Обращение не является членом предложения

Тридцатое марта

Классная работа

 

ТЕМА: как всегда, угадай сам)))

ЦЕЛИ: как всегда, сформулируй самостоятельно: что мы должны узнать и чему научиться:

 

Задание 1 (устно): Проанализируй предложения с точки зрения осложняющих конструкций. Соотнеси их с формулой:

6 = 1+2+3

Особенность предложений, соответствующих цифре 2, и будет темой сегодняшнего занятия.

 

1. Просёлочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень. (М. Лермонтов)

2. Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа... (С. Есенин)

3. …люблю …

Сей луг, уставленный душистыми скирдами. (А. Пушкин)

4. Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить. (А. Пушкин)

5. Все в тающей дымке:

Холмы, перелески. (Н. Рыленков)

6. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин)


Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete


6 – количество предложений для анализа;

1 – предложение, осложненное однородными членами (№5);

2 – предложения, осложненные обращениями (№2,6);

3 – предложения, осложненные обособленными членами (№1,3,4).

Тема урока: Обращение как особая синтаксическая единица в составе предложения.

Задание 2 (устно): Познакомься с материалом учебника – стр.195-196. Ответь на вопросы:

- Почему обращения называют словами, грамматически не связанными с членами предложения?

- Для чего служат обращения в речи?

- Каковы интонационные особенности предложений с обращениями?

-

 

Что ты знаешь о пунктуации в предложениях с обращениями?

Задание 3 (устно): Выполни задания. Для самопроверки выдели голубой прямоугольник, нажми Delete

1) Определи способ выражения обращений в предложениях и их падежную форму.

2) Сравни предложения с точки зрения позиции обращений.

3) Найди отличие четырех последних предложений от трех первых.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о Русь! (А. Блок) о Русь! – имя существительное (И.п.)
Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! (А. Блок) начало высоких и мятежных дней! – именное словосочетание (И.п.)
Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! (Н. Некрасов) сторона родная– именное словосочетание (И.п.)
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! (А. Блок) О Русь моя! Жена моя! – именное словосочетание (И.п.)
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин) Ой ты – личное местоимение (И.п.) Русь – имя существительное (И.п.) моя родина кроткая – именное словосочетание (И.п.)
Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем. (С. Щипачев) Хорошая, любимая, родная – субстантивированное прилагательное (И.п.)
Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. (А. Пушкин) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! – имя существительное (И.п.)
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих – сложноподчиненное предложение (И.п.)

Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete

1) Обращение выражается именем существительным или субстантивированной частью речи в форме именительного падежа. В редких случаях (в основном, в поэтической речи) оно может быть выражено личным местоимением 2 лица (ты, вы).

Обращение может быть нераспространенным и распространенным (и даже очень распространенным!). Распространенное обращение чаще всего выражается именным словосочетанием, может включать осложняющие конструкции и даже придаточные части.

2) Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения.

3) В предложении может быть несколько однородных обращений: если они по разному называют один и тот же предмет или если называют разные предметы.

Задание 4 (устно – для продвинутых): Сравни обращения в предложениях. В чем особенность выражения обращений в правой стороне таблицы?

Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас. (М. Лермонтов) Приплыла к нему рыбка, спросила: – Чего тебе надобно, старче? (А. Пушкин)
Земля моя! Враги тебе грозят! (М. Джалиль) О русская земле! Ты уже за холмом («Слово о полку Игореве»)
Все, о чем с тобой мечтали, – все добыли мы, отец. (С. Обрадович) Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. (Б. Пастернак)

Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete

В этих предложениях обращения выражены архаичной для русского языка формой звательного падежа. Этот падеж сохранился в современном украинском языке (клична форма).


Задание 5 (устно):

1) Подумай, почему в качестве языкового материала я выбрала отрывки из лирических произведений?

2) Как называются такие обращения?

3) В каком еще стиле речи обращения используются очень часто?

 


Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete

1) Обращения свойственны поэтической речи (художественному стилю).

2) Риторическими.

3) В разговорном.

 

Задание 6 (письменно, в тетради): Запиши предложения, выделив обращения запятыми, подчеркни члены предложения. Обращения обозначь буквой О над ними. Какие выводы можно сделать о синтаксической роли обращений?

Что ты клонишь над водами ива макушку свою? (Ф. Тютчев)

Шуми, шуми послушное ветрило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (А. Пушкин)

Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А. Юрканская)

Только ты моя милая птичка в тёплом гнездышке еле видна. (А. Фет)

 

Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete








Обращение не является членом предложения

                                                  О

Что тыклонишьнад водами, ива, макушкусвою? (Ф. Тютчев)

                                    О                                                               О

Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйсяподо мной, угрюмый океан. (А. Пушкин)

                                     О         О

Подождитенемного, леса и поля, я вернуськ вамлисточком, травинкой, соломкой. (А. Юрканская)

                                                 О

Только ты, моя милая птичка, в тёпломгнездышкеелевидна. (А. Фет)

 

 

Задание 7 (онлайн): Выполни 2 тестовых задания на распознавание обращений в папке «Обращение» (можно больше – не стесняйся).

 

Задание 8 (устно): Заполни пропуски в предложениях:

Обращение называет ________________.

Обращение обычно бывает выражено____________________.

Обращение в устной речи произносится с _________________ и выделяется ____________.

На письме обращение __________________.

Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ____________, поэтому при разборе предложения его нередко ______________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в ________________, не является ______________, к нему нельзя _______________ от ______________.

Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete

Обращение называет адресата речи.

Обращение обычно бывает выражено существительным в форме И.п., именным словосочетанием.

Обращение в устной речи произносится с звательной интонацией и выделяется паузами.

На письме обращение выделяется запятыми.

Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и подлежащее, поэтому при разборе предложения его нередко подчеркивают. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в грамматический состав предложения, не является его членом, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Домашнее задание

1. Прочитай материал учебника: § 55-56

2. Выполни упр.346 (в тетради; не забудь сфотографировать и прислать мне)

ИЛИ

3. Составь 5 тестовых заданий на распознавание обращений (в тетради или на Learningapps.org – тогда замолвлю словечко перед учителем информатики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: