Охарактеризуйте Конституционный Суд Республика Беларусь

Тел.



Вариант № 2

1.Охарактеризуйте Конституционный Суд Республика Беларусь

2.Раскройте конституционно-правовые нормы.

3.Охарактеризуйте виды избирательных систем.



Охарактеризуйте Конституционный Суд Республика Беларусь.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции.

Судебную систему Республики Беларусь составляют Конституционный Суд - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства. Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.

 В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь и ст. 6 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом, который учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в

правотворчестве и право применении, решения иных вопросов, предусмотренных Основным Законом и иными законодательными актами. На конституционном уровне идея создания в Беларуси органа конституционного надзора была впервые реализована после внесения изменений и дополнений в Конституцию Белорусской ССР, произведенных Законом м27 октября 1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР», согласно которым предусматривалось образование Комитета конституционного надзора Белорусской ССР.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

· о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

· о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

· о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный Суд по предложению Президента в случаях, установленных Конституцией, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе Конституционного Суда.

Конституционный Суд:

· в порядке обязательного предварительного контроля принимает решения о соответствии законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания либо принятых Палатой представителей Национального собрания в порядке, установленном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь (за исключением законов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров Республики Беларусь), Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, – до подписания этих законов Президентом;

· по предложениям Президента принимает решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;

· по предложениям Президиума Совета Республики Национального собрания принимает решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства;

· по предложениям Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

· по предложениям Президента, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;

· по предложениям Президента проводит проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и других государственных органов;

· принимает решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

· принимает ежегодные послания Президенту и палатам Национального собрания о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь;

· осуществляет иные полномочия.

С инициативой о внесении предложений о проверке конституционности нормативного правового акта, примененного в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции, в результате чего, по мнению гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организации (за исключением государственных органов) (далее – организация), нарушаются права, свободы и законные интересы гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, права и законные интересы организации, этот гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, эта организация обращаются к Президенту, органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений (далее – инициативные обращения). Инициативные обращения направляются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством о конституционном судопроизводстве, законодательными актами, закрепляющими правовой статус Президента, органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, направленные непосредственно в Конституционный Суд, рассматриваются им в порядке, установленном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц, за исключением обращений, содержащих информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности.

Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, и не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь как в целом, так и отдельных их положений.

Конституционный Суд не вправе высказывать позицию о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде в порядке осуществления конституционного судопроизводства, если иное не установлено законодательными актами.


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: