К наземным видам перевозочных средств относятся автомобили и железнодорожный подвижной состав. Страхователями могут выступать юридические лица (транспортные организаций) и частные лица, выполняющие грузовые и пассажирские перевозки, владеющие транспортными средствами или использующие его на праве хозяйственного ведения, имеющие лицензию на проведение грузопассажирских перевозок.
На автомобильном транспорте проводится страхование ответственности автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями по компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления страхового события и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам).
Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. В то же время перевозка пассажиров иногороднего сообщения относится к числу обязательных видов страхования, и страхователем выступает пассажироперевозчик. Пассажироперевозчик наземного транспорта отвечает за жизнь и здоровье пассажира с момента вхождения пассажира в транспортное средство и до момента выхода из него. Страховая сумма и страховое обеспечение устанавливаются законом. Страховым событием считается ущерб жизни и здоровью, полученный в результате аварии транспортного средства.
|
|
В международном автомобильном сообщении страхование грузов получило широкое развитие, поскольку является дополнительной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком.
В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски:
ü ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение
ü и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки,
ü возникшие вследствие таких обстоятельств;
ü ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения
ü служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
ü ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);
ü ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузам.
Страхование гражданской ответственности перевозчика морским транспортом
На морском транспорте проводится страхование ответственности судовладельцев, которое рассматривается в качестве самостоятельной отрасли страхования. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства навигационной безопасности в акватории порта и др.).
|
|
К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обязательства:
ü связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);
ü возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;
ü по особым видам морских договоров (например, договор снесения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна севшего на мель, и др.);
ü расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.
Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г. и получили распространение с середины XIX в. связи с бурным развитием морской торговли. Клуб взаимного страхования — это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб — это общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестнадцать ведущие) клубов взаимного страхования, на долю которых приходится около 90% страхования мирового грузотоннажа, образуют Международную группу клубов. Бесспорным лидером этой группы является Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев. Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Суммарный тоннаж, застрахованный в Бермудской ассоциации около 200 брутто-регистровых тонн. По правилам Бермудской ассоциации в России работает страховое общество «Ингосстрах».