Понятие ответственности. Виды ответственности

Раздел 1. Человек и общество

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.5. Свобода человека. Выбор и ответственность.

План

Проблема свободы и ответственности человека

Разновидность свободы. Регуляторы свободы

Понятие ответственности. Виды ответственности

Право в качестве меры свободы и ответственности личности

Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности?

Рассматриваемая тема весьма актуальна в наше время. Право на свободу трактуется как возможность каждого отдельно взятого человека совершать любые желаемые действия на свое усмотрение и по своей воле в рамках соответствующего законодательства, не нарушая при этом права и свободы других людей.

Проблема свободы и ответственности человека

 Для начала стоит интерпретировать оба эти понятия. Свобода – одна из главных сложнейших философских категорий, определяющих сущность человека *. Она представляет собой способность индивида мыслить и совершать определенные действия, исходя исключительно из собственных намерений, интересов и желаний, а не под воздействием извне. В современном мире, в условиях ускоренных темпов эволюции цивилизации, особая роль личности в общественных рамках достаточно быстро укрепляется, ввиду чего все чаще появляется проблема свободы и ответственности личности перед социумом.

* Сущность человека - это философское понятие, отражающее естественные свойства и сущностные характеристики, которые присущи всем людям в той или иной мере, отличающие их от иных форм и родов бытия. Можно встретить различные взгляды на эту проблему. Многим данное понятие представляется очевидным, и часто об этом никто не задумывается. Одни считают, что нет какой-либо определенной сущности, или, по крайней мере, она непостижима. Другие утверждают, что она познаваема, и выдвигают самые разные концепции. Еще одна распространенная точка зрения - что сущность людей непосредственно связана с личностью, которая тесно переплетена с психикой, а значит, познав последнюю, можно понять и сущность человека.

Начиная с античных времен и до наших дней практически все развитые философские системы увлечены идеей свободы. Первая попытка объяснить органическую взаимосвязь свободы с необходимостью ее признания принадлежит Бенедикту Спинозе. Он трактовал данное понятие с точки зрения осознанной необходимости. Далее понимание диалектического единства данного союза выражено Фридрихом Гегелем. С его точки зрения научным, диалектико-материалистическим решением рассматриваемой проблемы будет признание свободы в качестве объективной необходимости. В социуме свобода личности существенно ограничивается его интересами. В связи с этим возникает проблема: отдельно взятый человек – это индивид, и его желания часто не совпадают с интересами общества. Поэтому личность должна следовать общественным законам, ведь иное чревато последствиями.

В настоящее время (пик развития демократии) проблема свободы личности разрастается до статуса глобальной. Сейчас она решается на международном уровне. Для этого систематически разрабатываются и принимаются всевозможные «охранные» законодательные акты, в которых очерчиваются права и свободы личности. Это в современном мире выступает основой любой политики. Однако далеко не все проблемы данной направленности на сегодняшний день решены в мире и, в частности, в России.

Также необходимо отметить синкретизм таких понятий, как свобода и ответственность человека, ввиду того, что первое не является вседозволенностью, и за нарушение сторонних прав и свобод индивид несет ответственность в соответствии с законом, принятым социумом. Ответственность – это так называемая цена свободы. Проблема свободы и ответственности актуальна в любой стране мира, что делает ее приоритетной, а поиск решения – первостепенно важной задачей.

Разновидность свободы. Регуляторы свободы

 

Разновидность свободы с точки зрения философии

Она может быть:

 - внутренней (идейная, духовная, свобода разума, согласие его с душой и др.);

-   внешней (возникает в процессе взаимодействия с внешним миром, материальная свобода, свобода действия);

- гражданской (социальная свобода, которая не ограничивает свободы других);

- политической (свобода от воздействия политического деспотизма);

- вероисповедания (выбор Господа); духовной (так называемая власть индивида над своим собственным эгоизмом, своими греховными чувствами и страстями);

- нравственной (выбор человека относительно своего доброго или злого начала);

- экономической (свобода относительно распоряжения всем своим имуществом на свое усмотрение); истинной (стремление человеческой сущности к свободе);

- естественной (признание необходимости жить согласно установленным естественно-природным закономерностям); действия (умение действовать согласно сознательному выбору);

- выбора (наделение человека возможностью рассматривать и выбирать наиболее приемлемый для себя вариант исхода события);

- воли (наделение индивида возможностью выбирать согласно своим желаниям и предпочтениям); - абсолютной (ситуация, когда воля каждого человека в ней не подвергается ущемлению со стороны воли других участников).

Регуляторы свободы

 Они в разной степени ограничивают ее. Сюда можно отнести: -

- свободу других;

-государство;

- культуру;

-нравственность;

- природу;

-воспитание; законы;

-мораль;

-собственные нравы и устой;

-понимание и осознание необходимости.

Примеры свободы и ответственности встречаются, так сказать, на каждом шагу. Если рассматривать их с точки зрения существующей проблемы относительно этих категорий, то сюда можно отнести ситуации: травмирование либо убийство преступника в ходе самообороны, кража матерью продуктов для своих голодных детей и др.

 Философские подходы к интерпретации данного понятия.

 Представители античной философии (Сократ*, Диоген, Сенека, Эпикур и др.) считали, что свобода – смысл и цель человеческого существования.

 Средневековые схоласты (Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.) воспринимали ее в качестве разума, а любые совершаемые поступки при этом были возможны исключительно в рамках церковных догматов, в противном случае свобода отождествлялась с ересью, тяжким грехом.

*Этот человек принадлежит к числу самых великих философов за всю историю человечества. Философия Сократа – это то, от чего отталкивались в своих размышлениях великие люди различных эпох. Любопытным является тот факт, что сам Сократ не оставил после себя письменных трудов – его идеи всегда передавались ученикам устно. Ученики же в дальнейшем и записывали эти мысли. Есть основания полагать, что многие его высказывания были утеряны, а смысл других мы получили в искаженном виде. Философия Сократа дошла до нас в первую очередь благодаря Аристотелю, Платону, а также Ксенофонту. Особое место в рассуждениях философа занимает природа, целостная жизнь человека, его душа, сознание. В отличие от предшественников, Сократ не тратит времени на изучение космоса и человека как части мира. Именно Сократ заложил основы того, что рассматривали Платон и Аристотель. -

Отметим, что он одним из первых начал задаваться вопросами о положении личности человека в обществе. Также большое внимание он уделял этике. Этическая философия Сократа содержит свод норм и правил поведения, по которым, как он считал, должен жить каждый человек. До него философы практически не задавались подобными вопросами. Также Сократ много внимания уделял способам доказательства или опровержения истинности суждений. Философия Сократа основывается на двух принципах. Первый заключается в необходимости познания самого себя, а второй - в том, что только глупец может думать, что знает все. Данные принципы в первую очередь он использовал для борьбы с софистами - Сократ и софисты никогда не ладили, взгляды их во многом расходились. Философ критиковал их за бесплодность учений, за то, что они высказывали претензии на знание истины. Также данные принципы использовались философом для того, чтобы заставлять людей искать истину. Для того чтобы заинтересовать кого-то в своем деле, он использовал иронию, которую осуществлял посредством признания своего собственного невежества.

Под познанием самого себя он понимал поиск знания и добродетели. Два этих понятия он очень часто отожествлял. Он уверял, что главное невежество людей проявляется именно в том, что они рассматривают знание и добродетель в отдельности, считают, что ни не влияют на поведение людей. Иначе говоря, он рассуждал о том, что часто люди действуют, опираясь на знания, а не на чувства. В связи со всем этим можно сделать вывод, что этическая философия Сократа основывается не на нравственности, а именно на преодолении невежества, на переходе от него к добродетели. Философия Сократа имеет и другие важные разделы. К ним можно отнести индуктивные рассуждения. Здесь все основывается на том, что в процессе анализа какого-либо числа отдельных суждений или вещей через понятие можно сделать общее рассуждение. Индуктивные рассуждения предназначены для определения понятий, способных выражать сущность вещей. Считается, что именно он стоял у истоков появления общих понятий. Большой вклад Сократ внес и в развитие диалектики. Аристотель говорил, что он не просто развил, но и создал ее. Философ утверждал, что для познания истины необходимо преодолеть все имеющиеся противоречия. Диалектика Сократа – это не что иное, как учение об отрицании противоречий, их преодолении и недопущении. Важно добавить то, что идеи познания, а также сама диалектика очень тесно переплетаются с теологией. Как уже говорилось в начале, Сократ внес огромный вклад в развитие и становление философии. На нем закончился натурфилософский период древнегреческой философии, благодаря ему развитие получил совершенно новый этап данной науки. Именно от его мыслей отталкивались в своих трудах.

Понятие ответственности. Виды ответственности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: