Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Работа над стилем произведения, выступления, доклада, реферата – это, прежде всего, работа над его лексикой, так как слово – основа для понимания речи. Особого внимания требуют лексические нормы.
Лексические или лексико-стилистические нормы – это нормы, связанные со словоупотреблением, употреблением языковых средств, уместных в определенных ситуациях.
«Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли», - утверждал Л. Н. Толстой. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Существуют следующие нарушения лексических норм:
1) лексические ошибки, связанные с выбором слова;
2) лексические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости;
3) лексические ошибки, связанные с речевой недостаточностью;
Лексические ошибки, связанные с речевой избыточностью (плеоназм, тавтология, повторение слов)
Соблюдение лексических норм является обязательным условием взаимопонимания между людьми. Рассмотрим лексические ошибки, связанные с нарушением этих норм, и способы их устранения.
|
|
III. Виды лексических ошибок, связанных с выбором слова:
1) Употребление слова в несвойственном ему значении:
Старцев гарцует на бричке с ленивым кучером. (Гарцевать можно только верхом на лошади).
2) Неверное использование иноязычных слов:
В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин. ( Слово «плеяда» мы употребляем, когда говорим о группе выдающихся людей, но никак не о гоголевских помещиках).
3) Неточное разграничение значений паронимов, т.е. близких по звучанию однокоренных слов, но имеющих разное значение:
Ему была представлена возможность поехать на юг.
(Перепутаны значения паронимов представить и предоставить. Нужно употребить глагол предоставить, т.е. дать возможность).
Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:
В магазине продавали недорогую практическую (надо: практичную) обувь.
Игрушка была сделана из желтого искусного (надо: искусственного) меха.
На протяжении длительного времени смешивается употребление глаголов надевать (надеть) и одевать (одеть), но сохраняется их стилистическое разграничение. В соответствии с литературной нормой первый глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на его производителя (надевать пальто, шубу, сапоги, очки и т. д.), а также в конструкциях с предлогом на (надеватьпальто на ребенка).
Второй глагол употребляется в тех случаях, когда действие обращено на другой предмет, обозначенный прямым дополнением (одевать ребенка, куклу).
|
|
В литературной речи употребление глаголов оплатить и уплатить разграничивается: оплатить проезд (сущ.в вин.п. без предлога) – уплатить за проезд (сущ. в вин. п. с предлогом за).
4) Незнание лексического значения слова:
Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т. е. значением. К сожалению, в последние годы как в публицистике, так и в устной речи приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:
Рассмотрим примеры неправильного выбора слова в связи с незнанием его значения.
1.Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября.
Слово декада не может быть употреблено в этом предложении, так как в переводе с греческого языка означает десяток, десять.
Следует сказать:
Дегустация узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5сентября.
2. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию.
Аннотация – это вступительная статья к книге, в которой содержится обзор тем, в ней изложенных. Следовательно, данное слово не может употребляться в этом предложении. Следует сказать:
Осужденный подал в суд высшей инстанции апелляцию.
В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики (т.е. значения).
Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка.
Устранять подобные ошибки можно простой лексической заменой.
Практика
Упражнение 28
Выберите из приведённых паронимов тот, который необходим в данном контексте.
1.Он записался на приём по... (жилой-жилищный) вопросу.
2.Вам необходимо поставить печать на... (командировочный-командированный) удостоверение.
3.Гости выставки прошли в... (демонстрационный-демонстративный) зал.
4.Посетители выставки восхищались... (искусная-искусственная) вышивкой по шёлку.
5.(Гарантированное-гарантийное) письмо будет отправлено вам заранее.
6.Фильмы, снятые режиссёром, принадлежат к... (элитное-элитарное) кино.
7.Многие годы эти страны связывают (дружеские-дружественные) отношения.
8.Алеша…(упрямо, упорно) добивался возможности читать книги.
9.Рабочие коллективы борются за…(экономию, экономику) электроэнергии.
10.Роман «Война и мир»…(классовое, классическое) произведение русской литературы.
11.Одна из самых…(гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель.
12.Бригада сэкономила за счет… (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей.
13.Последним…(предоставили, представили) слово бухгалтеру.
14.Только… (невежды, невежи) считают, что учеба заканчивается с окончанием школы.
15.Мать при кормлении грудного ребенка должна (одевать-надевать) марлевую повязку.
16.На мебель были…(одеты – надеты) чехлы.
17.Она(одела – надела) браслет на руку.
Упражнение 29
Вместо точек вставьте нужное слово, мотивируйте свой выбор.
1.Коллективу … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия за … (одержанные, полученные, достигнутые, завоеванные) успехи в труде.
2.Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) условия работы еще не… (решают, определяют, обеспечивают, гарантируют) успеха.
3.Этот недостаток можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом.
4.На месте небольшого завода …(возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат.
Блок информации