Право военнослужащих на судебную защиту. Роль военных судов и военных прокуратур в обеспечении законности и правопорядка

Эффективным организационно-правовым средством обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации является право военнослужащих на обжалование неправомерных действий в судебном либо административном порядке. В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть согласно указанному Федеральному закону обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Среди институтов и механизмов контрольно-надзорной деятельности важнейшее место принадлежит прокурорскому надзору за законностью деятельности органов военного управления и должностных лиц.

Военная прокуратура осуществляет возложенные на нее надзорные полномочия независимо от федеральных органов государственной власти и органов военного управления. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры окружного звена, которые приравнены к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Одним из эффективных средств обеспечения законности в военной организации государства является институт судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц в сфере обороны страны. Конституция Российской Федерации (статья 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, нарушающие права и свободы граждан и их объединений, могут быть обжалованы в суд.

Согласно Федеральным конституционным законам от 31 декабря 1996 г.    N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и от 23 июня 1999 г.  N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: