Руководящие должностные лица

В силу того, что руководители осуществляют руководство исполнительными органами, являются узловым звеном любой схемы управления муниципальным образованием, несут полную ответственность за деятельность всего исполнительного органа в целом, их нельзя рассматривать только как должностных лиц. Их необходимо рассматривать как структурные подразделения, возглавляющие исполнительный орган и имеющие в некоторых случаях собственную компетенцию.

Закон 2003 г. устанавливает, что возглавлять исполнительный орган — местную администрацию должен:

ü либо глава муниципального образования (избранный населением непосредственно);

ü либо глава администрации (должностное лицо, назначаемое на должность по контракту). Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Рассмотрим модель, при которой глава администрации — муниципальное должностное лицо, назначаемое на должность по контракту на основе результатов конкурса и обладающее:

а) исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения;

б) возможностью (при условии наделения его федеральным законом или законом субъекта РФ) осуществлять отдельные государственные полномочия в том случае, если он возглавляет администрацию городского округа или муниципального района.

Закон 2003 г. (ст. 37) упорядочил общие принципы процедуры заключения контракта с главой администрации.

Условия контракта для главы местной администрации поселения, внутригородского района утверждаются представительным органом поселения, внутригородского района, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - представительным органом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Новое российское законодательство в качестве субъектов, вступающих в общественные отношения, возникающие в процессе подготовки и проведения конкурса на замещение должности главы администрации, предусматривает:

1) претендентов на должность;

2) конкурсную комиссию, численность которой устанавливается представительным органом муниципального образования. Состав комиссий следующий:

а) в муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения 1/2 членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, и 1/2 - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

б) поселении и во внутригородском районе 1/2 членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения (внутригородского района), а другая 1/2 - главой местной администрации соответствующего муниципального района (городского округа с внутригородским делением);

в) в случае, если в административном центре муниципального района местная администрация не формируется, а ее полномочия осуществляет администрация муниципального района при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе 1/4 членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, 1/4 - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а 1/2 - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3) представительный орган муниципального образования;

4) представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ;

5) глава муниципального образования.

Изменения в законодательстве, направленные на увеличение в составе конкурсных комиссий представителей, назначенных органами государственной власти субъектов РФ с 1/3 на 1/2 говорит об увеличении влияния государственной власти на осуществление местного самоуправления. Ст. 12 Конституции РФ, являясь основой конституционного строя, все меньше играет роль в правовом регулировании местного самоуправления.

Представительный орган муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского муниципального образования города федерального значения в процессе формирования местной администрации и утверждения главы администрации вправе:

1) утверждать условия контракта для главы администрации муниципального образования в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения;

2) вносить в устав муниципального образования положения, устанавливающие дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации;

3) устанавливать порядок проведения конкурса на замещение указанной должности, содержащий публикуемые в средствах массовой информации условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения, проект контракта.

4) назначать 1/2, либо 1/4 членов конкурсной комиссии;

5) утверждать в должности главу администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

6) утверждать по представлению главы администрации структуру местной администрации.

Органы государственной власти субъекта РФ в процессе формирования местной администрации и заключения контракта с главой администрации вправе:

1) утверждать условия контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

2) устанавливать своим законодательством дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации;

3) назначать 1/2 членов конкурсной комиссии.

В поселениях и внутригородских районах все вышеперечисленные полномочия осуществляются представительным органом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации подписывается главой муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования;

2) представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования, глава администрации, как и депутаты, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

а) смерти.

б) отставки по собственному желанию.

в) расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

ü представительного органа или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения), а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 ст. 37 Закона 2003 года (ч. 1 п. 11 ст. 37);

ü высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ,\ а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 ст. 37 Закона 2003 года (ч. 2 п. 11 ст. 37).

По сути, получается, что представительный орган и глава муниципального образования не могут (под страхом расторжения контракта) положительно влиять на деятельность главы администрации, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий. Они лишь вправе просигнализировать о нарушениях в органы государственной власти субъектов РФ.

Закон 2003 г. установил приоритетную роль за органами государственной власти субъектов РФ в части контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий назначенным на должность главой администрации, не указав (несмотря на то, что за ними закреплено право передавать отдельные полномочия) в качестве субъектов федеральные органы государственной власти;

г) главы местной администрации — в связи с нарушением условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 п. 11 ст. 37).

Контракт с главой администрации разрывается как в случаях нарушения условий контракта им самим, так и в случаях нарушения условий контракта органами местного самоуправления и органами государственной власти.

ü отрешения от должности в случае издания им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, законодательству и уставу муниципального образования, а также в случае неправомерных действий в том числе издание ненормативного акта, влекущего нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и целостности РФ, обороноспособности, а также нецелевое использование субвенций, если это установлено в судебном порядке, а указанное должностное лицо не приняло мер по исполнению решения суда (ст. 74);

ü расторжение контракта по соглашению сторон или в судебном порядке на основания заявления представительного органа, высшего должностного лица субъекта РФ, главы местной администрации;

ü признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

ü признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ü вступления в отношении его обвинительного приговора суда;

ü выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

ü прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

Существуют и другие объективные и субъективные причины досрочного прекращения полномочий главы местной администрации. Они прекращаются в случае:

ü смерти;

ü отставки по собственному желанию;

ü преобразования муниципального образования или упразднения муниципального образования;

ü призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

ü утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

ü увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 %, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом;

ü вступления в должность главы муниципального образования, исполняющего полномочия главы местной администрации.

В структуре исполнительных органов различного территориального уровня уставами или положениями об исполнительном органе предусмотрены должности заместителей руководителя исполнительного органа. Так, например, согласно «Решению Саратовской городской Думы от 03.11.2006 N 11-77 (ред. от 06.09.2012 № 17-210) «О структуре администрации муниципального образования «Город Саратов»»,в структуру администрации помимо мэра города входят:

ü первый заместитель главы администрации;

ü заместители главы администрации города;

ü структурные подразделения: департаменты, комитеты, управления, отделы, территориальные подразделения (администрации районов) города.

Между заместителями распределяются полномочия по основным направлениям деятельности органа. Согласно структуре администрации г. Саратова основные функции органа выполняют следующие заместители:

§ Заместитель главы администрации по социальной сфере;

§ Заместитель главы администрации по экономическим вопросам, председатель комитета по экономике;

§ Заместитель главы администрации по градостроительству и архитектуре;

§ Заместитель главы администрации по городскому хозяйству;

§ Заместитель главы администрации, руководитель аппарата администрации.

В этих органах заместители являются муниципальными служащими, назначенными на должность и работающие по контракту. В любом случае деятельность заместителей находится под непосредственным контролем руководителя исполнительного органа.

Глава администрации совместно со своими заместителями могут входить в коллегию администрации. Коллегия создается на основе нормативно-правового акта.

Главы исполнительных органов и их заместители входят в одну группу, но статус их различен. Особенно ярко проявляются различия в случае, если руководитель органа — выборное должностное лицо, а его заместители занимают должности муниципальной службы. Должностные лица, замещающие должности муниципальной службы, обязаны обладать профессиональными навыками, указанными в законодательстве и иных нормативных актах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: