные способности сочетаются здесь с деятельно-практическим аспектом. Полезна также интеграция в другие научные контексты, которые указывают на содержание и структуру коммуникации (Д.Шпанхель, С.Ауфенангер, М.Рат/Г.Марси-Бенке, А.Кепсер и др.). При медиапедагогической деятельности речь идет всегда о практических и критично-рефлексивных способностях.

 

Рассматривая понятие «медиакомптентность», немецкие медиапедагоги М.Штайгер, А.Вихерт пришли к следующему выводу: «Употребление понятия «медиакомпетентность» в контексте образовательной политики следует чаще всего чисто инструментальному пониманию медиа и нацелено преимущественно на формирование технических навыков применения медиаустройств». В различных научных дискурсах понятие медиакомпетентности имеет разную наполняемость. Например, в сфере экономики медиакомпетентность определяется как фактор производства, в области медиаправа как регулирующий фактор в контексте защиты прав детей и прав потребителей, а в политике как показатель демократической компетенции. Техника в современной культуре находится в нашем распоряжении, потому что мы как люди обладаем коммуникативной компетенцией. Т.е. люди в состоянии не только, например, расшифровать изображение, они могут еще что-то «в связи с этим думать», и это предопределяет процессы понимания.

 

Понятие медиакомпентности можно выразить трояко:

1.Коммуникативная компетенция — это общая форма, в которые люди учатся жить в социальном и общественном взаимодействии и действуют так, что «реальность» достигается посредством коммуникативных актов. Эта общая «коммуникативная компетенция» начинается с изучения собственного языка (родного) и еще долго не заканчивается с применением развивающихся мультимедийных возможностей как нового содержания и форм обучения.

2.Эта коммуникативная компетенция дана всем людям при рождении, она относится к человеческим базисным ресурсам. Все же эту компетенцию нужно изучить, практиковать и развивать; сегодня мы содействуем развитию коммуникативной компетенции исходя из первичной социализации в семье, посредством разнообразных образовательных направлений, к этому можно еще отнести будничный опыт и самосоциализирующие процессы последующего обучения.

3.Медиакомпетентность – составная часть «коммуникативной компетентности», которая направлена, главным образом, на электронно-технический контакт в области обращения с медиа всех видов, которые сегодня представлены в комплексном разнообразии и использование которых необходимо изучать, привносить в практику и программные требования.

Несмотря на эти исходные концептуальные точки зрения, Д.Бааке рекомендует придерживаться следующих трех ведущих линий:

1.Медиакомпетентность охватывает, как уже очевидно по понятию, все медиа, от печатных, радио и телевидения, кассет и видеомагнитофонов, телефонов, плееров до интерактивных и мультимедийных.

2.Медиакомпетентность как уже установившаяся базисная квалификация является соответственно учебным и эмпирическим предметом, который в конечном итоге не передается посредством школы, так как обучаемые (дети, молодежь, взрослые) со своей стороны почти ежедневно обращаются с медиа в разнообразных формах, так что данные медиа становятся частью их мира.

3.Медиакомптентность является задачей на всю жизнь, т.к. коммуникативные технологии постоянно меняются, так что всегда нужно учиться заново обращаться с новыми информационными технологиями и развившимися в них возможностями и шансами проявить себя в деятельности.


Наиболее популярной концепцией развития медиакомпетентности на данный момент в Германии является концепция Д.Бааке, которая включает следующие показатели с соответствующими уровнями:


Медиакритика

Слово «Krinein» обозначает изначально «различать» и направлено на постоянное осмысление имеющегося знания и опыта, что проистекает трояким способом: к первому медиакритика относит аналитический подуровень. Аналитический способ означает, обладать основополагающим знанием, которое не принимает медийные новшества без критики. Рефлексивный подуровень наводит на мысль о том, что каждый человек должен уметь соотносить и использовать свои аналитические и другие знания с самим собой и своими личными поступками.

Знание о медиа

Здесь подразумеваются «комплексное» знание о сегодняшних медиа и медиасистемах, которые можно разбить на два подуровня. Это информативный подуровень, охватывающий классическую составляющую знаний (например, что такое дуальная телерадиокомпания? Как работают журналисты? И инструментально-технический подуровень, подразумевающий дополнительно способность к умению обслуживать новые информационные технологии, к этому относится включение себя в использование компьютерного программного обеспечения(Computer-Software), умение войти самому в Сеть и многое другое.

3) Медиапотребление Данный уровень можно дифференцировать двояко. Существует рецептивно применяемый подуровень (компетенция пользователя программ). Смотреть телевизор – это деятельность, потому что полученную аудиовизуальную информацию необходимо осмыслить, что зачастую входит в образовательный процесс. Не только чтение текстов, но также и просмотр фильмов требует сегодня компетенции восприятия обучающегося. Сюда подходит также второй подуровень области интерактивной деятельности, например, от фотографирования до создания видеофильма в группе. Сегодня есть бесчисленное количество действенных возможностей узнать не только рецептивно воспринимающий мир, но и быть интерактивно деятельностным

4) Медиаконструирование подданным термином подразумевается, что медиа постоянно меняются. Но это предлагается не только в техническом отношении (новые миры киберпространства), но и в содержательном, при этом программное обеспечение предлагает возможность привнести образно новое содержание.

Исходя из представленной неоднородности научного поля понятия, Х.Гапски резюмирует: «медиакомпетентность –есть установка индивидуума или социальной системы на самоорганизацию, основанной на умении индивидуума эффективно внедрять технические медиа в сферу коммуникации, а также осознавать влияние медиа и уметь препятствовать данному влияния с целью улучшения качества жизни в информационном обществе»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: