Структурные компоненты российской системы образования

1) органы управления образованием;

2) совокупность образовательных стандартов и программ;

3) сеть образовательных учреждений:

  • дошкольное образование,
  • начальное образование (начальная школа),
  • среднее образование (средняя школа),
  • среднее профессиональное (специальное) образование (колледжи, лицеи),
  • высшая школа.

4) принципы образовательной политики в РФ:

  • гуманистический характер образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей;
  • право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
  • общедоступность образования;
  • адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Принципы образования (тенденции развития образования)

ПРИНЦИП СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА
Принцип гуманизации Большее внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточений усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимся и преподавателями, переход от объект-субъективных отношений к субъект-объективным
Принцип гуманитаризации Усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека
Принцип интернационализации Создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведение более активного обмена учащихся
Принцип информатизации (компьютеризации) использование новых современных  технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
Принцип демократизации во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

 

           

 

                           

 

 

ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАДАНИЯ, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЮСЯ НА ЭКЗАМЕНЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ (сейчас это задания под №26 и №27)

 

Учёные полагают, что социальный институт - это исторически сложившаяся форма организации людей на основе комплекса норм и статусов, регулирующих их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Является ли образование социальным институтом? Свой ответ подтвердите тремя аргументами.

Образование является социальным институтом, так как:

- образование - исторически сложившийся институт передачи знаний, подготовки квалифицированных кадров;

- образование представляет собой совокупность учреждений, программ (т.е. нормативных документов), учебников и пособий;

- образование действует в рамках определённых норм, например, закон об образовании, государственные образовательные стандарты и т.п.;

- можно выделить статусы ученика, абитуриента, студента, учителя, преподавателя вуза, руководителя общеобразовательного учреждения, методиста и т. п.

Раскройте на примерах теоретическое положение о том, что образование является одним из «социальных лифтов», каналов социальной мобильности.

- В современном западном обществе только престижное образование открывает путь к высоким государственным должностям;

- в годы индустриализации выходцы из рабочей среды, поступив на рабфак или в институт, пополняли ряды интеллигенции;

- в условиях радикальных преобразований в нашей стране в конце XX в., получение дополнительного образования или квалификации позволило многим людям войти в состав так называемого среднего класса.

 

Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и пример к каждому из них

1) Содействие развитию образования  (участие в разработке новых учебных программ, новых стандартов среднего образования);
2) Контроль за качеством образования (проверки школ, проведение единого государственного образования);
3) Оказание помощи учреждениям культуры (финансирование дворцов культуры, библиотек и т.д.)

 

26. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три прин­ци­па со­вре­мен­ной об­ра­зо­ва­тель­ной по­ли­ти­ки в РФ.

 


Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны прин­ци­пы и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры, до­пу­стим:

1) гу­ма­ни­сти­че­ский ха­рак­тер об­ра­зо­ва­ния (на­при­мер, во мно­гих субъ­ек­тах РФ об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния обо­ру­ду­ют­ся с учётом по­треб­но­стей людей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья, внед­ря­ют­ся про­грам­мы ин­клю­зив­но­го об­ра­зо­ва­ния);

2) все­сто­рон­нее раз­ви­тие лич­но­сти (на­при­мер, уча­щи­е­ся школы изу­ча­ют учеб­ные пред­ме­ты есте­ствен­но-на­уч­но­го, ма­те­ма­ти­че­ско­го, со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­но­го, эс­те­ти­че­ско­го цикла и дру­гие, что поз­во­ля­ет им раз­ви­вать­ся все­сто­рон­не, по­лу­чить ши­ро­кое пред­став­ле­ние о мире);

3) об­ще­до­ступ­ность об­ра­зо­ва­ния (на­при­мер, в РФ общее об­ра­зо­ва­ние, сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние и выс­шее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние (на кон­курс­ной ос­но­ве), а также зна­чи­тель­ное число услуг до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния бес­плат­ны для граж­дан).

 

 




В стране Z проводится реформа образования. Государство финансирует программу обеспечения образовательных учреждений компьютерным оборудованием, введена электронная регистрация на программы дополнительного образования, широко внедряется дистанционное обучение. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию. Назовите любую другую тенденцию развития современного образования.

Пояснение.

1) тенденция – информатизация;

2) примеры, например:

– учащиеся 10-х классов нескольких школ города М подготовили и провели интернет-конференцию по вопросам кибербезопасности;

– в школах страны на протяжении нескольких лет используются электронные журналы и дневники;

3) другая тенденция, например – гуманизация.

Могут быть приведены другие примеры и дополнительно названа другая тенденция

26 С по­мо­щью трёх при­ме­ров по­ка­жи­те про­яв­ле­ние роли об­ра­зо­ва­ния в жизни со­вре­мен­но­го общества. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла при­ве­ди­те пример, а затем ука­жи­те роль, ко­то­рую он иллюстрирует.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

- пе­ре­да­ча зна­ний под­рас­та­ю­ще­му поколению. (Ученики в школе по­лу­ча­ют не­об­хо­ди­мый ми­ни­мум знаний)

- вос­пи­та­ние (Учреждения об­ра­зо­ва­ния за­кла­ды­ва­ют ос­но­вы личности);

- под­го­тов­ка кад­ров (Профессиональное об­ра­зо­ва­ние го­то­вит кадры для экономики)

Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

 

 

26. С по­мо­щью трёх при­ме­ров по­ка­жи­те роль об­ра­зо­ва­ния в раз­ви­тии лич­но­сти. В каж­дом слу­чае сна­ча­ла при­ве­ди­те при­мер, а затем ука­жи­те роль, ко­то­рую он ил­лю­стри­ру­ет.

 


Пояснение.

1. От­лич­ная учеба в уни­вер­си­те­те и бле­стя­щая за­щи­та ди­плом­ной ра­бо­ты поз­во­ли­ли сту­ден­ту А. по­сту­пить в ас­пи­ран­ту­ру и про­дол­жить за­ни­мать­ся на­у­кой. Об­ра­зо­ва­ние опре­де­ля­ет со­ци­аль­ный ста­тус че­ло­ве­ка.

2. Зна­ния и на­вы­ки, по­лу­чен­ные за пе­ри­од обу­че­ния в школе и уни­вер­си­те­те сфор­ми­ро­ва­ли у че­ло­ве­ка ши­ро­кий кру­го­зор, поз­во­ли­ли ему чи­тать на­уч­ную ли­те­ра­ту­ру, при­ни­мать уча­стие в дис­кус­си­ях по слож­ным во­про­сам. Об­ра­зо­ва­ние фор­ми­ру­ет ин­тел­лект че­ло­ве­ка.

3. Изу­че­ние ис­то­рии Оте­че­ствен­ной войны 1812 г., по­се­ще­ние с клас­сом музея-за­по­вед­ни­ка "Бо­ро­дин­ское поле" поз­во­ли­ло уча­щим­ся гор­дит­ся по­дви­га­ми своих пред­ков. Об­ра­зо­ва­ние по­мо­га­ет ин­ди­ви­ду опре­де­лять свою граж­дан­скую по­зи­цию, быть пат­ри­о­том Ро­ди­ны.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: