Особенности формирования кадастрового дела
Кадастровое дело заводится лишь в случае присвоения участку кадастрового номера.
Чтобы вновь образуемому участку был присвоен такой номер, в орган кадастра по месту расположения надела необходимо подать следующие документы:
· заявление;
· правоустанавливающий документ;
· план участка (составляется частным инженером по заказу собственника);
· проверочный акт межевания (осуществляется сотрудниками службы в целях проверки подлинности предоставленного плана);
· справочную информацию из единого реестра прав на объекты недвижимости;
· технические документы из БТИ (бюро технической инвентаризации).
Все указанные бумаги, а в некоторых случаях их копии, будут включены в состав кадастрового дела.
Помимо указанных, в состав кадастра включаются и следующие документы:
· планы расчёта;
· журнал номеров участков на местности;
· реестр делянок по всему государству.
Помимо них, имеется перечень дополнительных документов второстепенной важности в целях кадастра:
· различные учётные книги;
· справочная информация из налогового органа;
· список участков в публичной собственности.
В пределах всего государства составляется реестровое дело, которое включает в себя следующее:
· план деления;
· номера участков;
· графическое изображение деления на карте.
По этой причине в едином реестре имеется полная информация как о ныне существующих участках, так и о прекративших своё существование земельных наделах. К примеру, если два участка были объединены, то итоговым номером будет один из номеров объединённых наделов, однако номер прекратившего существование участка не удаляется, а сохраняется на вечный срок.
Заявка на кадастровый учёт
Оформление кадастрового дела начинается с подачи заявки собственником земельного надела либо уполномоченным распоряжаться государственными землями органа. Форма подачи заявки простая письменная, оформленная на специальном бланке. Заявки в иной форме уполномоченными на учёт в кадастре органами не принимаются.
При недостаточности одного бланка для представления полной текстовой части заявки она составляется на нескольких листах, каждый из которых нумеруется.
Составлять заявки на обычных листах допускается лишь в исключительных случаях. Но даже при этом логика и структура изложения должны соответствовать форме бланка, а также должны быть оформлены все необходимые реквизиты документа.
По поступлению в кадастровый орган заявка получает определённые реквизиты:
· отметку о регистрации;
· номер регистрации;
· дату поступления заявки.
Обязательным к заполнению в заявке считается графа «Автор».
В данной графе необходимо указать следующие сведения:
· фамилию, имя и отчество заявителя – физического лица;
· сокращённая форма наименования и ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций) код для заявителя – юридического лица;
· ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), а в случае его отсутствия — реквизиты удостоверения личности;
· подпись.
При подаче групповой заявки, к примеру, при постановке на учёт общей или долевой собственности, в данной графе указывается один из собственников.
Орган, оформляющий кадастровое дело
Кадастровые дела на участки необходимо составить в следующих целях:
· определить границы участка;
· контролировать земельные ресурсы;
· при учёте, первичном или вторичном.
Ответственными за создание кадастрового дела являются два органа:
· комитет по землеустройству;
· управление землеустройством.
Основной массив участков документируется сотрудниками Управления. Все случаи, связанные частным землевладением в целях индивидуального жилищного строительства, постановка и снятие с учёта частных земельных участков в пределах поселений относятся к полномочиям именно Управления
Комитет по землеустройству осуществляет документальное оформление земельных участков, целевое использование которых определено законодательством. К примеру, участки под дачи, сельскохозяйственные угодья и т. д.
При вторичном учёте земельного надела кадастровое дело земельного участка заново не составляется. Для него оформляется отдельный акт инвентаризации, проводится проверка плана участка, которые и станут основной частью кадастрового дела.
Номер кадастрового дела земельного надела должен полностью соответствовать кадастровому номеру самого участка.
Представлен он в виде двух составляющих:
· номер района по кадастровому плану страны;
· номер участка из единого реестра.
Номера записываются в указанной последовательности и разделяются между собой дробью.
При оформлении документов на учёт земельного надела необходимо нанять частных специалистов, аккредитованных на проведение кадастровых работ. Данное условие действует и на государственные органы при учёте наделов в публичной собственности. Особое внимание необходимо уделить заполнению документов. Документы, в которых будут обнаружены правки либо приписки, будут считаться недействительными, а кадастровые работы необходимо будет осуществить заново.
Сведения кадастрового дела
Документы в кадастровом деле должны быть отражены в данных публичного реестра и представлять следующие сведения о земельном наделе:
· номер участка по кадастру;
· фактическое местонахождение (адресные данные);
· размер (площадь);
· сведения о разрешённом виде пользования землёй и отнесённой по закону категории;
· текстовое и графическое описание разграничения надела;
· права лиц на земельный надел;
· качественные характеристики экономической рентабельности участка;
· сведения о зданиях и сооружениях, расположенных в границах надела.
Кроме того, указывается дата образования земельного надела, которой является дата включения соответствующих сведений в единый реестр.
Данные сведения должны быть подтверждены оригиналами документов, в которых они обозначены. Но некоторые документы, к примеру — правоустанавливающие, могут быть представлены в кадастровом в деле лишь нотариально заверенными копиями.
Заключение
Подводя итог, хочется отметить, что кадастровый учет объектов недвижимости и государственный кадастр недвижимости — это крайне важные понятия для собственника.