Ответ: Коррупция в Вооруженных Силах в значительной мере обусловлена серьезными недостатками в организационно-управленческой сфере, в кадровой работе.
К числу таких недостатков, в свою очередь способствующих воспроизводству коррупционных отношений в Вооруженных Силах, следует отнести прежде всего отсутствие четкой регламентации деятельности воинских должностных лиц относительно процедуры осуществления служебных полномочий, принятия решений, выдачи официальных документов и т. д.
Большие возможности для различного рода злоупотреблений дает и наличие у воинских должностных лиц неоправданно широких распорядительно-разрешительных полномочий для принятия решений по своему усмотрению, что позволяет создавать излишние осложнения для подчиненных и зависимых от них лиц, преувеличивать свою роль в решении различных вопросов повседневной жизнедеятельности воинских коллективов.
Нередки в военно-кадровой политике случаи замещения воинских должностей военнослужащими не на основании их деловых и моральных качеств, а на основании личной преданности и т. п.
Не определен до сих пор порядок специальной проверки, тестирования на соответствие профессиональным и моральным качествам. А затягивание правового и практического решения вопросов о введении специальной проверки лиц, которые являются кандидатами на назначение на коррупционноемкие воинские должности, крайне негативно сказывается на кадровой ситуации в Вооруженных Силах в целом. Кроме того, не изжит формализм в проведении конкурсов на замещение воинских должностей, аттестации военнослужащих. Не в полной мере работает механизм замещения воинских должностей на альтернативной основе. Слабо в работе используются кадровые резервы.
Отсутствие в Минобороны России управленческих структур, отдельных подразделений, на которые возлагаются обязанности организации работы по предотвращению коррупционных деяний и других должностных правонарушений, также не способствует скорейшему исправлению ситуации.
Коррупция и военная служба.
В качестве одного из факторов, определяющего специфику проявления коррупции в Вооруженных Силах, выступает принцип единоначалия, беспрекословности воинского повиновения и централизации управления военной организацией государства, что обусловливает высокую степень зависимости военнослужащих от своих командиров (начальников), власть которых распространяется не только на служебную, но в отдельных случаях и на внеслужебную сферу жизнедеятельности подчиненных.
Задача правового регулирования единоначалия на правовой основе состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение принципа законности военного управления, т.е. создать достаточные правовые гарантии того, чтобы единоначалие осуществлялось не иначе, как на основе и во исполнение федеральных законов. Из этой особенности военно-служебных отношений вытекает ряд важных юридических последствий:
а) за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник;
б) подача жалобы не может приостановить исполнение приказа;
в) в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие;
г) никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования.
Вместе с тем, как показывает практика, нередко складываются такие ситуации, когда командиры-единоначальники используют предоставленные им властные полномочия в личных корыстных целях, вынуждая подчиненных за взятки и подношения получать послабления в командирском контроле.
Определенный коррупционный потенциал содержится и в таком принципе военного управления, как его централизация, который находит свое выражение:
- в установлении единого и общего для всех видов и родов войск Вооруженных Сил командования;
- в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными войсками (силами), объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления;
- в безусловной обязательности правовых и организационно-распорядительных актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинении последних по вертикали.
Пользуясь указанной полнотой власти по отношению к нижестоящим органам военного управления, должностные лица этих органов нередко извлекают из своего должностного положения и из статуса органа, в котором замещают соответствующую должность, выгоды как материального, так и нематериального характера для себя или для третьих лиц.
Фактором, определяющий специфику коррупции в военной организации государства, заключается в преобладании разрешительного характера реализации многих прав военнослужащих в ущерб уведомительному. Это создает благодатную почву для возникновения коррупционных ситуаций, когда получение соответствующего разрешения обеспечивается взятками и подношениями. Чаще всего подобного рода явления коррупционной направленности имеют место на низовом уровне воинских отношений (т.н. бытовая коррупция).