Операционная прибыль является основой балансовой прибыли предприятия, поэтому управление формированием прибыли рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли.
В процессе операционной деятельности формируется три вида операционной прибыли:
1) маржинальная операционная прибыль:
МП = ВДО –НДС – Ипер = В – Ипер,
где
ВДО – сумма валового операционного дохода в рассматриваемом периоде;
В – выручка;
Ипер – сумма переменных операционных издержек;
НДС – сумма налога на добавленную стоимость и других налогов, входящих в цену продукции;
2) валовая операционная прибыль:
ВОП = МП – Ипост,
где
МП - сумма маржинальной операционной прибыли;
Ипост - сумма постоянных операционных издержек;
3) чистая операционная прибыль:
ЧОП = ВОП – НП = ВОП×(1 – СНП),
где
ВОП – сумма валовой операционной прибыли;
НП – сумма налога на прибыль;
СНП – ставка налога на прибыль.
Операционная прибыль зависит от объема реализации продукции и издержек предприятия. Анализ этой взаимосвязи (Cost-Volume-Profit- analysis, "CVP") позволяет выделить отдельные факторы формирования операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом.
|
|
CVP- анализ позволяет решить ряд задач:
1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода.
Q = Ипост / МПед
ВТБ = Ипост / РМ
Где
Q – объем реализации в точке безубыточности в натуральном выражении;
Ипост – сумма постоянных издержек
МПед – маржинальная прибыль с единицы продукции;
ВТБ – выручка в точке безубыточности;
РМ – рентабельность продаж по маржинальной прибыли (уровень маржинальной операционной прибыли к объему реализации продукции).
2. Определение объема реализации, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде. Операционная деятельность в длительном периоде по сравнению с коротким периодом претерпевает следующие основные изменения:
а) с ростом объема реализации периодически возрастают постоянные издержки из-за увеличения парка используемых машин и оборудования, повышения численности работников и т.п.;
б) с насыщением рынка в результате роста объема реализации предприятие вынуждено снижать уровень цен;
в) за счет роста производительности труда, укрупнения партий сырья и продукции снижается уровень переменных операционных издержек на единицу.
3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение целевой суммы валовой операционной прибыли:
Ввоп = (ВОПЦ + Ипост) / РМ
Где: ВОПЦ – планируемая сумма валовой операционной прибыли;
|
|
Ипост – плановая сумма постоянных издержек;
РМ – рентабельность продаж по маржинальной прибыли.
4. Определение "запаса прочности" предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность:
ВЗП = ВФ – ВТБ,
где ВЗП – стоимостной объем реализации продукции предприятия, обеспечивающий запас прочности его операционной деятельности;
ВФ – фактический стоимостной объем реализации продукции;
ВТБ – стоимостной объем реализации продукции в точке безубыточности.
В относительном выражении запас финансовой прочности может быть выражен следующим образом:
ЗФП = 1 – Ипост / МП
5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы чистой операционной прибыли:
ВЦЧОП = (Ипост + ЧОП/(1-СНП)) / РМ
6. Определение возможных результатов роста валовой операционной прибыли при оптимизации соотношения постоянных и переменных операционных издержек.
Разделение операционных затрат предприятия на постоянные и переменные их виды позволяет использовать также механизм управления операционной прибылью, известный как операционный леверидж. Наличие в составе операционных затрат постоянных издержек приводит к тому, что при изменении объема реализации, сумма валовой операционной прибыли всегда изменяется более высокими темпами. Соотношение темпов роста прибыли и выручки зависит от коэффициента операционного левериджа:
,
где КОЛ - коэффициент операционного левериджа;
ИПОСТ - сумма постоянных операционных издержек;
ИО - общая сумма операционных издержек.
Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени темпы прироста операционной прибыли опережают темпы прироста объема реализации продукции.
Соотношение относительного прироста операционной прибыли и относительного прироста объема реализации характеризуется показателем «эффект операционного левериджа»:
, где
ВОП - темп прироста валовой операционной прибыли, в %;
ОР - темп прироста объема реализации продукции, в %.
Для расчета эффекта операционного левериджа используется следующая формула:
ЭОЛ = МП/ВОП,
где: МП – маржинальная прибыль,
ВОП – валовая операционная прибыль.
Знание механизма операционного левериджа позволяет рассчитать изменение операционной прибыли при прогнозируемом изменении объема продаж.
В конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей:
1. Положительное воздействие операционного левериджа проявляется лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности.
2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем с большей скоростью будет расти прибыль при наращивании объема реализации продукции.
3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности (после ее преодоления). По мере дальнейшего наращения объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности (т.е. при наращении предела безопасности или запаса прочности) эффект операционного левериджа начинает снижаться.
4. Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли.
5. Эффект операционного левериджа стабилен только в коротком периоде. Это определяется тем, что операционные затраты, относимые к составу постоянных, остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени.
|
|
При неблагоприятной конъюнктуре, которая может привести к снижению объема реализации, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия (до преодоления точки безубыточности), необходимо принимать меры к снижению коэффициента операционного левериджа.