В Российской Федерации получать образование можно в различных формах:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очная, очно-заочная или заочная форма);
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятель- ность (в форме семейного образования и самообразования).
Организация (organization) – это компания, фирма, проект, предприя- тие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, обществен- ный институт или ассоциация и т.п., либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление1; группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимо- отношений2.
Организация в теории юриспруденции – это объединение двух и более лиц, являющихся субъектами гражданского права (обладающих гражданской правоспособностью).
Правосубъектность организации означает наличие правоспособности (правовая возможность обладать правами и обязанностью), дееспо- собности (правовая возможность реализовать права и обязанности) и деликтоспособности (правовая возможность нести ответственность за совершенные деяния).
|
|
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в соб- ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим
1 ГОСТ 12.0.230–2007. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст).
2 ГОСТ ISO 9000–2011. «Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст).
имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация создается для достижения социаль- ных, культурных, управленческих и иных целей. Получаемая неком- мерческой организацией от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности прибыль не распределяется между участниками (учредителями), а направляется на достижение уставной цели и задач. Образовательной называется некоммерческая организация, кото- рая осуществляет на основании лицензии в качестве основного вида образовательную деятельность в соответствии со своими уставными целями, то есть реализует одну и (или) несколько образовательных
программ (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, на- учных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона
|
|
«О некоммерческих организациях).
Понятие «образовательная организация» используется в Федераль- ном законе № 273-ФЗ в связи с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об образовании в РФ», образователь- ная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организацион- но-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены ГК РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение1.
Термин «учреждение» означает одну из организационно-правовых форм некоммерческой организации (юридического лица). Организа- ционно-правовая форма юридического лица – это принадлежность образовательного учреждения к определенному виду собственности.
1 Письмо Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» // Вестник образования. 2013. Июль. № 14.
В соответствии со ст. 2, 21, 31, 32 Федерального закона «Об образо- вании в РФ» образовательной деятельностью на территории Российской Федерации вправе заниматься:
• организации, осуществляющие образовательную деятельность (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение);
• индивидуальные предприниматели.
К образовательным организациям отнесены (ст. 23 Федерального закона «Об образовании в РФ»):
• дошкольная образовательная организация;
• общеобразовательная организация;
• профессиональная образовательная организация;
• образовательная организация высшего образования;
• организация дополнительного образования;
• организация дополнительного профессионального образования. Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельно- стью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализиро- ванное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение (ч. 6 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в РФ»). При этом, согласно ст. 21 Федерального закона «Об образовании в РФ», на организации, осуществляющие обучение, их обучающихся и педагогических ра- ботников распространяются права, социальные гарантии, обязанно- сти и ответственность образовательных организаций, обучающихся
и педагогических работников таких образовательных организаций.
Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, заре- гистрированное в установленном порядке в налоговом органе и осу- ществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ч. 2 ст. 11 НК РФ).
Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ч. 1 ст. 32 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Индивидуальный предприниматель вправе реализовывать основ- ные и дополнительные общеобразовательные программы, программы
|
|
профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Законодательство об образовании разделяет все образовательные организации в зависимости от формы собственности и категории уч- редителя на следующие виды:
• государственные (федеральные и региональные);
• муниципальные;
• частные;
• духовные.
Духовные образовательные учреждения создаются централизован- ными религиозными организациями, подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, имеют право на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности реализовывать обра- зовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями ФГОС для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных органи- заций (ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»1).
Частным образовательным учреждением признается организация, созданная собственником (физическим лицом, физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объеди- нениями) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, имущество которого закрепляется за ним на праве оперативного управления (ч. 7 ст. 22 Фе- дерального закона «Об образовании в РФ»; ст. 9 Федерального закона
«О некоммерческих организациях»).
Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Рос- сийской Федерации).
Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (муниципальным районом или город- ским округом).
|
|
Государственные и муниципальные образовательные учреждения в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (ст. 23 Федерального закона
«Об образовании в РФ»), подразделяются на следующие типы:
1 Собрание законодательства Российской Федерации.1997. № 39. Ст. 4465.
Тип образовательной организации | Основная уставная цель образовательной деятельности | Дополнительная образовательная деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной уставной целью |
1 | 2 | 3 |
дошкольная | реализация образо- | реализация дополнитель- |
образовательная | вательных программ | ных общеразвивающих |
организация | дошкольного образова- | программ |
ния, присмотр и уход | ||
за детьми | ||
общеобразовательная | реализация образова- | реализация образова- |
организация | тельных программ | тельных программ до- |
начального общего, | школьного образования, | |
основного общего | дополнительных общеоб- | |
и (или) среднего обще- | разовательных программ, | |
го образования | программ профессио- | |
нального обучения | ||
профессиональная | реализация образо- | реализация основных об- |
образовательная | вательных программ | щеобразовательных про- |
организация | среднего профессио- | грамм, дополнительных |
нального образования | общеобразовательных | |
и (или) программ | программ, дополнитель- | |
профессионального | ных профессиональных | |
обучения | программ | |
образовательная | реализация образо- | реализация основных |
организация высшего | вательных программ | общеобразовательных |
образования | высшего образования | программ, образователь- |
и научная деятельность | ных программ среднего | |
профессионального | ||
образования, программ | ||
профессионального обу- | ||
чения, дополнительных | ||
общеобразовательных | ||
программ, дополнитель- | ||
ных профессиональных | ||
программ |
1 | 2 | 3 |
организация | реализация дополни- | реализация образова- |
дополнительного | тельных общеобразова- | тельных программ до- |
образования | тельных программ | школьного образования, |
программ профессио- | ||
нального обучения | ||
организация | реализация дополни- | реализация программ |
дополнительного | тельных профессио- | подготовки научно-пе- |
профессионального | нальных программ | дагогических кадров, |
образования | программ ординатуры, | |
дополнительных общеоб- | ||
разовательных программ, | ||
программ профессио- | ||
нального обучения |
Государственные и муниципальные образовательные учреждения, в свою очередь в зависимости от модели финансово-хозяйственной деятельности подразделяются на три типа (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»):
– казенные;
– бюджетные;
– автономные1.
Казенным называется государственное (муниципальное) учрежде- ние, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муници- пальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов госу- дарственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на осно- вании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законода-
1 Деление учреждений на казенные, бюджетные и автономные введено Феде- ральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако- нодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законода- тельства Российской Федерации. 2010. № 19. Ст. 2291.
тельством Российской Федерации полномочий соответственно орга- нов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохране- ния, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона
«О некоммерческих организациях»).
Автономным образовательным учреждением признается некоммер- ческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Рос- сийской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законо- дательством Российской Федерации полномочий органов государствен- ной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, за- нятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сфе- рах (ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об авто- номных учреждениях»).
Образовательные учреждения самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1 ст. 27 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Образовательная организация может иметь в своей структуре раз- личные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методи- ческие подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демон- страционные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школь- ные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
Структурные подразделения образовательного учреждения, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательного учреж-
дения и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательного учреждения (например, положение о филиале, положение о школьной столовой, об отделе кадров).
Среди структурных подразделений образовательного учреждения выделяют:
• филиалы и представительства, находящиеся вне места располо- жения основного (головного) подразделения (статья 55 ГК РФ);
• организационно-подчиненные (внутренние) подразделения.
Представительство – это обособленное подразделение вне места нахождения юридического лица, которое не выполняет уставную обра- зовательную или воспитательную деятельность, а только представляет интересы учреждения и (или) осуществляет их защиту. Представи- тельство не занимается финансово-хозяйственной и образовательной деятельностью.
Вам предлагается выполнить практические задания к насто- ящему параграфу в рабочей тетради. |
? |
Филиалом называется подразделение, выполняющее полностью или частично основную деятельность образовательного учреждения, в том числе полномочия представительства. Согласно ч. 4 ст. 91 и ч. 9 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в РФ», филиалы обра- зовательных учреждений (организаций) проходят лицензирование и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений (организаций). Филиал вправе ве- сти хозяйственно-финансовую деятельность, использовать и (или) осуществлять функции по оперативному управлению имуществом образовательного учреждения.