КУРСОВАЯ РАБОТА
По методике преподавания русского языка
В начальных классах
Тема «Формирования читательской компетентности младших школьников»
Выполнила:
Дубинина Елена Александровна,
студентка 2 курса, группы ПНК-3-18,
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Научный руководитель:
Козлова Наталья Евгеньевна
Чебоксары 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………………………………………… | |
1.1 Формирование читательской компетенции младших школьников читательский дневник, целевые ориентиры……………………………. | 10 |
1.2 Формирование читательской компетенции детей младшего школьного возраста………………………………………………………… | 13 |
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Г. ЧЕБОКСАРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………….. | 18 |
2.1 Изучение образовательной деятельности учителя начальных классов МБОУ "СОШ № 2" г. Чебоксары по использованию читательского дневника как средство формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста. ……………………………………… | 20 |
2.2 Рекомендации для учеников и родителей по использованию читательского дневника ………………………………………………………. | 23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………… | 25 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… | 26 |
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………… | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Актуальность исследования.
Озабоченность педагогов проблемой чтения. Дети не любят и не хотят читать. В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза Сергей Степашин.
По исследованиям работников библиотек – 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.
Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.
|
|
Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ø самостоятельного чтения книг;
Ø высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
Ø самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
Ø работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.
Допустим в 1-А классе всего 25 учеников. Если анализировать по скорости чтения то, 48% детей читают выше нормы (40 слов), 40% читают 40 слов в минуту и 12% -ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.
Проблема исследования. В теоретическом плане это проблема научного обоснования методики формирования читательской компетентности младших школьников посредством системы учебных задач и, соответственно, определения требований к содержанию и построению этой системы; в практическом плане – создание системы учебных задач по литературному чтению на платформе учебного пособия (рабочей тетради) и модели формирования читательской компетентности.
|
|
Противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; между количеством часов по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.