Авторитаризм и его политические возможности

Одним из альтернативных тоталитаризму типов политической системы выступает авторитаризм. Он является одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное место между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит прежде всего диктаторский, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Носителем власти выступает один человек или небольшая группа лиц. Это может быть тиран, монарх, военная хунта и т.д. Народные массы отчуждаются от власти.

2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.

3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью у широких слоев населения. Но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению.

4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но при условии их подконтрольности властям.

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего - в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не путем конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки, авторитаризм можно определить как неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной системе запрещаются лишь определенные, главным образом, политические, формы деятельности, в остальном граждане обычно свободны, хотя они и не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)

Авторитарные политические системы весьма разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты и др. Авторитарные правители могут добиваться признания населения не только силой, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались, главным образом, на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется национальная идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения. В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты - выборы, плебисциты - для придания себе респектабельности в глазах мирового сообщества и собственных граждан. При этом у представителей власти существует много способов обеспечить себе формальную победу на выборах: контроль над СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения, прямая фальсификация результатов голосования.

Особенности развития стран с авторитарными режимами дали основание некоторым авторам создать теорию “периферийного развития” (С.Фуртадо, Бразилия), которая не может быть представлена с помощью традиционных западных моделей. В 60-70 гг. в Латинской Америке, когда экономики стран этого региона стали открытыми, под лозунгом модернизации власти в них стали приходить олигархические группировки, тесно связанные с иностранными компаниями. В ряде стран (Боливия - 1971; Чили - 1973; Уругвай - 1973) в ответ на растущее сопротивление населения, были установлены военные диктатуры, названные известным французским социологом Р.Дебре “ демофашистскими ". “Фашизация” правых режимов сопровождалась укреплением позиций иностранного капитала, как следствие - усилением экономической зависимости этих стран от развитых капиталистических стран и, соответственно, интенсификацией использования их кадрового потенциала в качестве дешевой рабочей силы, “утечкой мозгов”, банкротством значительной части национальных предприятий, безработицей и т.д. Эта ситуация дает основание говорить о “ технологической зависимости " (Дж. Сантос Бразилия) стран с подобными авторитарными режимами и делает проблематичным их реальную модернизацию.

Но целый ряд авторитарных государств продемонстрировал свою экономическую эффективность, способность сочетать сильную власть со свободной экономикой, а также политическую стабильность. Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых сторон относится полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.

Авторитарная власть обладает достаточно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, осуществлять быструю реорганизацию общественных структур, вопреки сопротивлению консервативных сил.

В современных условиях постсоциалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, вряд ли может быть инструментом реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам - важнейшая практическая цель конструктивного реформирования общества.

С 60-х годов широкое распространение получила теория партиципационной демократии (демократии участия). В этой теории обосновывается необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений и контроле за их выполнением. Эти теории исходят из трактования демократии как универсального принципа организации всех сфер общественной жизни, обеспечивающего уважение достоинства личности. Демократия должна быть везде: в семье, школе, вузах, на производстве, в партиях, в государстве. В принципе, в обществе не существует каких-либо областей, находящихся вне политики и не допускающих демократического участия.

Главными принципами демократии участия являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Благодаря им максимально учитываются интересы народа в политике. Упрочение легитимации власти, преодоление отчуждения граждан от политики. Участие многих людей в управлении государством расширяет интеллектуальный потенциал политических решений, увеличивает вероятность их оптимизации, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления. Широкое участие граждан в политическом процессе обеспечивает также усиление контроля за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребления властью, бюрократизацию чиновничества.

К радикальным вариантам теории демократии участия примыкают политические концепции новых социальных движений, например, движение экологов. Все эти теории объединены идеями децентрализации управления, прямого участия в нем широких масс, развития самоуправления.

У демократии участия есть не только сторонники, но и противники. Ее недостатками оппоненты считают: снижение ответственности, компетентности и эффективности политических решений вследствие того, что решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и ни за что не отвечающих

непрофессионалов; снижение ответственности институтов и должностных лиц; опасность тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнению, ущемлению свободы за счет равенства; сложность практической реализации, невозможность привлечь большинство граждан к политическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы (поскольку основная масса населения не желает добровольно серьезно заниматься политикой).

На преодоление этих действительных и несколько преувеличенных слабых сторон демократии участия претендуют концепции представительной демократии. Они исходят из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на реализации принципа ответственности на всех уровнях власти и управления, в то время как принцип соучастия масс оттеснен на второй план, хотя в целом он и не отвергается. Воля народа здесь не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые, в пределах предоставляемых им полномочий, самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) общую волю, а порой действуют вопреки ей, беря на себя ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального, с помощью выборов, и институционального, с помощью специальных учреждений), конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и полной их независимости в пределах закона.

Реально представительная демократия обычно воплощается в парламентаризме - системе правления, основанной на принципе разделения властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах.

Принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении получил специфическое обоснование и развитие в концепциях элитарной демократии. В этих теориях главным носителем демократических ценностей является не масса рядовых граждан, которая часто некомпетентна, неуравновешенна, поддается идеологическим влияниям и склонна к эгалитаризму, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности либеральной демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

Концепции представительной демократии имеют как сильные, так и слабые стороны. Среди главных ее достоинств - способность гарантировать свободный общественный строй, политическую стабильность. Парламентская демократия оберегает общество от преходящих массовых настроений и эгалитарных устремлений. Ее высокая эффективность объясняется рациональностью организации политической системы, более высокой (по сравнению с демократией участия) эффективностью политических решений, которые принимаются компетентными и ответственными лицами.

В то же время представительная демократия не свободна от недостатков. К ним относятся:

1) фактическое отстранение народа от власти в период между выборами и вследствие этого отход от демократии;

2) ослабление легитимации власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;

3) ущемление политического равенства, возможности всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;

4) монополизация политическими элитами влияния на власть, приоритетное влияние наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

5) широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти;

6) неизбежное, вследствие сложной иерархической системы управления, нарастание бюрократизации и олигархизации власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

7) нарастание в государстве авторитарных тенденций, вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью.

Анализ основных концепций демократии показывает, что все они не лишены некоторых недостатков. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах мира стремится в большей или меньшей степени совмещать идеи самоуправления и партиципации (главным образом на местном уровне), а частично и на производстве, - с представительством в масштабах всего общества. В целом же это преимущественно представительная демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма, включающая в себя (в различных пропорциях и сочетаниях) элементы различных моделей и концепций демократии.

Несмотря на несовершенство реальной демократии, в настоящее время она является наиболее популярной формой правления. Как говорил У.Черчилль: “У демократии много недостатков, но у нее есть и одно достоинство, состоящее в том, что до сих пор никто не изобрел ничего лучшего”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: