1 – (4)* (4)*– 3 2 – (4)*
2 – 3 1 – 2 3 – 1
Для 5 и 6 команд
1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1 – (6)* (6)*–4 2 – (6)* (6)*–5 3 –(6)*
2 – 5 5 – 3 3 – 1 1 – 4 4 – 2
3 – 4 1 – 2 4 – 5 2 – 3 5 – 1
Для 9 и 10 команд
1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1 – (10)* (10)*–4 2 –(10)* (10)*–7 3 – 10)*
2 – 9 7 – 5 3 – 1 8 – 1 4 – 2
3 – 8 8 – 4 4 – 9 9 – 5 5 – 1
4 – 7 9 – 3 5 – 8 1 – 4 6 – 9
5 – 6 1 – 2 6 – 7 2 – 3 7 – 8
6-й день 7-й день 8-й день 9-й день
(10)*–8 4 –(10)* (10)– 9* 5 –(10)*
9 – 7 5 – 3 1 – 8 6 – 4
1 – 6 6 – 2 2 – 7 7 – 3
2 – 5 7 – 1 3 – 6 3 – 2
3 – 4 8 – 9 4 – 5 9 – 1
|
|
*Примечание. Номера команд, заключенные в скобки, при нечетном числе команд в этот день от игр свободны.
Второй способ составления календаря соревнований по круговой системе – без чередования полей. Он значительно проще и применяется тогда, когда смена полей при проведении соревнований не играет никакой роли, т. е. игры для всех участвующих команд проводятся в одном месте: в одном городе, на одной игровой площадке. При этом способе порядок игр сразу составляется непосредственно по календарным дням.
Номера, соответствующие выступающим командам (в нашем примере их – 6), записываются в колонку из двух столбиков, напротив первого номера (справа) ставится второй, от которого сверху вниз по часовой стрелке в возрастающем порядке пишутся остальные номера (3, 4, 5, 6), образуя игровые пары. Возможен и другой подход, когда все участвующие команды также делятся на два столбика пополам: но первая половина записывается сверху вниз, а вторая – снизу вверх. Для составления последующих календарных дней номера передвигают по кругу против часовой стрелки, оставляя первый номер на месте:
1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5 1 – 6
6 – 3 2 – 4 3 – 5 4 – 6 5 – 2
5 – 4 6 – 5 2 – 6 3 – 2 4 – 3
Или
1 – 6 1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2
2 – 5 6 – 4 5 – 3 4 – 2 3 – 6
|
|
3 – 4 2 – 3 6 – 2 5 – 6 4 – 5
Если в соревнованиях участвует нечетное число команд (в нашем примере – 7), то вместо последнего четного числа ставится ноль:
1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5 1 – 6 1 – 7 1 – 0
0 – 3 2 – 4 3 – 5 4 – 6 5 – 7 6 – 0 7 – 2
7 – 4 0 – 5 2 – 6 3 – 7 4 – 0 5 – 2 6 – 3
6 – 5 7 – 6 0 – 7 2 – 0 3 – 2 4 – 3 5 – 4
Команда, номер которой при распределении попадает в пару с цифрой ноль, будет выходной в данный игровой день.
Соревнования по системе с выбыванием
Сущность проведения соревнований по системе с выбыванием заключается в том, что команда после проигрыша (первого, второго или третьего) выбывает из соревнований. В настоящее время наиболее распространена система с выбыванием после первого поражения. Эта система позволяет при большом количестве участников (команд) проводить соревнования в более короткие сроки, чем круговая система. В этом преимущество системы с выбыванием. Основным ее недостатком является то, что она не всегда дает полное объективное представление о силах команд, не может определить места всем командам, участвующим в соревнованиях. При проведении соревнований по данной системе возможен элемент случайности: иногда победительницей может стать не самая сильная потенциально команда.
При составлении календаря игр по системе с выбыванием, прежде всего, составляется сетка распределения игр на заявленное количество команд, участвующих в соревнованиях, а затем проводится жеребьевка.
Сетка распределения игр по системе с выбыванием после первого поражения для команд, число которых кратно двум показана на Рис. 2. Номера команд записываются столбиком сверху вниз в возрастающем порядке, с 1-го по 8-й номер включительно, затем, начиная сверху, номера соединяются попарно, образуя игровые пары первого дня (тура) соревнований. Победители объединяются в том же порядке в игровые пары второго дня (тура) соревнований. Команды, выигравшие во второй день соревнований, образуют финальную пару третьего дня (тура), победитель которой будет являться Чемпионом.
Й день 2-й день 3-й день