Понятие законности. Система и общая характеристика организационно - правовых способов обеспечения законности

Одним из центральных понятий юриспруденции является законность, которая в широком смысле означает принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Существует также понятие "режим законности", включающее наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства.

Применительно к военной организации государства под законностью понимается неуклонное и точное выполнение органами военного управления, должностными лицами, всеми военнослужащими требований законодательства; это государственно-правовой режим, утверждающий правопорядок, четкую организацию жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, систему контроля и надзора за соблюдением законов, пресечение правонарушений, восстановление законных прав военнослужащих и воинских частей.

Наиболее полно смысл и социальное предназначение законности проявляются в ее принципах.

К основным принципам законности относятся:

1) единство законности;

2)недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

3) неотвратимость наказания за нарушение закона;

4) принцип верховенства закона;

5) принцип защиты прав и свобод человека.

Основными организационно-правовыми способами обеспечения законности в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:

а) контроль;

б) надзор;

в) право жалобы.

Контроль представляет собой один из важнейших каналов получения объективной информации о состоянии дел в воинских частях и подразделениях, о тех процессах, которые происходят в Вооруженных Силах Российской Федерации в целом, а также о деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц.

Контроль подразделяется на внешний и внутренний.

Надзор, как способ обеспечения законности, осуществляется специально-уполномоченными государственными правоохранительными органами: прокуратурой, органами противопожарного надзора и другими.

Право жалобы. В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральный закон от 2.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предоставляет право военнослужащим обращаться за защитой своих прав в административном порядке в любые государственные и муниципальные органы.

 

Контроль как основной метод деятельности государственных органов по обеспечению законности и правопорядка.

Контроль представляет собой один из важнейших каналов получения объективной информации о состоянии дел в воинских частях и подразделениях, о тех процессах, которые происходят в Вооруженных Силах Российской Федерации в целом, а также о деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц.

Контроль подразделяется на внешний и внутренний:

- внешний контроль осуществляется специально созданными государственными органами, не входящими структурно в состав Вооруженных Сил Российской Федерации;

- внутренний контроль ведется в рамках организационной подчиненности, связан с проверкой законности и целесообразности деятельности, вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность, и по его результатам возможно применение мер принуждения субъектом проверки. Контрольные полномочия принадлежат всем вышестоящим органам военного управления и организациям по отношению к нижестоящим. При этом они осуществляют проверку подконтрольного субъекта с точки зрения не только законности, но и целесообразности принимаемых решений.

Контрольные полномочия командиров (начальников) представляют собой составную часть их постоянного и каждодневного руководства подчиненными им воинскими частями и подразделениями. Контролю командиров свойственны всесторонность и непрерывность. Личное участие командира в его проведении придает этому контролю необходимую оперативность в принятии мер по результатам проверок, включая и меры воздействия. Задачи, виды и формы контроля хозяйственной деятельности воинской части регулируются Руководством по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3.06.2014 № 333. На командире воинской части лежит обязанность по проведению лично и с привлечением должностных лиц внутренних проверочных комиссий проверок наличия военного имущества по службам, а также денежных сумм и ценностей, а при обнаружении материального ущерба, причиненного государству, командир обязан назначить административное расследование и своевременно принимать решение о привлечении виновных к ответственности.

Элементами контрольной деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц являются:

а) деятельность, направленная на обнаружение возможных составов правонарушений посредством получения информации о действиях подчиненных подразделений и воинских частей;

б) правовая квалификация фактических действий подконтрольных субъектов; в) возможность непосредственного принятия решения о применении принудительных мер к подконтрольным должностным лицам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: