Техническая направленность

Основные направления образовательной деятельности

В системе дополнительного образования.

Содержательное наполнение дисциплин дополнительного образования очень динамично и разнообразно. В зависимости от потребностей социальных заказчиков возникают новые программы с новым содержанием, а старые модернизируются, или перестают работать, как только к ним утрачивается интерес.

Понятие направленности является ключевым для сферы дополнительного образования. Через него определяется предмет его деятельности.

Направленность образовательных программ – это совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности.

Министерством просвещения РФ определены следующие направленности образовательной деятельности в ДО:

- техническая;

- художественная;

- спортивная;

- туристско – краеведческая;

- естественно – научная;

- социально – педагогическая.

 

Техническая направленность

 (научно – техническая, спортивно – техническая)

 

В системе ДО техническое творчество делится на две направленности: научно техническую, и спортивно – техническую.

Научно – техническая направленность включает способность обучающихся создавать технические системы, совершенствовать их характеристики, решать исследовательские задачи.

Спортивно – техническая направленность – умение приводить эти системы в действие в рамках разработанных правил, то есть проводить соревнования и участвовать в них.

Можно выделить несколько крупных блоков:

1. Моделизм – конструирование и постройка действующих и стендовых моделей летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта для спортивных соревнований и демонстраций. Наиболее распространены авиа-, аво-, судомоделиз, а также ракетное моделирование. При этом создаются не только макеты существующих образцов технических систем, но и действующие модели для проведения различных соревнований.

Одним из вариантов моделизма можно считать оригами как бумажное моделирование. Данные программы предлагаются воспитанникам более младшего возраста.

2. Радиоэлектроника. Включает научно – технические направления: микроэлектронику. радиодело и радиоспорт – технический вид спорта, включающий различные комплексные соревнования с использованием приемной и передающей аппаратуры в сочетании с общефизическими упражнениями (многоборье радистов, «охота на лис»).

3. Информационные (компьютерные) технологии. Появление этого блока обусловлено переходом от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), характеризуемому переносом акцента с решения собственно технических проблем на управление информационными процессами и потоками.

В целом программы технической направленности определяют выбор сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества.

Художественная (художественно – эстетическая) направленность.

В.А. Березина определяет содержание этой направленности как передачу духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

О.Е. Лебедев замечает, что все программы в рамках данной направленности носят ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Основные цели программ художественной направленности:

- развитие эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

- воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно – творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Традиционные направления данного вида программ:

1. Программы музыкального развития обеспечивают:

-  развитие музыкальных способностей, способности к сопереживанию;

-  освоение музыки и знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально – творческой деятельности: слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально – пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений и т.д.

2. Программы по изобразительному и декоративно – прикладному искусству – обеспечивают:

- развитие художественно – творческих способностей обучающихся, воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном и декоративно – прикладном искусстве;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме;

- формирование устойчивого интереса к изобразительному и декоративно – прикладному искусству и др.

3. Программы по искусству танца – обеспечивают:

- развитие творческих способностей обучающихся, эмоционально – эстетического восприятия действительности;

- овладение умениями и навыками хореографии, развитие пластической выразительности, физической активности;

- воспитание устойчивого интереса к танцевальному искусству своего народа и других народов мира, и т.д.

4. Программы по театральному искусству – обеспечивают развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Соединяют познавательную деятельности по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в репетиционном процессе, театральном показе.

5. Программы по литературному творчеству – обеспечивают:

- воспитание человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отображенных;

- любовь к художественному слову, языку;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушании произведения, создании художественных образов, критической оценки литературного произведения.

Программы по различным видам художественного творчества реализуются как самостоятельно, так и в комплексе, дополняя друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: