Тридцатое марта
Классная работа
ТЕМА: как всегда, угадай сам)))
ЦЕЛИ: как всегда, сформулируй самостоятельно: что мы должны узнать и чему научиться:
Задание 1 (устно): Проанализируй предложения с точки зрения осложняющих конструкций. Соотнеси их с формулой:
6 = 1+2+3
Особенность предложений, соответствующих цифре 2, и будет темой сегодняшнего занятия.
1. Просёлочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень. (М. Лермонтов)
2. Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа... (С. Есенин)
3. …люблю …
Сей луг, уставленный душистыми скирдами. (А. Пушкин)
4. Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить. (А. Пушкин)
5. Все в тающей дымке:
Холмы, перелески. (Н. Рыленков)
6. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин)
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
6 – количество предложений для анализа;
1 – предложение, осложненное однородными членами (№5);
|
|
2 – предложения, осложненные обращениями (№2,6);
3 – предложения, осложненные обособленными членами (№1,3,4).
Тема урока: Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения.
Задание 2 (устно): Познакомься с материалом учебника – стр.195-196. Ответь на вопросы:
- Почему обращения называют словами, грамматически не связанными с членами предложения?
- Для чего служат обращения в речи?
- Каковы интонационные особенности предложений с обращениями?
-
Что ты знаешь о пунктуации в предложениях с обращениями?
Задание 3 (устно): Выполни задания. Для самопроверки выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
1) Определи способ выражения обращений в предложениях и их падежную форму.
2) Сравни предложения с точки зрения позиции обращений.
3) Найди отличие четырех последних предложений от трех первых.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о Русь! (А. Блок) | о Русь! – имя существительное (И.п.) |
Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! (А. Блок) | начало высоких и мятежных дней! – именное словосочетание (И.п.) |
Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! (Н. Некрасов) | сторона родная– именное словосочетание (И.п.) |
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! (А. Блок) | О Русь моя! Жена моя! – именное словосочетание (И.п.) |
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин) | Ой ты – личное местоимение (И.п.) Русь – имя существительное (И.п.) моя родина кроткая – именное словосочетание (И.п.) |
Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем. (С. Щипачев) | Хорошая, любимая, родная – субстантивированное прилагательное (И.п.) |
Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. (А. Пушкин) | Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! – имя существительное (И.п.) |
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! | О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих – сложноподчиненное предложение (И.п.) |
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
|
|
1) Обращение выражается именем существительным или субстантивированной частью речи в форме именительного падежа. В редких случаях (в основном, в поэтической речи) оно может быть выражено личным местоимением 2 лица (ты, вы).
Обращение может быть нераспространенным и распространенным (и даже очень распространенным!). Распространенное обращение чаще всего выражается именным словосочетанием, может включать осложняющие конструкции и даже придаточные части.
2) Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения.
3) В предложении может быть несколько однородных обращений: если они по разному называют один и тот же предмет или если называют разные предметы.
Задание 4 (устно – для продвинутых): Сравни обращения в предложениях. В чем особенность выражения обращений в правой стороне таблицы?
Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас. (М. Лермонтов) | Приплыла к нему рыбка, спросила: – Чего тебе надобно, старче? (А. Пушкин) |
Земля моя! Враги тебе грозят! (М. Джалиль) | О русская земле! Ты уже за холмом («Слово о полку Игореве») |
Все, о чем с тобой мечтали, – все добыли мы, отец. (С. Обрадович) | Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. (Б. Пастернак) |
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
В этих предложениях обращения выражены архаичной для русского языка формой звательного падежа. Этот падеж сохранился в современном украинском языке (клична форма).
Задание 5 (устно):
1) Подумай, почему в качестве языкового материала я выбрала отрывки из лирических произведений?
2) Как называются такие обращения?
3) В каком еще стиле речи обращения используются очень часто?
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
1) Обращения свойственны поэтической речи (художественному стилю).
2) Риторическими.
3) В разговорном.
Задание 6 (письменно, в тетради): Запиши предложения, выделив обращения запятыми, подчеркни члены предложения. Обращения обозначь буквой О над ними. Какие выводы можно сделать о синтаксической роли обращений?
Что ты клонишь над водами ива макушку свою? (Ф. Тютчев)
Шуми, шуми послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А. Пушкин)
Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А. Юрканская)
Только ты моя милая птичка в тёплом гнездышке еле видна. (А. Фет)
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
Обращение не является членом предложения
О
Что тыклонишьнад водами, ива, макушкусвою? (Ф. Тютчев)
О О
Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйсяподо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин)
О О
Подождитенемного, леса и поля, я вернуськ вамлисточком, травинкой, соломкой. (А. Юрканская)
О
Только ты, моя милая птичка, в тёпломгнездышкеелевидна. (А. Фет)
Задание 7 (онлайн): Выполни 2 тестовых задания на распознавание обращений в папке «Обращение» (можно больше – не стесняйся).
|
|
Задание 8 (устно): Заполни пропуски в предложениях:
Обращение называет ________________.
Обращение обычно бывает выражено____________________.
Обращение в устной речи произносится с _________________ и выделяется ____________.
На письме обращение __________________.
Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ____________, поэтому при разборе предложения его нередко ______________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в ________________, не является ______________, к нему нельзя _______________ от ______________.
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
Обращение называет адресата речи.
Обращение обычно бывает выражено существительным в форме И.п., именным словосочетанием.
Обращение в устной речи произносится с звательной интонацией и выделяется паузами.
На письме обращение выделяется запятыми.
Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и подлежащее, поэтому при разборе предложения его нередко подчеркивают. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в грамматический состав предложения, не является его членом, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Домашнее задание
1. Прочитай материал учебника: § 55-56
2. Выполни упр.346 (в тетради; не забудь сфотографировать и прислать мне)
ИЛИ
3. Составь 5 тестовых заданий на распознавание обращений (в тетради или на Learningapps.org – тогда замолвлю словечко перед учителем информатики).