Практическое занятие № 6

КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА

 

Тексты: Бригадир. Недоросль.

Вопросы:

1. Сюжеты и конфликты «Бригадира» и «Недоросля».

2. Группировка персонажей. Решение Фонвизиным проблемы положительного героя.

3. Проблема воспитания в комедиях.

4. Особенности художественной формы комедий. Проблема творческого метода писателя.

 

Литература:

Фонвизин Д. И. Собрание сочинений: В 2 т. – М.;Л., 1959.

Фонвизин Д. И. Избранные сочинения и письма. – М., 1974.

Вяземский П. А. Фон-Визин // Вяземский П. А. Эстетика и критика. – М., 1984. – С. 188–230.

Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. – М., 1954.

Фонвизин в русской критике. – М., 1958. – С. 263–287.

Макогоненко Г. П. Д. И. Фонвизин // Русские драматурги XVIII – XIX вв.: В 3 т. – Л.;М., 1959. – Т. 1. С. 205–289.

Макогоненко Г. П. Д. Фонвизин. Творческий путь. – М.;Л., 1961.

Макогокенко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969.

Всеволодский-Гернгросс В. Н. Фонвизин – драматург. М., 1960.

Всеволодский-Гернгросс В. Н. Русский театр второй половины XVIII в. – М., 1960. Кулакова Л. И. Д. И. Фонвизин. – М.;Л., 1966.

Пигарев К. В. К вопросу о русском классицизме // Проблемы Просвещения в мировой литературе. – М., 1970.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. С. 117–128, 222–241.

История русской драматургии. XVII – первая половина XIX в. – Л., 1982.

Москвичева Г. В. Русский классицизм. – М., 1986. – С.113–150.

Рассадин С. Б. Фонвизин. – М., 1980.

 

Практическое занятие № 7

ОДЫ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

 

Тексты: К первому соседу. На смерть князя Мещерского. Властителям и судиям. Фелица. Видение мурзы. Бог. На взятие Измаила. Вельможа. На переход альпийских гор. Водопад. Снигиръ. Осень во время осады Очакова. На мир 1807 г. Приглашение к обеду. Памятник. Евгению (Жизнь Званская). «Река времен…»

Вопросы:

  1. «Фелица» и сатирические оды Г. Р. Державина

2. Философские оды.

3. Человек и история в одах Державина.

4. Картины русской жизни в одах Державина.

5. Творчество Державина в оценке В. Г. Белинского.

Литература:

Державин Г. Р. Стихотворения. – М.;Л., 1963.

Державин Г. Р. Сочинения. – М., 1985.

Белинский В. Г. Сочинения Державина // Полное собрание сочинений: В 13 т. – М., 1955. – Т. 6. С. 582–658.

Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. – Л, 1929.

Гуковский Г. А. Литературное наследство Державина // Литературное наследство. № 9–10. – М., 1933.

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. – М., 1939. – С. 389–424.

Благой Д. Д. Державин. – М., 1944. (Или: Благой Д. Д. Три века. – М., 1933).

Западов А. В. Мастерство Державина. – М., 1958.

Западов В. А. Г. Р. Державин. – М.;Л., 1965.

Серман И. З. Державин. – Л., 1967. XVIII век. Сб. 8:

Державин и Карамзин в литературном движении XVIII – начала XIX вв. – Л., 1969. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969. – С. 367–431.

Москвичева Г. В. Русский классицизм. – М., 1986. – С. 20–47.

Свой подвиг свершив... – М., 1987. Ходасевич В. Ф. Державин. – М., 1988

 

Практическое занятие № 8

«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» А. Н. РАДИЩЕВА

 

В опросы:

1. Творческая история «Путешествия…»

2. Основные темы и идеи книги. Ее образная система.

3. Особенности выражения авторской позиции. Образ путешественника.

4. Жанровое своеобразие и композиция произведения.

Литература:

Радищев А Н. Полное собрание сочинений: В 3 т. – М.;Л., 1938–1952.

Радищев А.Н. Избранные произведения. – М.;Л., 1952.

Бабкин Д. С. А. Н. Радищев. Литературно-общественная деятельность. – М.;Л., 1966. Бегунов Ю. К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. – М., 1983. Берков П. Н. Некоторые спорные вопросы современного изучения жизни и творчества А.Н.Радищева // XVIII век. Сб.4. – М.;Л., 1959.

Кулакова Л. И. Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. – Л., 1972.

Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. – М., 1969.

Макогоненко Г. П. Радищев и его время. – М., 1956.

Макогоненко Г. П. Радищев. Биография. – М.;Л., 1965.

Орлов В. Н. Радищев и русская литература. – Л., 1952.

Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.

Светлов Л. Б. А. Н. Радищев. – М., 1958.

Старцев А. И. Радищев в годы «Путешествия». – М., 1960.

Татаринцев А. Г. Сын отечества. Об изучении жизни и творчества А. Н. Радищева. – М., 1981. Шторм Г. Потаенный Радищев. – М., 1974.

 

Практическое занятие № 9

И. А. КРЫЛОВ-САТИРИК

Тексты: Ночи. Каиб. Похвальная речь в память моему дедушке. Трумф (Подщипа). Вопросы:

1. Сатира на самодержавие в «восточной» повести «Каиб».

2. Повесть «Ночи», ее проблематика и художественные особенности.

3. Критика провинциального дворянства в «Похвальной речи в память моему дедушке».

4. Сатирическое и пародийное начала в шуто-трагедии «Трумф» («Подщипа») Литература:

Крылов И. А. Полное собрание сочинений: В 3 т. – М.;Л., 1944–1946.

Крылов И. А. Сочинения: В 2 т. – М., 1969. – Т. 2.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. – Л., 1977. – С. 362–369.

Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. – М., 1985.

Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. – Л., 1983.

Западов А. В. И. А. Крылов // Русские драматурги XVIII–XIX вв.: В З т. – Л.;М., 1959. – Т. 1. – С. 399–450.

Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. – Л., 1975. История русской драматургии. XVII – первая половина XIX в. – Л., 1982.

Кубачева В. Н. Восточная повесть в русской литературе XVIII – начала XIX в. // ХУШ век. Сб. 5. – Л., 1962.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000.

Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.

Степанов Н. Л. Крылов. – М., 1969.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000. Ливанова Т. В. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII – XIX вв.: В 3 т. – М.;Л., 1959. – Т. 1. С. 131–204. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.

 

 

Практическое занятие № 10 КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

Тексты: М. И. Попов. Анюта; А. О. Аблесимов. Мельник – колдун, обманщик и сват; Н. П. Николев. Розана и Любим; М. А. Матинский. Санкт-Петербургский гостиный двор. Вопросы:

1. Особенности жанра комической оперы, его место в литературном процессе ХVIII в.

2. Сатирическая и антикрепостническая направленность опер на крестьянскую тему.

3. Изображение купеческой среды, ее быта и нравов в опере М. Матинского.

Литература:

Русская комедия и комическая опера ХVIII в. / Ред., вступ. ст. П.Н. Беркова. – М.;Л., 1950. Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII – начала XIX вв.: В 2 т. – Л., 1990. – Т. 1. («Б-ка поэта». Больш. серия).

Берков П. Н. К биографии М. А. Матинского// XVIII век. Сб. 3. – М.;Л., 1953. – С. 493–496.

Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России /от истоков до Глинки/. – Л., 1959. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. – М., 1939. – С. 235–238, 375–377.

Кушкина Е. Русская комическая опера // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX в. – Л., 1982.

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. М., 2000.

Ливанова Т. В. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII – XIX вв.: В 3 т. – М.;Л., 1959. – Т. 1. С. 131–204.

Орлов П. А. История русской литературы XVIII века. Учебник для университетов. М., 1992.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: