1) органы управления образованием;
2) совокупность образовательных стандартов и программ;
3) сеть образовательных учреждений:
- дошкольное образование,
- начальное образование (начальная школа),
- среднее образование (средняя школа),
- среднее профессиональное (специальное) образование (колледжи, лицеи),
- высшая школа.
4) принципы образовательной политики в РФ:
- гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Принципы образования (тенденции развития образования)
ПРИНЦИП | СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА |
Принцип гуманизации | Большее внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями, переход от объект-субъективных отношений к субъект-объективным |
Принцип гуманитаризации | Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека |
Принцип интернационализации | Создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащихся |
Принцип информатизации (компьютеризации) | использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |
Принцип демократизации | во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются. |
ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЮСЯ НА ЭКЗАМЕНЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ (сейчас это задания под №26 и №27)
Учёные полагают, что социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации людей на основе комплекса норм и статусов, регулирующих их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами.
Образование является социальным институтом, так как:
- образование - исторически сложившийся институт передачи знаний, подготовки квалифицированных кадров;
- образование представляет собой совокупность учреждений, программ (т.е. нормативных документов), учебников и пособий;
- образование действует в рамках определённых норм, например, закон об образовании, государственные образовательные стандарты и т.п.;
- можно выделить статусы ученика, абитуриента, студента, учителя, преподавателя вуза, руководителя общеобразовательного учреждения, методиста и т. п.
Раскройте на примерах теоретическое положение о том, что образование является одним из «социальных лифтов», каналов социальной мобильности.
- В современном западном обществе только престижное образование открывает путь к высоким государственным должностям;
- в годы индустриализации выходцы из рабочей среды, поступив на рабфак или в институт, пополняли ряды интеллигенции;
- в условиях радикальных преобразований в нашей стране в конце XX в., получение дополнительного образования или квалификации позволило многим людям войти в состав так называемого среднего класса.
Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и пример к каждому из них
1) Содействие развитию образования (участие в разработке новых учебных программ, новых стандартов среднего образования);
2) Контроль за качеством образования (проверки школ, проведение единого государственного образования);
3) Оказание помощи учреждениям культуры (финансирование дворцов культуры, библиотек и т.д.)
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три принципа современной образовательной политики в РФ.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы принципы и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) гуманистический характер образования (например, во многих субъектах РФ образовательные учреждения оборудуются с учётом потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья, внедряются программы инклюзивного образования);
2) всестороннее развитие личности (например, учащиеся школы изучают учебные предметы естественно-научного, математического, социально-гуманитарного, эстетического цикла и другие, что позволяет им развиваться всесторонне, получить широкое представление о мире);
3) общедоступность образования (например, в РФ общее образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование (на конкурсной основе), а также значительное число услуг дополнительного образования бесплатны для граждан).
В стране Z проводится реформа образования. Государство финансирует программу обеспечения образовательных учреждений компьютерным оборудованием, введена электронная регистрация на программы дополнительного образования, широко внедряется дистанционное обучение. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию. Назовите любую другую тенденцию развития современного образования.
Пояснение.
1) тенденция – информатизация;
2) примеры, например:
– учащиеся 10-х классов нескольких школ города М подготовили и провели интернет-конференцию по вопросам кибербезопасности;
– в школах страны на протяжении нескольких лет используются электронные журналы и дневники;
3) другая тенденция, например – гуманизация.
Могут быть приведены другие примеры и дополнительно названа другая тенденция
26 С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
- передача знаний подрастающему поколению. (Ученики в школе получают необходимый минимум знаний)
- воспитание (Учреждения образования закладывают основы личности);
- подготовка кадров (Профессиональное образование готовит кадры для экономики)
Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.
26. С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.
Пояснение.
1. Отличная учеба в университете и блестящая защита дипломной работы позволили студенту А. поступить в аспирантуру и продолжить заниматься наукой. Образование определяет социальный статус человека.
2. Знания и навыки, полученные за период обучения в школе и университете сформировали у человека широкий кругозор, позволили ему читать научную литературу, принимать участие в дискуссиях по сложным вопросам. Образование формирует интеллект человека.
3. Изучение истории Отечественной войны 1812 г., посещение с классом музея-заповедника "Бородинское поле" позволило учащимся гордится подвигами своих предков. Образование помогает индивиду определять свою гражданскую позицию, быть патриотом Родины.