IV. Понятие о лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом в соответствии с принадлежностью к тому или иному стилю языка, грамматическими особенностями, эмоциональной окраской.

 

Так, слова смелый, храбрый, отважный, мужественный сочетаются со словом человек, но со словом мысль слово храбрый не сочетается.

Чтобы правильно выбрать слово, необходимо как можно лучше представлять его смысл, его значение.

   Учитывая, что за каждым словом в языковой системе закреплены конкретные значения, мы не можем соединять слова по своему усмотрению. Обычно мы можем соединить два слова, если то, что они обозначают, соединяется, связывается в реальном мире.

Например, можно сказать “круглое яблоко”, но нельзя – “квадратное яблоко”,

можно сказать “играть на рояле”, “играть на нервах” или даже “играть на столе”,

но никак нельзя “играть на атмосфере”.

Однако иногда бывает так, что слова по смыслу соединить можно, но языковая традиция не позволяет нам это сделать. Скажем, слово “окладистый” значит “широкий, густой”. Усы, как и борода, конечно, могут быть густыми, однако сказать “окладистая борода” мы можем, а “окладистые усы” - нет. Точно так же можно “потупить взор” или “потупить очи”, но нельзя “потупить глаза”, можно “ промчаться стремглав”, но нельзя “съесть стремглав”.

Есть в языке и такие устойчивые сочетания, которые называются фразеологизмы. В этих сочетаниях мы тоже соединяем слова по традиции.

Намеренное нарушение семантических или грамматических закономерностей сочетания слов лежит в основе некоторых стилистических фигур и тропов. Ненамеренное, случайное нарушение лексической сочетаемости приводит к речевой ошибке.

Часто встречающимся случаем нарушения лексической сочетаемости является конструкция, в которой ошибочно соединяются части синонимичных словосочетаний: играть значение (играть роль и иметь значение), предпринять меры (предпринять действия и принять меры). Непроизвольное нарушение лексической сочетаемости – весьма распространенная речевая ошибка.

Рассмотрим примеры, взятые из печати:

1.«Большинство времени» (слово большинство сочетается со словами, обозначающими предметы, которые поддаются счету: большинство писателей, большинство голосо в; также: большинство населения, большинство группы, поскольку в собирательном значении заключено понятие о каком-то количестве однородных единичных предметов; этому условию не удовлетворяет слово время, поэтому следует сказать: большая часть времени);

 

2.«Верить в неминуемую победу» (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным: неминуемая беда, неминуемая война, неминуемая гибель и т. п.; следовало сказать: верить в неизбежную победу).

 

3.«Обречен на успех» (слово обречен обозначает такое состояние, которому предопределена, суждена гибель, полное крушение, страдания, поэтому со словом успех оно сочетаться не может; следовало сказать: обеспечен успех)

Как видим, стилистическая правка в основном сводится к замене слов, употребление которых привело к нарушению лексической сочетаемости.

Практика

Упражнение 30

Определите, какие слова из левой колонки лексически сочетаются со словом справа.  

                      

дожди осадки снег град обильные (…ый)
осень ночь весна утро глубокая(…ое)
горе радость неприятности удовольствие причинить

Упражнение 31

Составьте сочетания из следующих слов:

выискивать/разыскивать – оправдания/адресат

играть/иметь – значение/роль

излагать/сообщать – сведения/содержание

оказать/уделять – внимание/уважение

осуществить/совершить – намерение/поступок

предпринять/провести – действия/деятельность

глубокий/полный – удовлетворение/неудовлетворение

принять/ предпринимать – исследование/ решение

повысить/ усилить – внимание/ интерес

исправить/ устранить – ошибки/ недочеты

основать/обосновать – теорема/ теория.

Упражнение 32

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения

1.В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

2.За неправильный вызов скорой помощи Балуев получил штраф в размере…

3.Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.

4.Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.

5.Фасад дворца был украшен небольшими, изящными фигурами кол`оссов.

6.В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.

7.Новый фильм обречен на большой успех.

8.Все дружно подняли тост.

9.Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.

10.Спортивные клубы играют большое значение.

Контрольные вопросы к § 8

Дайте определение понятий «лексика», «синонимы», «антонимы», «паронимы».

Приведите примеры нарушений, связанных с паронимами (2-3) (Билет № 12 – ДЗ).

Дайте определение понятия «лексическая норма». Перечислите виды нарушений лексической нормы. Приведите примеры (2-3 на разные виды) (Билет № 13 – ДЗ).

Дайте определение понятия «лексическая сочетаемость». Приведите примеры нарушения лексической сочетаемости(2-3) (Билет № 14 – ДЗ).

 

Домашнее задание

1.§ 8 - Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 8

Упражнение 29, 32

Словарная работа к занятию № 9: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Индивидуальное задание:

Выступление на медицинскую тему: «Профилактика глазных заболеваний»

Занятие 10

Лексические нормы. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.

Способы исправления ошибок.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Запомните правописание.

Гл а ук`ома, т о н о м`етрия, а ф`акия

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, выберите из скобок нужную орфограмму, запомните     правописание слов медицинской терминологии.

 

(З,с)делать ин(ъ,ь)екцию (во)время, к…сметич…ская пр…ц…дура, сре…ства г…гиены, д…зинфекция ба(с,сс)ейна, п…гментац…я кожи, г…н…кологическое обслед…вание, т…мп…ратурный реж…м, бр…нхиальная ас…ма, ст…м…тологическая кли(н,нн)ика, учас…ливый врач…, и(м, мм)у(н,нн)о…д…ф…ц…т, п…т…логический проце(с,сс), кон(ъ,ь)ю? ктивит, (микро)организмы.

 

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение № 6).

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение № 4).

Б…льным гл…укомой безусловно противоп…каза(нн,н)ы работы в горячих цехах связа(н,нн)ые с т…ксич…скими вещ…ствами  значительным физич…ским и  (нервно) эмоциональным напр…жением.

Блок информации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: