Актуальность исследования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По методике преподавания русского языка

В начальных классах

Тема «Формирования читательской компетентности младших школьников»

 

Выполнила:

Дубинина Елена Александровна,

студентка 2 курса, группы ПНК-3-18,

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

                                             Козлова Наталья Евгеньевна

 

 

Чебоксары 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………                              3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛНОГО ВОЗРАСТА  КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………………………………  
1.1 Формирование читательской компетенции младших школьников читательский дневник, целевые ориентиры……………………………. 10
1.2 Формирование читательской компетенции детей младшего школьного возраста………………………………………………………… 13
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Г. ЧЕБОКСАРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..  18
2.1 Изучение образовательной деятельности учителя начальных классов МБОУ "СОШ № 2" г. Чебоксары по использованию читательского дневника как средство формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста. ……………………………………… 20
2.2 Рекомендации для учеников и родителей по использованию читательского дневника ………………………………………………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………… 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 26
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………… 27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Озабоченность педагогов проблемой чтения. Дети не любят и не хотят читать. В России уменьшается доля «читающего населения» - такое мнение высказал президент Российского книжного союза Сергей Степашин.

По исследованиям работников библиотек – 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.

Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø самостоятельного чтения книг;

Ø высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

Ø самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Ø работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

Допустим в 1-А классе всего 25 учеников. Если анализировать по скорости чтения то, 48% детей читают выше нормы (40 слов), 40% читают 40 слов в минуту и 12% -ниже нормы. Но проблема в том, что смысл прочитанного понимают далеко не все дети. Многие не могут охарактеризовать героя прочитанного произведения, выразить своё отношение к поступку героя, найти ответ на вопрос по содержанию произведения, самостоятельно задавать вопросы по прочитанному тексту. Особенно часто дети затрудняются понимать смысл заданий в проверочных и комплексных работах по другим предметам, когда задания прочитывают самостоятельно.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Все больше времени в детском досуге занимают игра на компьютере, просмотр телепередач, уходит в прошлое традиция семейного чтения, школьнику не стыдно признаться в том, что он не любит читать. В результате этих процессов выявились проблемы: падение грамотности, огрубление речи, снижение общего культурного уровня.

Проблема исследования. В теоретическом плане это проблема научного обоснования методики формирования читательской компетентности младших школьников посредством системы учебных задач и, соответственно, определения требований к содержанию и построению этой системы; в практическом плане – создание системы учебных задач по литературному чтению на платформе учебного пособия (рабочей тетради) и модели формирования читательской компетентности.

Противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; между количеством часов по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: