Структура общественного мнения и основы его формирования

    Изучению общественного мнения и факторам, влияющим на его формирование, посвящено множество научных трудов и публикаций. «Интерес к общественному мнению как к публичному существовал еще в Античности. Уже в трудах Платона, Сократа, Протагора, Аристотеля мы находим интерпретации понятия общественного мнения, первые попытки осознания его роли и значения в общественной жизни» [3]. Большая часть трактовок была связана с толкованием данного понятия через анализ взаимоотношений индивида и государства, различных социальных групп и правящей элиты.

    Единого определения термина не существует, так как различными отраслями знаний феномен общественного мнения определяется в зависимости от объекта и предмета изучения. «В научной литературе существует около 30 разнообразных определений понятия «общественное мнение», что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Каждая из дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне или проявлении общественного мнения и связана с определенным подходом к ее анализу» [9]. В обобщенном виде можно определить общественное мнение как совокупность взглядов, убеждений, установок на определенную проблему конкретными группами или общностями. «Содержание общественного мнения — все общественно важные вопросы, вопросы общественного бытия; носители общественного мнения — это люди, готовые и способные со всей ответственностью вы­сказаться по общественно значимым вопросам и осуществлять критику и контроль правительства снизу; формы общественного мнения — это такие мнения, которые высказываются публично, т.е. общедоступно, это опубликованные мнения, особенно мнение средств массовой информации» [8, С. 103].

    В зависимости от объекта восприятия можно определить масштабы охвата общественного мнения. Если проблема имеет общезначимый характер, то общественное мнение будет массовым и охватывать большую часть населения. Например, выборы. Это волеизъявление большинства и вопрос, связанный с выбором кандидата для того, чтобы проголосовать и принять решение – затрагивает практически все взрослое население нашей страны, обладающее правом голоса.

    Общественное мнение не является истиной и не гарантирует объективности оценок и выражений. «Общественное мнение – это отнюдь не мнение экспертов. Оно не обязательно логично и рационально» [11, С. 143]. Общественное мнение в большинстве случаев носит субъективный характер, т.к. складывается под воздействием множества факторов, таких как информационные потоки, поступающие той или иной группе, которые приобретают черты субъективизма, проходя через социальные, религиозные, культурные особенности и ценности, господствующие в обществе и присущие индивиду или группе. «Общественное мнение – не массовое сознание, а совокупность оценок и представлений, которые могут объединять какую-либо группу (локальные точки зрения) или, что возможно, большинство людей̆ (массовые точки зрения). Однако эти оценки влияют на политическую атмосферу в обществе, формируют поведение масс и обладают смыслом и значением для людей̆, облеченных властью» [3, С. 72].

    Таким образом, общественное мнение не отражает реальной картины происходящего и обретает специфические особенности и взгляды на проблему. При исследовании общественного мнения на первое место выступает изучение предпочтений субъекта общественного мнения, особенностей восприятия для последующей работы с электоратом, если речь идет о предвыборных кампаниях, или для формирования лояльности к действующему режиму и существующей политической системе. Это позволяет полагать, что, изучив его строение, можно использовать механизмы, которые бы позволили сформировать ту или иную позицию по определенному вопросу.

    Существует множество подходов и теорий, с помощью которых пытаются структурировать общественное мнение. Например, по субъекту выражения общественного мнения. Юрген Хабермас рассуждает о том, что субъектом общественного мнения может быть только господствующий класс, элитарные социальные группы. «Публика, согласно Хабермасу, — это не народ, не мас­са, не большинство населения, не «все»; она состоит из тех, кто может резонерствовать на собраниях, в кафе и пивных, в салонах и на страницах газет; она состоит из образован­ных слоев населения, владеющих собственностью. Они считают себя носителями истины, которая должна быть признана всеми. Основная задача их резонерствования состоит в том, чтобы «законным образом» устранить про­тиворечия в интересах существующего государства и бур­жуазного общества» [6, С. 9]. Следовательно, общественное мнение является всегда официальным, отражающим мнение «элитарных групп». Общественное мнение он рассматривает как инструмент в руках господствующих классов. Собственно, он и не скры­вает этого, когда дает определение «публика» буржуазии, за которой сохраняет право судить и объяснять происхо­дящее в обществе. По Хабермасу, общественное мнение является всегда официальным, т.е. таким, которое выра­жается в прессе, в других официальных источниках ин­формации [6, С. 10].

    Есть и такой термин, введенный Элизабет Ноэль-Нойман, как «спираль молчания», который позволяет понять принципы выражения общественного мнения. Э. Ноэль-Нойман отмечает, что общественное мнение поддерживается правом, но оно может использовать по­следнее и как свой инструмент. Поэтому общественное мне­ние определяет применение права через тех лиц, которые могут принять решение, поскольку они считаются с ним. Эти лица, как и все, тоже находятся под страхом изоляции и в рамках права выбирают такой способ поведения, кото­рый не привел бы их к этой изоляции [8, С. 15].

    Таким образом, структура общественного мнения может быть представлена таким образом: а) проблема или вопрос, вокруг которого или по поводу которого формируется общественное мнение; б) объект восприятия; в) субъект общественного мнения – это группы лиц, имеющие культурные, социальные, моральные, гендерные отличия, наделенные знаниями о проблеме. Знания могут быть получены путем самостоятельного чтения определенной литературы, обучения, через формальные и неформальные институты, а также, и об этом следует говорить, в первую очередь, из средств массовой информации.

    Как мы ранее отмечали, общественное мнение может формироваться под воздействием множества факторов. Однако существуют специальные приёмы и способы его формирования. Если знать какие мотивации лежат в основе общественного мнения, то им можно управлять. Специалисты в данной области занимаются решением поставленных перед ними задач. Например, в американских политических словарях можно встретить термин «spin-doctor» применительно к специалисту, ответственному за public relations. «Спин» – в переводе с английского «раскручивать, вертеть», «Доктор» – как указание на квалификацию исполнителя. Таким образом, «спин доктор» «раскручивает» новость в том или ином ракурсе в зависимости от ситуации. «Спин-доктора являются частью медиакоманды, их задачей становится изменение того, как публика воспринимает событие, к примеру, о депутате, или изменение ожиданий того, что может произойти, например, в результате действий политической партии» [12, С. 73]. Одним словом, преподнеся информацию общественности по проблеме в определенном ракурсе, можно скорректировать это мнение. Таким образом, используя специальные приемы, можно отвлечь внимание общественности от острых социальных проблем, сместив её внимание к вопросам мира и безопасности, либо смягчив подачу того или иного новостного материала.

    Для того чтобы проводить данные манипуляции, требуется знать, какие потребности и установки лежат в основе деятельности группы. И в этой связи необходимо обратиться к вопросу формирования основ мотиваций электоральной активности. Следует отметить «пирамиду потребностей» Абрахама Маслоу, в которой в иерархизированной последовательности размещены потребности индивида, начиная от потребностей физиологических и безопасности и заканчивая потребностями нравственного совершенствования и самопознания. «Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей̆ организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие потребности, более фундаментальные» [7]. При управлении общественным мнением также необходимо принимать во внимание мотивации для того, чтобы легче ориентироваться в том, каким образом может быть преподнесена информация, а также прогнозировать результаты по итогам ее распространения. Кроме того, требуется учитывать, что новость или информация, связанная с изменением прочно сложившейся системы или уклада жизни, может вызвать волну недовольства со стороны общественности, и в результате привести к негативному отношению к принимаемым решениям. Для того, чтобы этого не произошло, кроме потребностей, изложенных в «пирамиде Маслоу», которую критикуют за неучтенный фактор возраста граждан, следует учитывать и мотивацию общественной активности, сформулированную в концепции Рональда Инглхарта. Несмотря на то, что данная концепция разрабатывалась для изучения степени активности электората, ее также можно использовать для оценки активности общественности в широком смысле этого слова. Как и Маслоу, Инглхарт выделяет материальные потребности (пища и безопасность), неудовлетворение которых стимулирует массы к проявлению активности. Если материальные потребности не удовлетворены, это мотивирует общество на проявление гражданской позиции по вопросам, затрагивающим социальную сферу жизни общества.

    Стоит вспомнить монетизацию льгот, когда граждане, в первую очередь, граждане-получатели социальной поддержки (пенсионеры и иные категории), имевшие льготы на проезд, оплату коммунальных услуг, были недовольны решением государства принять меры, направленные на замену натуральных льгот денежными компенсациями. По стране прокатилась волна недовольства, митингов и возмущения. Благодаря распространению информации и новостей по данной проблематике, удалось снизить социальную напряженность по острому вопросу. Кроме того, были внесены и коррективы в данный закон с учетом мнения общественности. Прошло несколько лет и напряженность удалось преодолеть.

    В иерархической модели Инглхарта существуют и психологические потребности, выражающиеся в принадлежности К той или иной группе, или идентичности, уважении или самоутверждении, а также эстетические и интеллектуальные потребности. Для удовлетворения устремлений общества и формирования позитивного общественного мнения необходимо учитывать психологическую мотивацию индивидов, реализовывать которую следует через повышение информационной открытости, улучшение коммуникационных связей между объектом и предметом взаимодействия.

    Так как Инглхарт рассматривал модели политического участия применительно к постиндустриальному обществу, то в его концепции содержится «идеальный» тип ценностных ориентаций, именуемых «постматериальными» ценностями, согласно которым у индивидов с высоким уровнем жизни происходит смена приоритетов. Они от физической и экономической безопасности стремятся к ценностному самовыражению и качеству жизни. «Однако исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, какую узнало послевоенное поколение в индустриальных обществах, вела к постепенному сдвигу приоритета от «материалистических» ценностей̆ (когда упор делается, прежде всего, на экономической и физической̆ безопасности) к ценностям «постматериальным» (когда на первый план выдвигаются самовыражение и качество жизни)» [5, С. 7]. В обществе, где преобладает данный тип ценностей, повышается толерантность и терпимость по отношению к социальным и национальным меньшинствам. Стоит отметить, что подобные теории позволяют оценить мотивацию общества и, следовательно, прогнозировать определенные модели поведения, что помогает вырабатывать основы для его управления. Общественное мнение в современном мире играет важную роль в реализации многих властных решений. Поддержка со стороны общественности и позитивное общественное мнение – это гарант лояльности к решениям, принимаемым государством и реализуемым органами исполнительной власти, залог легитимности действующей политической системы.

    Для управления общественным мнением нужно хорошо знать тему, которая становится объектом внимания общественности. Максимально ориентироваться в проблемах и представлять о них подробную информацию в доступной для общественности форме, чтобы было максимально просто разобраться, в чем суть вопроса. С точки зрения функционирования современного государства общественное мнение учитывается при принятии многих решений. Например, на официальных сайтах органов государственной власти, участвующих в разработке законопроектов, размещаются проекты нормативно-правовых актов, с которыми могут ознакомиться граждане, а также оформить свои предложения и замечания по ним. Это является действенным механизмом формирования положительного общественного мнения, вовлечения граждан в процесс принятия важных решений. Например, Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу является исполнительным органом федеральной власти в субъекте Российской Федерации, лишенным права законодательной инициативы, но в обязательном порядке реализующий властные решения в сфере охраны окружающей среды. В 2014 году в законную силу вступил приказ (в настоящий момент введен новый приказ), которым был введен иной порядок ведения кадастра отходов [10]. Это нововведение затронуло большое количество природопользователей, которые должны были приспосабливаться к новым правилам ведения данного кадастра. Учитывая важность и значимость вопроса, Департаментом в рубрике, созданной специально для природопользователей, размещались сведения о грядущих изменениях, порядок действий при реализации новых положений закона. Благодаря проделанной работе, удалось сформировать общественное мнение о том, что введение нового кадастра отходов вещь необходимая и необратимых последствий изменения не принесут. Большая часть вопросов возникает, когда планируется что-то новое, о чем у людей нет информации. Успешным в этой связи будет повышение информационной открытости, доступности информации, своевременное информирование и разъяснительная работа. Ведь, как известно, многих граждан пугают изменения, они испытывают страх на подсознательном уровне перед грядущими переменами. «Будучи коллективным продуктом, общественное мнение представляет всю общественность в ее готовности к действию по решению проблемы и как таковое делает возможным согласованное действие, которое не обязательно основано на консенсусе, контакте или случайном совпадении индивидуальных выборов. Общественное мнение всегда движется по направлению к какому-то решению, пусть даже оно и не бывает иногда единодушным». [2, С. 88-189] Таким образом, на общественное мнение и его формирование влияет множество факторов, среди которых потребность индивидуумов в информации, сотрудничестве и партнерстве по конкретному вопросу.

    Учитывая тот факт, что общественное мнение выражает обобщенную волю индивидов и групп, необходимо ориентироваться на данное мнение. Этим и занимаются специалисты по связям с общественностью, основываясь на определенных алгоритмах выстраивания отношений с общественностью, формирования через СМИ соответствующего общественного мнения. «Посредниками между органами управления и обществом нередко выступают политтехнологи и политконсультанты, специализирующиеся на организации политических кампаний, создании имиджей̆ лидеров общественного мнения, на разного рода PR-акциях в сфере политики и политическом менеджменте в целом. Несмотря на видимые успехи в деле манипулирования общественным сознанием, на очевидные краткосрочные преимущества и выгоды, в долгосрочной перспективе есть серьезные опасности последствий применения подобного рода технологий. Прежде всего, речь идет о падении доверия граждан не только к отдельным политикам, но к государственным институтам в целом» [1, C. 73]. Для получения положительного результата по формированию общественного мнения необходимо знать, на какую целевую аудиторию будет воздействовать через СМИ специалист по связям с общественностью, учитывая социальное положение, возраст и образование, а также убеждения и взгляды, которых придерживается объект воздействия.

    Способы подачи информации и каналы ее распространения также важны для формирования общественного мнения. Значимым будет и вопрос вовлеченности общественности в обсуждение проблем, по которым принимается определенное решение. Тогда чувство сопричастности позволит сформировать требуемое отношение. Когда вопрос затрагивает интересы граждан, необходимо продемонстрировать, что их мнение будет приоритетным при решении заявленной проблемы. Однако не всегда мнение общественности соотносится с понятиями рациональности. Порой эмоциональные основания главенствуют. В этой связи необходимо сделать так, чтобы победу одержали рациональные основания. Скажем, строительство торгового порта, который способен разгрузить терминал в центре города – это важный с точки зрения стратегии, экономических оснований, развития транспортной инфраструктуры, объект. При его строительстве происходят дноуглубительные работы, которые проводятся в соответствии с разрешительной документацией. Однако работы сопряжены с замутнением акватории. Это часть технологического процесса. Граждане и представители общественных организаций видят в этом нарушение. Но без данных работ невозможно введение в эксплуатацию важного объекта, реализация которого положительно повлияет не только на развитие транспортной инфраструктуры региона, но и обеспечит рабочими местами многих граждан. С этих позиций и необходимо доводить до общественности информацию. Максимально подробно рассказывать о происходящих процессах и о перспективах развития объекта. Это поможет снизить негативное отношение к проводимым работам и рассматривать проект с перспективных позиций, приоритетных для государства и граждан. Не всегда на общественность воздействуют с целью довести правдивую информацию о ситуации. Существуют технологии, позволяющие манипулировать общественным мнением, преподнося избирательно выгодную информацию для получения желаемого результата. И роль СМИ в этом процессе достаточно велика. «Большинство граждан России не имеет навыков, необходимых для того, чтобы отличить объективную журналистскую информацию от пропагандистской. Об этом свидетельствуют результаты общенациональных выборов, в канун которых масс-медиа играют решающую роль в определении симпатий избирателей» [4, C. 23].

    Информация, которую получают граждане из СМИ, особенно из авторитетных газет, журналов, федеральных телевизионных каналов, «усыпляют» бдительность и зачастую принимаются за непреложную истину. Кроме того, существует такое понятие, как «информационные шумы», под влиянием которых информация приобретает не свойственные ей изначально факты, или же информация сознательно запускается в определенном виде, не отражающем действительность. Часто этот прием используется сознательно для дезинформирования общества и формирования определенного мнения, выгодного отдельным группам. Для эффективного управления общественным мнением необходимо также учитывать, что можно использовать каналы апробации информации. Сначала в форме слухов внедряется какая-либо новость. Затем считывается реакция граждан на данные слухи. Учитываются положительные и отрицательные отзывы, которые позволяют корректировать информацию. И только после этого новость распространяется официально.

    Таким образом, зная потребности общественности, структуру общественного мнения, можно управлять им, вносить определенную корректировку. Однако всегда следует помнить, что влияние на общественное мнение не должно подменятся пропагандой, манипуляциями общественным сознанием и т.п. Главная цель – положительный результат не только для объекта общественного мнения, но и для субъектов, которые вовлечены в данный процесс.

https://research-journal.org/politology/struktura-obshhestvennogo-mneniya-i-osnovy-ego-formirovaniya/

 

Функции:

  Высшей целью общества, как любой биологической и социальной системы, выступает его самосохранение и развитие. Соответственно, главной функцией общественного мнения является социальная регуляция и управление жизнедеятельностью социальной системы через обеспечение внутренней связи общества во всех его сферах. Общественное мнение на каждом этапе развития социума проявляется как традиция, представляющая интеграцию общественного мнения многих поколений. Соединение экономических традиций с текущими экономическими мнениями выступает мерилом образа жизни всего общества. Соединение юридических традиций с принимаемыми законами создает законодательную основу социума. Соединение политических традиций с современными политическими мнениями реализуются как политическая программа управления обществом. Эстетические традиции объединяются с новыми культурными образцами, формируя идеалы, а традиционные верования вместе с современными взглядами влияют на религиозность населения. Смысл регулятивной функции общественного мнения состоит в том, что нормы общественных отношений основываются на неписанных законом нормах — традициях, обычаях. Они реализуют кодекс правил, закрепленный в нравственном сознании людей, групп, общества. Интеграция общественного мнения и его модифицированных современных выражений определяет равновесие социальной системы.

Регулятивная функция тесно связана с функциями общественного воспитания и социального контроля посредством общественного воздействия на сознание и поведение социальных групп и каждого члена общества. Главное назначение функции общественного воспитания — воспитание личной и коллективной ответственности перед обществом за свои мысли и поступки. Важнейшим условием достижения воспитательного эффекта является включенность индивида в непрерывный процесс социализации.

Функция социального контроля общественного мнения проявляется в его влиянии на высказывания и поведение всех членов общества. «Даже сильнейший все еще боится холодного взгляда, искривленного гримасой рта со стороны тех, среди которых и для которых он воспитан. Чего бояться? Одиночества! — этого аргумента, перед которым отступают даже наилучшие аргументы в пользу какой-нибудь личности или дела! Так вещает в нас стадный инстинкт» (Ф. Ницше)[1]. Являясь инструментом социального контроля, общественное мнение определяет и поддерживает поведение и образ жизни людей разнообразными, прежде всего, неформальными, санкциями. Эти санкции более действенны, чем формальные, поскольку направлены на интеграцию общества и обеспечение согласия на латентном уровне. Далеко не всегда формально декларируемые нормативы поведения способствуют этой цели. Находясь в ситуации выбора, индивид ориентируется на мнение ближайшего окружения, а не на общечеловеческие ценности, декларируемые официально. Такое поведение не является осознанным и преднамеренным, но отражает скрытую функцию контроля общественного мнения, действующего на бытовом уровне. Иными словами, общественное мнение постоянно оказывает давление на мнение индивидуальное с целью подчинить его себе. Уровень зрелости индивида проявляется в понимании границ своей свободы и сознательном принятии условий существования в обществе с максимально возможным комфортом при соблюдении общепринятых моральных требований.

Важнейшая функция общественного мнения — сохранение равновесия социальной системы. Каждый индивидуальный разум подвергается воздействию со стороны традиций и мнений, несоблюдение которых влечет наказание в самой разной форме, начиная с насмешки, порицания и преследования. В основе общественной жизни лежит социальный закон, определяющий содержание понятия «идеальное благо». Он сплачивает людей и влияет на их выбор. А сам выбор зависит от системы социальных ценностей, т.е. оценки вещей, имеющих социальное значение. Эти нормы — основа культуры общества. Знание системы социальных ценностей позволяет прогнозировать поведение коллективного субъекта и управлять им.

Функция сохранения равновесия социальной системы непосредственно связана с функцией создания и поддержания репертуара стереотипов, управляющих всем процессом восприятия социальных явлений. Система стереотипов выступает основой личной традиции, защитой позиции в обществе, гарантией самоуважения. Это не картина мира, но снимок возможного мира, к которому каждый адаптирован через восприятие общественных нормативов. Каждый член общества рассматривает общественные события через призму своей частной жизни, а задействованные в них лица соотносит с известными ему людьми. Аудитория идентифицируется с объектом, выбирая себе виртуальных друзей и врагов, и при этом относится к ним как к реальным людям. В этом помогает набор моделей поведения, представленных общественным мнением как социально одобряемый или порицаемый.

Функция регулирования отношений между управляющей и управляемой подсистемами общества реализуется, поскольку общество существует как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно. Интегративная функция общественного мнения в современном обществе проявляется в поиске компромиссных решений в процессе групповых дискуссий. Лишь на этой основе возможно обсуждение острых социальных проблем между обществом и государством, установление правил коллективного поведения в масштабах больших социальных групп и социальных систем. Вовлечение в процесс обмена мнениями социальных агентов со специфическими, часто противоречащими друг другу политическими и культурными нормами способствует повышению общественной терпимости к таким различиям и, соответственно, снижению уровня формальной регламентации общественного поведения. Итоговый компромисс (закон, норматив) не полностью учитывает интересы всех, но в целом приемлем, поэтому внутри принятого компромиссного решения негласно учитываются возможности отступления от него в мелочах. Далеко не всегда органы правопорядка реагируют на небольшие отступления в поведении людей от формальных нормативов, поскольку последствия такого поведения не наносят явного вреда обществу. Можно сказать, что государство «не видит» мелких нарушений, а общество «в благодарность» подтверждает легитимность власти соблюдением действительно важных нормативов социального поведения.

Функция нейтрализации социального напряжения реализуется через выплеск коллективных эмоций в виде массовых высказываний (митинги, референдумы, дискуссии, организованные СМИ и т.п.) или видов поведения — демонстрации, коллективные акции, широкомасштабные выступления, обычно организованные и контролируемые внешними агентами, заинтересованными в легитимации своих программ. Способом существования общественного мнения признается его публичность в виде оценки отдельных вопросов и тем, имеющих «общественный интерес» и широко обсуждаемых в СМИ. Сам факт публичного обсуждения острых тем важнее, чем их решение, поскольку предоставляет возможность высказаться всем участникам коллективной дискуссии и создает видимость свободы обмена мнениями.

Внутри социальной системы общественное мнение выполняет функцию диагностики социальных отношений и выявления дисбаланса в них. В политической области оно выступает как один из необходимых элементов гражданского общества, форма утверждения демократии. Общественное мнение дает консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение учитывается, если институты власти заинтересованы в таких советах. Однако оно оставляет за собой право оценивать состояние политических свобод в обществе и откликается на ущемление политических прав митингами и демонстрациями. В сфере экономики общественное мнение играет роль коллективного эксперта, оценивающего реальный уровень жизни населения. Эта оценка фиксируется в эмпирических исследованиях индексом социального настроения, интегративно отражающим мнение населения о качестве жизни в целом. Причем основным критерием качества жизни выступает оценка экономического положения семьи и перспективы его изменения в ближайшее время. В области морали и нравственности общественное мнение выступает социальным контролером соблюдения нормативных принципов социального общежития. Общественное мнение оценивает, анализирует, контролирует развитие важнейших событий и процессов, претендует на роль высшего судьи в разрешении международных проблем и конфликтных ситуаций.

Информационная функция общественного мнения проявляется в том, что оно аккумулирует различные виды социальной информации. Причем формальная информация, поступающая из официальных источников и средств массовой информации, дополняется групповым опытом, обобщающим бытовые представления и стереотипы. Напротив, информация, связанная с живым опытом населения, пользуется большим доверием, чем официальные документы и выступления представителей органов власти. Диагностика содержания общественного мнения в режиме мониторинга повышает управленческую ценность принимаемых решений и, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует развитие каналов обратной связи общества и государства.

В качестве дополнительных функций общественного мнения выделяют аккумуляцию здравого смысла и народной мудрости, передачу их следующим поколениям в форме пословиц и поговорок, мифологизацию исторического опыта.

Абстрактная расчлененность социальной роли общественного мнения на ряд функций имеет смысл лишь как методологическая основа его изучения. В действительности ни одна из функций не существует и не выступает в отрыве от других, однако в зависимости от задач исследования может признаваться определяющей.

https://studref.com/301656/sotsiologiya/struktura_funktsii_obschestvennogo_mneniya

? + варианты функций Оссовского.

Каналы:

    В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные методы формирования – внушение, убеждение, подражание. Основные средства (каналы) формирования – средства массовой информации, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.

    Есть точка зрения, согласно которой в современном обществе привычными каналами (и формами) выражения общественного мнения являются: выборы органов власти, участие населения в законодательной и исполнительной деятельности, средства массовой информации, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, экономическим, социальным, культурным, а также исследовательским интересом и принимающие форму референдумов и плебисцитов, массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д. и т.п.

    В социологии принято выделять формальные и неформальные каналы распространения общественного мнения. В качестве формальных каналов формирования и распространения общественного мнения используются официальные источники, выступления лиц, облаченных властью и профессионально занимающихся управленческой деятельностью, а также экспертов, представляющих референтные группы для широкой общественности. Все они целенаправленно распространяют и популяризируют позиции групп интересов с целью получения массовой поддержки своих действий. Используются и неформальные каналы коллективной коммуникации — слухи, анекдоты, народное творчество, неформальное общение, стихийные обсуждения в любой точке пересечения небольших спонтанно образовавшихся групп людей. Достаточно обмена двумя фразами между незнакомыми людьми в общественном транспорте, чтобы все пассажиры приняли участие в дискуссии и нередко совершенно по другой, но важной для всех теме.

https://studref.com/301665/sotsiologiya/neformalnye_kanaly_rasprostraneniya_obschestvennogo_mneniya

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: