Оценивание экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)

ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ХИМИИ

Оценивание учебных достижений учащихся по химии в 8-11 классах осуществляется в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089); в 9-11 классах ̶   Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом уровне (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897); федерального базисного учебного плана к уровню подготовки обучающихся. Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента и решении экспериментальных задач и оцениваются по пятибалльной системе на основе поэлементного анализа. Перечень проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся согласуется с кодификатором ФИПИ. Шкала пересчета в отметку по пятибалльной шкале в зависимости от числа правильно выполненных элементов задания:

80-100% − «5»

55-79% − «4»

36-54% − «3»

0-35% − «2»

 

Оценивание устного ответа

 

 При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

- полнота (соответствие объему программы и информации учебника);

- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные):

- существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, формулы веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т. п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.);

- несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при характеристике вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

При анализе устного ответа выделяются элементы содержания и учитывается правильность их выполнения по следующей шкале: «1» – полный ответ; «0» – отсутствие ответа; «1/2» – неполный ответ; «–» – неправильный ответ.

 

Оценивание умений решать расчетные задачи

 

Выполнение умения решать расчетные задачи требует знания химических свойств веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих получение правильного ответа. В числе таких действий следующие:

– составление уравнений химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;

– выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные
в условии задачи вопросы;

– формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии задания вопросы (например, установить молекулярную формулу).

    Ответ считается правильным и полным, если:

· в ответе правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания;

· правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания;

· продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты;

· в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина

Оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл в следующих случаях:

- в записи уравнения реакции допущена ошибка в расстановке коэффициентов, которая привела к ошибке в арифметических расчетах;

- в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трёх элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу.

В остальных случаях оценивается число правильно выполненных элементов. В целях объективной оценки предложенного способа решения задачи проверяется правильность промежуточных действий, расчётов, результатов, которые использовались для получения итогового ответа. Некоторые задачи могут быть решены нестандартным способом, что не служит основанием для снижения оценки.

 


Оценивание умений решать экспериментальные задачи

Экспериментальные задачи являются практико-ориентированными и имеют характер «мысленного эксперимента». Они ориентированы на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять молекулярное и сокращённое ионное уравнение этих реакций. Содержание этих заданий во многих случаях ориентирует учащихся на использование различных способов их выполнения. Тем самым выбранный способ выполнения задания может выступать в качестве показателя способности учащихся к осуществлению творческой учебной деятельности и не служит основанием для снижения оценки.

Оценивается число правильно выполненных элементов. Ответ считается правильным и полным, если:

1) выбраны необходимые для эксперимента реактивы;

2) составлена общая схема превращений, в результате которых можно получить указанное вещество или доказать его свойства (или составлен план распознавания веществ);

3) записаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений или плану распознавания веществ, указаны признаки их протекания;

4) для реакций ионного обмена составлены сокращенные ионные уравнения.

Отсутствие коэффициентов (хотя бы одного) перед формулами веществ в уравнениях реакций считается ошибкой, балл за такое уравнение не выставляется. 

 

Оценивание экспериментальных умений (в процессе выполнения практических работ по инструкции)

Практические работы направлены на формирование умения наблюдать и на основании наблюдения делать выводы о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций. Оценивается проведение реакций согласно инструкции, описание изменений, происходящих с веществами в ходе проведенных реакций, а также техника выполнения химического эксперимента.

Ответ считается правильным и полным, если:

1) проведены реакции в соответствии с инструкцией;

2) описаны изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций;

3) записаны уравнения проведенных реакций;

4) для реакций ионного обмена составлены сокращенные ионные уравнения;

5) сформулирован вывод о химических свойствах участвующих в реакции веществ (кислотно-основных, окислительно-восстановительных), подтверждённых в ходе опытов и/или химической сути проведённых реакций (классификационных признаках реакций);

6) при проведении эксперимента соблюдались правила отбора реактивов и проведения химических реакций (отбора жидкости и её переливания, отбора из ёмкости порошка вещества, удаления избытка реактива, обращения с ёмкостями с реактивами и др.);

7) при проведении эксперимента соблюдались правила безопасного обращения с веществами и оборудованием при проведении химических реакций (растворения порошка, перемешивания растворов, изучения запаха вещества, нагревания на спиртовке и др.).

Отсутствие коэффициентов (хотя бы одного) перед формулами веществ в уравнениях реакций считается ошибкой, балл за такое уравнение не выставляется. Если в двух и более уравнениях реакций диссоциации в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона, оценка не снижается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: