В дурном обществе» В.Короленко: приемы обрисовки Княж-городка, образы детей, семейный и социальный конфликты, критический пафос произведения

Петька на даче» Л.Андреева: социальная заостренность, реалистичность изображения, психологизм в изображении персонажей, особенности композиции.

Главный герой рассказа – десятилетний мальчик Петька. Он младший помощник в парикмахерской. Ему не особо нравится однообразная, «грязная» жизнь в городе, где он рано начинает видеть всю неприглядную сторону мира, постепенно превращаясь в усталого морщинистого старика. Видя его состояние, мать летом уговаривает хозяина парикмахерской отпустить сына с ней на барскую дачу. Именно там мальчик находит своё истинное место, куда ему всегда хотелось попасть. Он проводит свои счастливые дни на лоне природы, его самочувствие и внешний вид становятся лучше. Однако вскоре хозяин парикмахерской требует его обратно к себе, и мальчику приходится уехать. Он надеется, что ещё вернётся на дачу, рассказывает о ей истории своего городскому приятелю и продолжает свою однообразную «грязную» жизнь.

Этот рассказ поднимал острую социальную проблему того времени, но не теряет своей актуальности и сейчас. Мы видим, что главный герой – совсем ещё ребёнок, однако его мир уже полон разврата, сквернословия, брани, побоищ, пьянства. Мальчик видит эту нескончаемую вереницу людских пороков день за днём, впитывая её в себя. От этого ухудшается его внешний вид (он становится похож на сморщенного старика), его здоровье (мальчик не высыпается, даже когда много спит, становится рассеянным).

Когда Петька оказывается на даче, он словно бы получает то самое детство, которого у него никогда не было, ведь он вынужден постоянно работать, даже по праздничным и выходным дням. Здесь же он открывает для себя свободу и радость. Он начинает выглядеть, как здоровый ребёнок, пребывание на природе идёт ему на пользу. Город, тем не менее, вскоре забирает мальчика обратно в свои сети. Едва только познав настоящее детство, Петька тут же лишается его. Однако ему не остаётся ничего, как только принять положение дел и смириться с этим. Показателен эпизод, в котором барин жалеет мальчика, но тут же замечает, что другие живут и того хуже, так что не следует и жаловаться.

Рассказ демонстрирует нам, как важно влияние внешней среды на ребёнка. Это касается как чисто экологического аспекта с его влиянием на здоровье молодого организма, так и психологического, морального, ведь ребёнок впитывает в себя то, что он видит вокруг, а герой рассказа видит одну лишь «грязь». Город уже высасывает из него все жизненные силы, грустно думать, что станет с Петькой, когда он вырастет. А ведь мы понимает, что герой рассказа – правило, а не исключение, и таких детей – было и есть – очень много.

Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ. Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет. Рисуя портрет героя, Л.H. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.H. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика. Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Л.H. Андреев подчеркивает, как органичен этот мир для детского сознания. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской.

В дурном обществе» В.Короленко: приемы обрисовки Княж-городка, образы детей, семейный и социальный конфликты, критический пафос произведения.

Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» - поучительная история, драматичная и одновременно добрая. Читатели, как и главный герой, учатся ценить близких людей, сопереживать тем, кому живется не просто

Описанный в повести город выглядит реалистично и напоминает украинский город Ровно, где провел детские годы сам писатель. А упоминание о каком-то гордом польском роде – это намек на князей Любомирских.

Лучшим архитектурным зданием в городе была тюрьма. Уже эта деталь многое говорит о культуре города.

Местечко располагалось внизу над прудами, покрытыми плесенью из-за того, что их давно никто не чистил. Людям необходимо спускаться по склону, чтобы оказаться в городе. Перед входом стоит традиционный шлагбаум, который сонно подымает какой-то инвалид (так называли отставных солдат). После того, как люди его проходят, то оказываются в самом городе, хотя сразу могут об этом не догадываться. Так писатель тонко намекает на то, что город выглядел убого и серо. Везде были только серые заборы, пустыри с хламом, осунувшиеся дома.

Через реку был перекинут деревянный мост. Он скрипел от старости, пугая жителей.

Посреди одного из прудов возвышался небольшой островок, на котором стоял заброшенный замок. Это место станет центром событий. Так как замок был старым и никому не нужным, то в середине его развалин поселились нищие бродяги. Среди них были новые друзья главного героя, Валек и Маруся. Дети жили под опекой приемного отца Тыбурция. В замке было очень грязно и сыро, поэтому маленькая Маруся тяжело заболела. Вася проникся к ней жалостью и пытался порадовать хоть как-то. Однажды он принес ей куклу своей сестры. Из-за того, что он не спросил разрешения у отца, дома начались проблемы. Ситуацию исправил Тыбурций, который вернул куклу и рассказал о добром поступке Васи.

Образ города не очень приятен и соответствует общей атмосфере в повести. На фоне серого города читатели видят равнодушие его жителей к тяжелым судьбам нищих детей, таких как Валек и Маруся. Главный герой не хочет быть равнодушным и поэтому всегда помогает лучшим друзьям.

Образы детей в произведении описаны достаточно детально – это позволяет читателю не только составить представление об их предположительном внешнем облике, но и понять их особенности и черты характера.

Главный герой, Вася – порядочный мальчик из обеспеченной семьи. После смерти матери он много времени проводит на улице. Выясняется, что помимо устоявшегося «спокойного» уклада жизни, есть и ее изнанка. Его новые знакомые испытывают гораздо больше мучений в жизни – они живут в нищете, а чтобы заполучить кусок хлеба, этим детям приходится идти на многое, порой даже на преступления.

Его другом становится Валек. Вполне очевидно, что они ровесники. Только вот этот нищий мальчик несколько более самостоятелен, нежели Вася. Можно сказать, что обстоятельства вынуждают его быть более расторопным. Иначе он не выживет. Ребенок носит старые лохмотья, часто голодает. Периодически он крадет еду для младшей сестренки и других бедняков – однако нельзя назвать его аморальным ребенком. Кражи для Валька – вынужденная мера, позволяющая не умереть в этом мире.

Младшая сестра Вали, Маруся, описывается как хрупкая и болезненная девочка – сложно сказать, является ли она от природы таковой, либо всему виною недоедание и образ жизни. Из-за существования в непозволительных условиях, четырехлетняя девочка болеет чахоткой, плохо видит, почти никогда не смеется и не любит играть.

Васе искренне жаль этих детей. Ему очень хотелось бы, чтобы и у них была крыша над головой, любящие родители и возможность есть не только «по праздникам», а как все нормальные люди – утром, в обед и вечером. Честно говоря, он впервые сталкивается с социальной несправедливостью. Потому, ужасы нищеты достаточно сильно ранят его юное, еще не привыкшее к горестям, сердце.

Но сам факт того, что для Васи не зазорно дружить с нищими (наоборот, он искренне сопереживает им), означает, что он способен на великодушие, сострадание и осознание того, что все люди равны вне зависимости от обстоятельств и своего финансового состояния.

 

К слову, Вася и Валек немного напоминают Петю Бачея и Гаврика из произведения Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Ведь дружба сковывает их внезапно и, несмотря на то, что мальчишки из разных социальных слоев, они легко находят общий язык и стараются идти вместе по жизни, помогать друг другу.

Возможно, в этом и прелесть детства… В том, что душа еще не преисполнилась черствостью, а вопрос благосостояния еще не стоит настолько остро, как у взрослых людей. Вполне вероятно, что если бы многие другие люди относились к нищим так, как Вася, то данную социальную проблему можно было бы решить куда быстрее и проще. Ведь вместо того, чтобы помогать бедным и бездомным, многие взрослые люди просто – напросто испытывают к ним отвращение, стыдятся и опасаются, вместо того, чтобы оказать посильную помощь.

Автор поднимает вопросы социального неравенства, проблему «маленького человека». Данная тематика волновала Владимира Галактионовича на протяжении всей жизни. Писатель принимал активное участие в создании приютов для детей и подростков. Видел всю глубину безысходности тех, кто по разным причинам оказался на обочине жизни.

Ярким примером тому семейство Тыбурция Драба, вынужденное ютится в холодном, мрачном подземелье. Ради выживания отец и сын в отчаянии идут на воровство. Герои ведут нищенское существование. Помещение, где они живут, является огромным склепом. Солнечные лучи не проникают сюда. Круглый год здесь холодно и сыро. Поэтому Маруся, четырехлетняя девочка, часто болеет. Худенькая, бледная, она ходит несмелыми шажками. Редко можно услышать ее смех. Всегда грустная, не по годам серьезная, как и брат Валек. Болезнь обостряется, но не на что купить лекарства. Нет денег, чтобы показать ее врачу. Все это заканчивается очень печально. Нежный хрупкий организм не выдерживает чудовищных условий жизни. Малышка буквально тает на глазах и, в конце концов, умирает.

Полную противоположность представляет семья судьи. Довольно обеспеченные люди, они ведут безбедную жизнь. Им не понять, что значит спать на сырой, холодной земле, ходить в обносках и каждый день думать о пропитании. Ровесница Маруси Соня, сестра Васи, беспечная хохотушка. Отец любит и всячески балует ее, в отличие от сына. С ним судья суров. Считает его эгоистичным, негодным мальчишкой. Но это не так. Ребенок любит отца и сестру, однако боится в этом признаться.

Дружба Валека и Васи стала откровением для последнего. Мальчик понял, что нищие такие же люди, как и все. А может и лучше. Он стал частым гостем у друзей и незаметно для себя очень привязался к ним. Даже подозрительный Тыбурций одобрял их дружбу. Болью отозвалось в сердце Василия смерть сестренки товарища. Тогда же закончилась безмятежная пора детства. Подросток с пронзительной ясностью осознал обреченность маленьких людей, не имеющих ни денег, ни власти.

Василий старался в силу своих возможностей помочь товарищу. Но семья Тыбурция сделала намного больше. Косвенно Валек и отец выступили в роли миротворцев. Судья только после истории с куклой понял, что у его дорогого мальчика доброе и великодушное сердце. Примирение состоялось. Теперь сын мог без страха и опасений выразить всю свою нерастраченную любовь к родным и близким.

 

 


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: