Изучить предлагаемый лекционный материал, дополнительную литературу электронных ресурсов на сайте колледжа, в меню «студентам»,12 раздел.
2. Написать творческий проект «Создание портрета и особенностей культуры человека Западной и Русской цивилизации».
(5-6 листов, срок сдачи проекта – до дня, очередного занятия согласно расписания занятий, в электронном виде, адрес: через https://moodle.nttek.ru/my/)
Тема 3.7. «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ»
Изучаемые вопросы:
Вопрос 1. Введение: культура как предмет философского исследования.
Вопрос 2. Культура в системе бытия
Вопрос 3 Культура и природа: экологические проблемы теории культуры
Вопрос 4. Культура и общество, её проблемы: культура личности, воспитание,
образование, творчество, искусство.
Заключение.
Литература.
Вопрос 1. Введение. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Понятие "культура" родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" — т. е. природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному", "дикому" и применялось прежде всего для различения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово "культура" стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный, так сказать "противоестественный", характер, их человекотворное, а не божественное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец себя самого, как плод преобразования богоданного или природного материала, попадал в сферу культуры, и она приобрела смысл "образование", "воспитание".
|
|
Поначалу человеческое творчество представлялось отнюдь не самодеятельностью человека, а лишь исполнением божественных замыслов, по принципу типичного обращения античного поэта
На философском уровне размышления о сути культуры появляются сравнительно поздно — пожалуй, лишь в XVII—XVIII веках, в учениях С. Пуфендорфа, Дж. Вико, К. Гельвеция, Б. Франклина, И. Гердера, И. Канта. Человек определяется как существо, наделенное разумом, волей, способностью созидания, как "животное, делающее орудия", а история человечества — как его саморазвитие благодаря предметной деятельности в самом широком спектре ее многоразличных форм — от ремесла и речи до поэзии и игры.
XIX в. в науке, приводил к тому, что культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных и автономных своих проявлениях, отчего философия культуры распадалась на частные дисциплины — на философию религии, этику, эстетику, на философию языка, гносеологию, аксиологию, антропологию...
|
|
Под влиянием позитивизма культурологическое знание становилось все более узким, эмпирико-историческим, тем самым уходя вообще из сферы философского умозрения в области конкретных наук, срастаясь с этнографией, с археологией, с искусствознанием, с науковедением, с историей техники и технологии. После Г. Гегеля попытки охватить культуру единым взором, постичь ее строение, функционирование и законы ее развития оказываются все более и более редкими
В конце XIX в. П. Ю- Милюков во введении к "Очеркам по истории русской культуры" отмечал существенные расхождения в понимании самой сущности культуры:
- одни ученые сводят ее к "умственной, нравственной, религиозной жизни человечества" и соответственно противопоставляют ее историческое развитие истории "материальной" деятельности,
- другие же используют понятие "культура" в его изначальном, широком значении, в котором оно охватывает "все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и умственную, и нравственную, и религиозную,
в 1983 г. в Торонто состоялся XVII Всемирный философский конгресс, специально посвященный проблеме "Философия и культура". На нем был представлен широкий спектр подходов к культуре современных.
Работа конгресса показала, что и в наше время в мировой культурологической мысли нет не только единого понимания культуры, но и общего взгляда на пути ее изучения, способные преодолеть этот методологический разнобой.
Ряд определений культуры, предложенных наиболее видными европейскими и американскими учеными:
— комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор); — "единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа" (Ф. Ницше);
— "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе..." (Ф. Энгельс);
— социальное наследование — ключевое понятие культурной антропологии. Его обычно называют культурой (Б. Малиновский);
— единство всех форм традиционного поведения (М. Мид);
— общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (К. Клакхон);
— культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения (П. Сорокин);
— социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций (X. Ортега-и-Гассет);
— формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг);
— краткое общеупотребительное определение: "культура — сотворенная человеком часть окружающей среды" (М. Херсковиц);
— организация разнообразных явлений — материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления (Л. Уайт);
— то, что отличает человека от животного (В. Оствальд);
— в широком смысле слова — система знаков (Ч. Моррис);
— процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука;
- различные фазы этого процесса (Э. Кассирер);
— специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т. Эллиот);
— общий контекст наук и искусств, соотносимый категориально с языком; это структура, которая возвышает человека над самим собою и придает его жизни ценность (Р. Тшуми); — слово "культура" характеризует всю совокупность достижений и институтов, отдаливших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом (3. Фрейд);
|
|
— культура есть цепь "превращений Эроса", поскольку, согласно учению 3. Фрейда, "существенной основой цивилизации является сублимация полового инстинкта" (Ж. Рохейм);
— культура — это "система, организованная для решения возникающих перед людьми и обществом проблем" (Дж. Форд);
— совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества — памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках (А. Моль);
— "реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств" (М. Хайдеггер);
— "комплекс знаний, позволяющий человеку устанавливать сквозь время и пространство связи между двумя схожими или аналогичными реальностями, объясняя себе одну из них на основании ее сходства с другой, хотя бы эта другая и существовала много веков назад" (А. Карпе нтьер);
— "Главное в культуре — не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека" (А. Швейцер).
В русской философско-культурологической мысли дело обстояло точно так же. Вот несколько свидетельств:
— культура охватывает четыре "общих разряда": деятельность религиозную, культурную "в тесном значении этого слова", т. е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественно-экономическую (Н. Я. Данилевский);
— культура "ядром своим и корнем имеет культ... Культурные ценности — это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (П. А. Флоренский);
— "культура и культурное развитие человечества" — "довольно туманный идеал", "духовная настроенность", выражающаяся в вере в "постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества" (С. Л. Франк);
|
|
— культура — "совокупность организационных форм и методов" определенного класса (А. А. Богданов);
— "Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре", потому что условия жизни людей порождают разные идеологии (В. И. Ленин).
_ Лев Толстой (из эпилога "Войны и мира"): "...духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея — все это понятия неясные, неопределенные...".
В конце 1960-х годах в нашей философии возродился былой: интерес к проблемам теории культуры, заглохший в годы господства сталинизма,
— некультурному руководству страны, уничтожавшему интеллигенцию как враждебную тоталитарному строю общественную силу, не нужны были ни практика культуры, ни ее теория (показательно, что в сталинском изложении сути марксистской философии, вульгаризировавшем ее действительное содержание, но канонизированном как единственно адекватное представление ее содержания, не было не только постановки вопроса о культуре, но не упоминалось само это слово!).
Когда же началось активное обсуждение этого круга проблем, оказалось, что разброс взглядов на сущность культуры столь же широк, КАКИМ был он в дореволюционной России и каков он в наши дни в культурологической мысли Запада.
Соответствующие обзоры общей картины делались не раз (в работах Е. Боголюбовой, О. Хановой, Л. Кертмана, Е. Вавилина, В. Фофанова и М. Еши.
Вот перечень наиболее характерных определений:
— совокупность материальных и духовных ценностей (Г. Францев);
— способ человеческой деятельности (Э. Маркарян);
— технология деятельности (3. Файнбург);
— деятельность общества, преобразующая природу (Э. Бал-лер);
— совокупность текстов, точнее — механизм, создающий совокупность текстов (Ю. Лотман);
— знаковая система (Ю.Лотман, Б. Успенский);
— наследственная память коллектива, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний (Ю. Лотман, Б. Успенский);
— программа образа жизни (В. Сагатовский);
— воплощенные ценности (Н. Чавчавадзе); — состояние духовной жизни общества (М. Ким);
— духовное бытие общества и есть культура (Л. Кертман);
— культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности (Э. Соколов);
— культура — это "диалог культур" (В. Библер);
— система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом (В. Давидович и Ю. Жданов);
— культура представляет собой деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно- и социальнодетерминированного деятельного существования (В. Межуев);
— исторически изменяющаяся в процесс общественного развития система производства духовных ценностей, их хранения, распределения и потребления, система, обеспечивающая на каждом этапе развития человечества определенное, дифференцированное, соответствующее конкретно-историческим социальным условиям духовное (интеллектуальное, эмоциональное, нравственное) формирование людей как деятельных членов общества и удовлетворение их духовных потребностей (М. Ешич);
— конкретно-исторический вариант существования той или иной общественно экономической формации (Е. Вавилин и Ф. Фофанов);
— культура и есть воплощение творческих сил общества и человека в определенных культурных ценностях (Е. Боголюбова);
— культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни (В. Келле);
— культура существует как конкретная социоисторическая тотальность человеческой деятельности (В. Визгин);
— система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека (В. Конев);
— обобщение природы и человеческой деятельности (М. Булатов);
— объективированная форма, предметное бытие творчества (Г. Давыдова);
— программа социального наследования (Н. Дубинин);
— выражение человеческого отношения к природе, выражение человечности (универсальности) этого отношения (Ю. Давыдов);
— "знание объективно, культура же — субъективна. Она есть субъективная сторона знания, или способ и технология деятельности, обусловленные разрешающими возможностями человеческого материала, и наоборот, что-то впервые конструирующая в нем в качестве таких "разрешающих мер"... Под "культурой" я понимаю некий единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности..." (М. Мамардашвили);
— творческая деятельность человека — как прошлая (зафиксированная, "опредмеченная" в культурных ценностях), так и настоящая, основывающаяся на освоении, распредмечивании этих ценностей (Н. Злобин);
— "система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности" (Л. Коган);
— "пластичная и многозначная, фиксированная в нормах программа деятельности индивидов, формируемая, хранимая, накапливаемая и передаваемая обществом на основе общественной практики, в частности, и общественного производства. Она уделяется обществом каждому члену общества и гибко детерминирует индивидуальное поведение. Это особая система средств хранения и передачи социального опыта" (Л. Клейн);
— "культура как система духовного производства охватывает создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентации — все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов);
— "...культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей... Культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей, процесс передачи раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца культуры — человека" (В. Добрынина).
_"Существует множество определений того, что есть культура. Бессмысленно предлагать какое-нибудь еще. Достаточно обратить внимание на то, что основной ее задачей является социальная терапия" (В. Налимов).
Аналогичную картину можно увидеть в работе культурологов Польши, Чехословакии, Болгарии, ФРГ. Вот ряд суждений теоретиков:
— совокупность объектированных элементов общественного достояния (С. Чарновский); — совокупность определенных ценностей (Б. Суходольский);
— относительно интегрированное целое, охватывающее поведение людей, которое совершается согласно общим для данной социальной группы образцам (А. Клосковская); — вид духовной деятельности, основными составляющими которой являются значения и ценности (А. Клосковская);
— совокупность продуктов человеческой деятельности, материальных и нематериальных ценностей и признанных способов поведения, объективированных и принятых в каких-то общностях и передаваемых другим общностям и поколениям (Я. Щепаньский);
— культура, понимаемая как процесс, — это коммуникация, а понимаемая статично и предметно — совокупность высказываний (например, произведений), символических рядов, служащих целям коммуникации (например, всевозможных ритуалов), наконец, средств коммуникации (М. Червинский);
— единая для общественной группы семиотическая система (С. Пекарчик);
— культура начинается там, где появляется специфическая человеческая "боль существования" и специфически человеческие формы ее преодоления в виде произведений искусства, философии, науки (В. Павлючук);
— материальные и духовные произведения человеческого творчества как результат развития практических способностей и потребностей человека, совершенствуемых образованием и воспитанием (К. Попов);
— целостность человеческого развития, выводящего его за природные границы (И. Херман);
— коллективное достижение человечества, исторически возникшее и развивающееся в процессе человеческой деятельности, культивирование внутренней и внешней природы человека, их превращение в другую человеческую природу, в способности и предметы, отмеченные человеческим отношением к действительности и представляющие определенный общественно обусловленный уровень ценности (М. Бружек).
Вопрос 2. КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ БЫТИЯ.
В наши дни взгляды классиков философской мысли, имеют для нас исторический интерес, собственная же точка зрения современного философа должна покоиться на тех данных, которые предоставляет ему современный уровень научной мысли, а он позволяет заключить,что человек связывает в одно неделимое целое природу и общество, он становится центральным "звеном" в цепи основных форм бытия.
Анализ места культуры в системе бытия определяет структуру теории культуры.
1) отношений "культура/натура (природа)";
2) отношений "культура/общество";
3) отношений "культура/человек".
Культуры находится в пространстве и времени
Поскольку культура является проекцией человеческой деятельности как целенаправленной активности субъекта, а субъект деятельности может быть индивидуальным, групповым и родовым (человечество в целом), постольку культура обретает три масштаба модуса:
а) культура человечества;
б) культура социальной группы — от макрогрупп типа этносов, наций, классов, сословий, профессиональных групп до микрогрупп типа семьи, производственного или дружеского коллектива;
в) культура личности как единичное проявление в нём особенного и общего.
Различия в отношениях индивидов и группы в традиционной культуре и креативной,
в культуре тоталитарного общества и демократического; в отношениях культур Запада и Востока,
Нельзя не учитывать и проблему взаимодействия культуры Землян с культурами других инопланетных популяций, если они существуют и будут обнаружены (даже если этого не произойдет, гипотетическое представление о возможности подобной ситуации, разрабатываемое писателями фантастами, должно стать и предметом философского умозрения, ибо философия, в отличие от конкретных наук, предполагает изучение не только существующего, но и возможного исторического.
Культура непрерывно изменяется в ходе истории, изменяется по своему содержанию и формам его проявления, и изменения эти одновременно количественные и.качественные, эволюционные и революционные, плавные и скачкообразные.