Тертуллиан, пресвитер карфагенской церкви, первый латинский церковный писатель (ум. ок. 223 г.), сын римского сотника, высоко-образованный адвокат. Обладал блестящим умом и твердой волей. Его стремление к строгости жизни и ревностное служение было причиной уклонения его в особый раскол с очень строгими нравственными правилами. Тертуллиан написал очень много апологетических сочинений (например, «Апологетика», «Две книги к народам»), вероучительных и нравоучительных (о крещении, покаянии, о молитве, о посте) и полемических («О давности против еретиков»).
Святитель Киприан, епископ Карфагенский (ум. 258 г.), происходил из богатой семьи. Был ритором, славился ученостью. Принял христианство на сороковом году жизни. В сане епископа прославился мудростью и ревностью служения. Он глубоко чтил Тертуллиана, но не разделял его крайностей. Святой Киприан написал много полемических и апологетических сочинений («О суете идолов», «Свидетельство против иудеев»). Самое главное его творение – «О единстве Церкви», против раскольников.
Билет 12.
Иерархическое и неиерархическое служение в древней Церкви. Происхождение епископата и его значение в Церкви. Образование епархий и митрополий. Митрополит. Взаимоотношения между Церквями в доникейский период. Отношение к Римскому епископу.
Структура ранней Церкви.
Христианская Церковь первых времён, состоящая из малых, локальных Церквей, располагавшихся в крупных населённых пунктах (ведь именно в городах христианская проповедь была особенно успешной), быстро формировала собственную иерархию. К сожалению, наши знания о первоначальной структуре Церкви сильно ограничены самим характером наших основных источников, и в первую очередь Новым Заветом, который, являясь собранием самых древних христианских текстов, не даёт нам подробных сведений об устройстве Церкви, а лишь иногда вскользь упоминает о реалиях того времени. С самого начала книги Деяний мы видим, что решения принимаются апостолами, группой ближайших учеников Христа, среди которых выделяется ап. Пётр, который является скорее глашатаем их общей воли, но никак не монархическим главой. Также в книге Деяний (VI, 1—6) мы встречаем известие о начале института диаконов:
В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещисьо столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении (διακονει^ν) слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
Таким образом, первые диаконы были служителями, помощниками апостолов. В ранней Церкви диаконы исполняли административно-хозяйственные функции, главной из которых была организация помощи вдовам, сиротам, больным. Скорее всего, вначале они были подчинены предстоятелям локальных Церквей (т.е. либо самим апостолам, либо их преемникам). По мере роста Церкви и с появлением чина епископов диаконы фигурируют как помощники последних (ср. Флп. 1,1). По свидетельству св. Игнатия Богоносца, они, вероятно, сослужили епископам на евхаристических трапезах (Посл. к Филад. X, 1-2). Церковные требования к диакону описывает ап. Павел (1 Тим. III, 8-13):
Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жёны честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Слова Послания (Равно и жёны...) говорят о том, что в ранней Церкви служительницами (диаконисами ) могли быть и женщины (о том же свидетельствуют и многие церковные каноны).
В книге апостольских Деяний упоминается рукоположение апостолами пресвитеров (впервые упомянуты в Деян. XI, 30):
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. XIV, 23). Первоначально пресвитеры (греч. πρεσβυ'τεροι 'старшие') были руководителями христианских общин и практически ничем не отличались от епископов (греч. ε`πι'σκοποι 'надзирающие, блюстители'). Например, ап. Павел называет «епископами» эфесских пресвитеров после призвания последних в г. Милет, где он в то время находился. Ср.:
Из Милета же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им:...Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ε`πι'σκοπους), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. XX, 17-18,28).
Очевидно, что в этом тексте Деяний слово епископ пока не имеет иерархического смысла, отдельного от пресвитера. На основании упоминания епископов (1 Тим. III. 1-7, Тит. 1.7-9) и пресвитеров (1 Тим. У.17-19) в посланиях ап. Павла невозможно установить между ними какие-либо иерархические различия.
Анализ др. новозаветных текстов показывает, что помимо наименований «епископ» и «старец» (πρεσβύτερος) в апостольские времена были в ходу и другие наименования служителей, исполнявших функции Е. В частности, в 1 Кор 12. 28 при перечислении церковных служений говорится об имеющих дар «управления» (κυβερνήσεις). Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (формы от глагола προΐστημι в 1 Тим 5. 17; Рим 12. 8; 1 Фес 5. 12). Многократно говорится о «пастырях» (ποιμένες - напр.: Еф 4. 11).