Из выступлений Н. С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства

Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твердо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым? Насколько определенными они были? Выскажите свое понимание того, что Хрущев называл «идейными шатаниями».

Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключен из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.

Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.

Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «иде­ологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки.

Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.

Развитие науки. Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. открыли Международный исследовательский центр в Дубне (Объединенный институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе Академии наук СССР за 1956-1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам.

К числу крупнейших достижений отечественной науки этого времени можно отнести создание самого мощного в мире синхрофазотрона (1957); спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; запуск в космос первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.), отправку в космос животных (ноябрь 1957 г.), первый полет человека в космос (12 апреля 1961 г.); выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского лайнера Ту-104; создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета») и т. д. Возобновились работы в области генетики.

Однако, как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны (С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов и др.), но и советская разведка. Так, космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.

Таким образом, научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.

Советский спорт. Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже первое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном зачете команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призером Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова (Пономарева). Лучшим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпионом в беге на 5 и 10 км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сестры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжелая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964): в прыжках в высоту В. Брумель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др. Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей (в том числе 207 - без пропущенных голов) и ставшего серебряным призером Кубка Европы (1964) и чемпионом Олимпийских игр (1956).

Успехи советских спортсменов вызвали небывалую популярность соревнований, чем создавали важную предпосылку для развития массового спорта. Поощряя эти настроения, руководство страны обратило внимание на строительство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ. Это закладывало хорошую основу для будущих мировых побед советских спортсменов.

Развитие образования. По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.

Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно новых рабочих для освоения строящихся предприятий.

Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Таким образом, острота проблемы притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: