Проблемы, модели роста научного знания

Важной характеристикой научного знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие.

Развитие знания – сложный диалектический процесс, включающий качественно-различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неоклассической и далее к постклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному. В западной философии науки второй половины XX в. проблема роста, развития знания является центральной и представлена в эволюционной эпистемологии и постпозитивизма. Эволюционная эпистемология – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции одной науки. Модель развития науки на основе общей теории физической эволюции (сходство механизмов развития, действующих в живой природе и познании). Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов.

И. Лакатос – программа троякого рода – Евклидова программа, эмпиристская и идуктивистская (организация знания как дедуктивной системы). Евклидова программа – все можно дедуктировать из великого множества тривиальных высказываний (состоящих только из терминов); работает только с истинными суждениями. Эмпиристская программа строится на основе базовых положений, имеющих эмпирический характер. Индуктивистская программа – принцип ретрансляции истины. Опровергнута Поппером (доказал, что снизу не может идти даже частичная передача истины и знания).

В истории науки существует два подхода к анализу динамики, развития научного знания, механизмов этого развития.

Куммулятивизм → развитие знания путем постепенного добавления новых положений (постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов). Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.

Антикуммулятивизм → (в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов). Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Закрепление изученного.

 Таким образом, развитие научного знания представляет собой непрерывно-прерываемый процесс, характеризующийся время от времени качественными скачками в видении одной и той же предметной области. Поэтому в целом развитие научного знания является некумулятивным процессом. Несмотря на то что по мере развития науки постоянно растет объем эмпирической и теоретической информации, было бы весьма опрометчиво делать отсюда выводы о том, что имеет место прогресс в истинном содержании науки. Твердо можно сказать лишь то, что старые и сменяющие их новые фундаментальные теории видят мир не просто существенно по-разному, но зачастую и противоположным образом. Прогрессистский же взгляд на развитие теоретического знания возможен только при принятии философских доктрин или преформизма, или телеологизма применительно к эволюции науки.

 

 

Ответить на вопросы.

- Можно ли объяснить динамику научного знания только его самоизменением, только на основе действия внутринаучных факторов или также существенным влиянием на научное знание вненаучных (социокультурных) факторов?

-  Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические закономерности различных областей науки?

Домашнее задание.

Подготовить сообщение (объем не более 2-х страниц печатного текста)

«Основные требования к росту знаний концепции Поппера».

 

 

Внимание! Курс «Основы философии» заканчивается. Через 2 урока дифференцированный зачет. Практических работ всего за курс 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: