Теория суждений в концепции сознания по Канту

 

Также надо отдавать себе отчёт в том, что структура сознания у Канта есть одновременно и его форма (в аристотелевском значении термина «форма»). Данную форму Кант, помимо прочего, называет специфическим термином «сфера априорного». Буквально «априорное» – это формальное, относящееся к условиям возможности, существующее до всякого опыта в качестве его основы. В дихотомическую пару с понятием «априорное» Кант полагает термин «апостериорное», означающий содержательное, характеризующее осуществившуюся возможность, существующее вследствие уже наличного опыта. Соответственно, сфера апостериорного – это область содержимого структуры сознания, сама «материя» сознаваемого сознанием.

Кант заявляет о том, что на практике сознание показывает себя в значимых суждениях по поводу мира, которые по своему происхождению могут быть априорными или формальными, либо апостериорными или содержательными. Причём, априорные суждения могут быть аналитическими или синтетическими по характеру, а апостериорные – только синтетическими.

Уточним, что анализ в данном случае – это расчленение сознаваемого на части ради внесения в него большей ясности, а синтез – это расширение границ сознаваемого на основе выводов из осознанного ранее.

Апостериорные суждения бывают только синтетическими, так как на уровне содержания сознания, по сути, как раз и происходит группировка элементов данного содержания в новые комбинации (собственно, ведь существование любого содержания во времени сводится именно к его перманентной рекомпозиции). Априорные же суждения бывают и аналитическими, и синтетическими, поскольку такова природа вообще формального.

Приведём примеры различных суждений.

Апостериорное синтетическое суждение: «Волга – это река, которая впадает в Каспийское море».

Априорное аналитическое суждение: «Холостяк – это человек, который не женат».

Априорное синтетическое суждение: «Семь плюс пять равно двенадцати».

Рассуждая подобным образом, Кант возвращается к концепции «коперниканского переворота в метафизике» и заявляет, что основным вопросом философии может считаться вопрос о том, как возможны априорные синтетические суждения, или вопрос о том, как возможна математика (по сути, это один и тот же вопрос, поскольку все суждения математики являются априорными синтетическими). 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: