Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса

Защита прав и интересов участников отношений в сфере образо- вания указана в качестве одной из целей правового регулирования отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Под защитой прав и интересов участников образовательных от- ношений понимают возможность субъекта (участника отношений), чьи права и интересы нарушены, применять не запрещенные законода- тельством способы для восстановления нарушенных прав и интересов (право на защиту). Защите подлежат нарушенные права, свободы и законные интересы участников образовательных отношений, пред- усмотренных законодательством.

Совершеннолетние дееспособные граждане осуществляют защиту своих прав самостоятельно. Защита прав и интересов несовершенно- летних возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые без специальных полномочий в силу закона представляют интересы ре-


 

бенка. Тем не менее ч. 2 ст. 56 СК РФ предусмотрено, что при нару- шении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невы- полнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоя- тельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд.

В целом, система защиты прав и законных интересов участников образовательных отношений представляет совокупность международ- ных, региональных и национальных механизмов защиты.

Международные институты по обеспечению и защите прав и сво- бод человека (в том числе субъектов образовательных отношений) представляют собой форму контроля и являются надежной гарантией соблюдения государствами своих обязательств по международным договорам и стандартам в области прав человека1. Международные органы подразделяются на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава Организации Объединенных Наций (ООН), и договорные (конвенционные) органы, образование которых связано с принятием фундаментальных договоров в области прав человека (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1973 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин- ство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 года, Конвенция о правах инвалидов 2006 года). Международные контрольные органы могут быть общей и специальной компетенции. К внедоговорным органам относятся: Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и социальный совет (ЭКО-

СОС), Совет ООН по правам человека.

В соответствии с положениями договоров под эгидой ООН соз- даются договорные (конвенционные) органы: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дис-


1 Подробнее см.: Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учебное пособие / А.А. Ковалев. – М.: Статут, 2013. – 591 с.


 

криминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Комитет по насильственным исчезновениям, Под- комитет против пыток. Данные органы, за исключением Подкомите- та против пыток, заслушивают периодические доклады государств– участников договоров (конвенций) о соблюдении прав человека, в том числе рассматривают конкретные ситуации нарушения прав человека и затребуют у государства–участника применение мер по устранению допущенных нарушений. О нарушениях прав человека Комитеты по- лучают информацию от неправительственных организаций, средств массовой информации, отдельных лиц. Процедура рассмотрения до- кладов в Комитетах разная. Так, например, Комитет против пыток вправе проводить расследования о нарушениях государством–участ- ником своих обязательств в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискри- минации 1965 года, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года, факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правам 1966 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года предусматривают возможность подачи в соответствующие комитеты индивидуальных жалоб. При этом по- данная индивидуальная жалоба не подлежит рассмотрению в случае, если лицом, ее подавшим, не исчерпаны все доступные внутренние средства защиты права, а также в отношении данной жалобы прово- дится другая процедура международного разбирательства1.

В рамках ООН созданы различные вспомогательные специализиро- ванные учреждения и органы, действуют международные должностные лица, занимающиеся вопросами обеспечения прав детей: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Управ- ление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).


1 Гремза Н.Ю. Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений в договорных органах по правам человека // Юрист-международник. 2004. № 2. – С. 48–49.


 

Среди региональных механизмов защиты прав человека (участника образовательного процесса), на наш взгляд, следует отметить евро- пейскую систему. Европейская система защиты прав человека создана на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 04.11.1950 и вступившей в силу 03.09.1953. Допол- нительно к ней было принято 16 протоколов. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 30.03.1998 и с 05.05.1998 приняла на себя обя- зательства подчиняться юрисдикции Европейского cуда по правам человека (далее по тексту настоящего параграфа – Европейский cуд). Европейская система защиты прав человека предусматривает, что решения, вынесенные Европейским cудом, обязательны для испол- нения государством–участником, также предусмотрена процедура

обеспечения исполнений решения суда.

В Европейский cуд подаются жалобы индивидуальные (от частных лиц, в том числе обучающихся, законных представителей несовершен- нолетних обучающихся, педагогических работников и их представите- лей, группы частных лиц или от неправительственных организаций) и межгосударственные, поданные одним государством против другого. Жалоба подается против одного (например, Российской Федерации) или нескольких государств, ратифицирующих Европейскую конвен- цию о защите прав человека и основных свобод, иначе жалоба будет признана неприемлемой, как и жалоба, поданная против частного лица. Частное лицо подает жалобу лично. Для этого необходимо заполнить формуляр жалобы, приложить к нему соответствующие копии доку- ментов и направить их в адрес Европейского cуда. Для обращения в Европейский cуд используются английский или французский языки, как официальные языки Европейского cуда, а также официальный язык любого государства, ратифицирующего Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Однако зарегистрированная жалоба не означает того, что она при- знана приемлемой и отвечает требованию обоснованности ее подачи. Отметим, что условия приемлемости жалобы следующие:

– при обращении в Европейский cуд должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, для того чтобы на национальном уровне были устранены допущенные нарушения;

– предметом жалобы должно быть нарушение права или прав, закрепленных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод1;


1 В частности, право на образование закреплено ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции.


 

– жалоба подается в Европейский суд заявителем в течение шести месяцев с момента вынесения окончательного судебного решения по данному делу в государстве-ответчике;

– нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод должно напрямую касаться заявителя и затра- гивать его личные интересы, а нанесенный ущерб должен быть значительным.

Европейским судом не рассматриваются анонимные жалобы; жа- лобы, являющиеся по существу теми же, что уже рассматривались Европейским cудом с аналогичными фактами; жалоба, уже поданная для рассмотрения в другие органы, например, в Совет ООН по правам человека: если заявитель злоупотребил правом на подачу жалобы (ис- кажение фактов); если заявителем обжалуются действия государств, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

После вынесенного решения Европейским судом оно направляется в Комитет Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за исполнением решений и выплатой денежных компенсаций. Кроме применения мер индивидуального характера (выплата компенсации), государство должно не только принять действенные меры для пре- дотвращения новых нарушений прав, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, аналогичных тем, которые были установлены в решении Европейского cуда, но и восстановить положение лица, которое было до нарушения его права (прав).

Национальные механизмы защиты прав человека разнообразны. В Российской Федерации защита прав и свобод человека осущест- вляется посредством судебных и внесудебных механизмов защиты.

Защита прав и законных интересов участников образовательных отношений может осуществляться в судебном порядке, как одним из эффективных инструментов. Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государ- ственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции Российской Федерации). В суд можно обратиться лично или через представителя, который от имени представляемого лица будет осуществлять все процессуальные действия. Представление интересов других лиц возникает в силу закона или договора. Права и свободы недееспособных, ограниченно дееспособных или лиц, обладающих неполной дееспособностью, защищают родители, усыновители, опе-


 

куны, попечители и иные лица, которым это право предоставлено законодательством Российской Федерации. Так, например, защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осущест- вляют органы опеки и попечительства, прокурор, которые обращаются в суд для восстановления нарушенных прав, свобод и законных интере- сов данной категории детей (ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996

№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)1.

Обращение в суд зависит от вида производства приказ, исковое или особое производство. Так, например, педагогический работник в рамках приказного производства вправе заявить требование о взыска- нии начисленных, но невыплаченных: заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причита- ющихся работнику.

Граждане также вправе обращаться на нарушение конституцион- ных прав и свобод в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет по обращениям граждан конституционность закона, примененного или подлежащего применению в данном деле. Если ре- шением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о приня- тии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответству- ющим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесе- нии необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установ- ленных процессуальным законодательством случаях2. В субъектах Российской Федерации созданы конституционные (уставные) суды


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5880.

2 Ч. 3 и 4 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ

«О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.


 

субъектов Российской Федерации, которые рассматривают вопросы соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законов и иных нормативных актов по предметам ведения и в пределах компетенции субъектов Российской Федерации.

При использовании внесудебных способов защиты возможность восстановить нарушенное право или защитить законный интерес реализуется без обращения в суд. Для этого созданы и действуют государственные и негосударственные институты.

Деятельность государственных институтов защиты прав и свобод человека предполагает, что участники образовательных отношений вправе обратиться в органы прокуратуры, правоохранительные орга- ны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса в образовательных учреждениях.

Прокуратора представляет собой единую федеральную централи- зованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федера- ции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1

«О прокуратуре Российской Федерации»1 прокурор:

– рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

– разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

– принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответствен- ности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

– при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с Уго- ловно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

– в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.


 

или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных право- нарушениях;

– в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защи- щаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда постра- давший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение при- обрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Поданные гражданами заявления, жалобы или иные обращения в органы прокуратуры разрешаются в течение 30 дней со дня их ре- гистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки в течение 15 дней, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Если гражданину отказано в удовлетворении его заявления или жалобы, ему должен быть разъ- яснен порядок обжалования принятого решения. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Прокурору запрещается пересылать жалобы граждан в государ- ственный орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются.

В системе государственных органов исполнительной власти для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федера- ции, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности создана полиция. В Федераль- ном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»1 указано, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (ч. 2 ст. 1). Органы полиции принимают и регистрируют (в том числе в элек- тронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об админи- стративных правонарушениях, о происшествиях; выдают заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных право- нарушениях, о происшествиях; осуществляют в соответствии с подве- домственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимают


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.


 

по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законо- дательством Российской Федерации, информируют заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в ме- сяц; передают (направляют) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государ- ственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; инфор- мируют соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования. Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах си- стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен- нолетних» регламентирована деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел1. Среди полномочий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав следует

обратить на следующие:

1) обеспечение осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защита их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявление и устранение причин и условий, способ- ствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) подготовка совместно с соответствующими органами или уч- реждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Рос- сийской Федерации;

3) рассмотрение представления органа, осуществляющего управ- ление в сфере образования, об исключении несовершеннолет- них, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, пред- усмотренных Законом об образовании;


1 Организация деятельности подразделений определяется на основании инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни- тельной власти. 17.03.2014. № 11.


 

4) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей) в случаях и по- рядке, которые предусмотрены КоАП РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации осуществляют де- ятельность органы опеки и попечительства, на которых возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних1. Интересы ребенка, оставшегося без попечения родителей, представляют органы опеки и попечительства. Осуществляя функции опекунов (попечителей), данные органы имеют право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с уче- том мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования.

Орган опеки и попечительства также вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей. В случае, если опекун или попечитель не подчиняется решению орга- на опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных ин- тересов. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

В случае нарушения прав и законных интересов участники образова- тельных отношений вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) госу- дарственных органов, органов местного самоуправления, должностных


1 Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется ст. 34 ГК РФ, ст. 2 СК РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечитель- стве», ст. 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2 Подробнее см.: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.


 

лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо администра- тивном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жа- лобе.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее исте- чения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Получив жалобу, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного са- моуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный по правам человека в Рос- сийской Федерации в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжа- луются.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотиви- рован, но при этом обжалованию не подлежит.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе:

1) обратиться в суд с административным исковым заявлением (ис- ком) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправ- ления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, долж- ностного лица, государственного или муниципального служаще- го, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатай- ством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усма- триваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;


 

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, опре- деления или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рас- смотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в кон- кретном деле.

Ежегодно Уполномоченным по правам человека в Российской Фе- дерации представляется доклад, в котором анализируются наиболее актуальные проблемы соблюдения конституционных прав и свобод человека в России, приводится информация о рассмотрении индивиду- альных и коллективных жалоб и обращений, о действиях, предпринятых для устранения нарушений прав и свобод человека, о предложениях, направленных на совершенствование законодательства, правоприме- нительной практики и административных процедур1.

В субъектах Российской Федерации также эффективно работают региональные уполномоченные по правам человека.

В системе государственной защиты прав и свобод человека важным элементом является Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2009 № 9862.

Компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Феде- рации по правам ребенка предполагает, что он вправе:

– запрашивать и получать необходимые сведения, документы и ма- териалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга- нов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

– беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

– проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов


1 По материалам сайта Уполномоченного по правам человека в Российской Фе- дерации [Электронный ресурс]. – URL: http://ombudsmanrf.org/ombudsman/document/ ezhegodnye_doklady (дата обращения: 02.07.2015).

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 36. Ст. 4312.


 

государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

– направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

– привлекать в установленном порядке для осуществления экс- пертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

В субъектах Российской Федерации учреждены региональные уполномоченные по правам ребенка.

Для защиты своих прав и законных интересов участники образо- вательных отношений вправе обратиться в органы управления обра- зованием, органы по делам молодежи, органы социальной защиты населения, органы управления здравоохранением.

Законодательством различных отраслей права предусмотрена воз- можность использовать такой способ защиты прав, свобод и законных интересов, как самозащита, при этом субъект применяет для этого меры, не запрещенные законом1. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»2, который закрепляет право граждан подавать лично или направлять индивидуальные и кол- лективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и му- ниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Обращения могут подаваться как на личном приеме, так и в письмен- ной форме (электронной), но в любом случае подлежат обязательной регистрации и подлежат в обязательном порядке рассмотрению.

Среди негосударственных механизмов защиты прав и законных ин- тересов участников образовательного процесса отметим деятельность общественных организаций – добровольных объединений граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общно-


1 Глава 59 ТК РФ, статья 14 ГК РФ.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.


 

сти их интересов для удовлетворения духовных и иных материальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и до- стижения иных не противоречащих закону целей (ст. 123.4 ГК РФ).

В образовательном процессе защита прав и свобод участников образовательных отношений может осуществляться, в том числе, и посредством:

1) направления в органы управления организацией, осуществляю- щей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных предста- вителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмо- трению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращения в комиссию по урегулированию споров между участ- никами образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогиче- ского работника;

3) использование не запрещенных законодательством Российской Федерации иных способов защиты прав и законных интересов, о чем мы уже ранее рассказывали в настоящем параграфе.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образо- вательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реа- лизации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения ло- кальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Такая комиссия создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, роди- телей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятель- ность. В частности, при применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся сам обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных от- ношений меру дисциплинарного взыскания и порядок ее применения. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений оформляется протоколом и является обя- зательным для всех участников образовательных отношений в органи-


 

зации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке (например, в органы прокуратуры или в суд).

Вам предлагается выполнить практические задания к насто- ящему параграфу в рабочей тетради.
?

Порядок создания, организации работы, принятия решений комис- сией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

 



























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: