I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта комбинированного занятия № 49
Название учебной дисциплины: Литература
Специальность: 34.02.01 – Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело.
Курс: 1
Тема занятия: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». История создания.
Тема совести, отношения добра и зла.
Количество часов: 2
Тип занятия: комбинированное
Цели занятия
1. Образовательные цели: Формирование знаний о творческой истории романа
М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Студент должен знать:
– основные факты биографии писателя;
– историю создания романа «Мастер и Маргарита».
Студент должен уметь:
– понимать проблематику и систему образов;
– дать краткую характеристику персонажам романа.
2. Развивающие цели:
– развитие умений воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции;
– развитие речи студентов.
3. Воспитательные цели:
– воспитание интереса к жизни и творчеству М.А. Булгакова.
Уровень освоения знаний: 2
Мотивация занятия:
Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался с 1928 по 1940 годы, то есть около 12 лет. Булгаков мучительно искал название для своего романа.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию
Основная:
1.Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. В 2-х частях. - Ч.1.[Текст ] / С.А.Зинин, В.И. Сахаров.- М.: Русское слово, 2014.- 287с.
Дополнительная:
1. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М.: Просвещение,2001.- 268с.
2. Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Эпиграф к уроку:
…так кто ж ты, наконец?
– Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
И.В. Гёте «Фауст»
- Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался с 1928 по 1940 годы, то есть около 12 лет. Булгаков мучительно искал название для своего романа. В рукописях сохранились следующие варианты: «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился», «Сатана», «Вот и я», «Великий канцлер», «Чёрный маг», «Князь тьмы».
Об исторических событиях, предшествовавших появлению романа:
– Партийные идеологи А.В. Луначарский, В.М. Молотов, Л.Л. Авербах и Г.Г. Ягода запрещали постановку пьес Булгакова на сцене, резко критиковали антиреволюционные произведения писателя. Сталин более 15-ти раз посмотрел «Дни Турбиных», выразил своё восхищение и обещал, что вскоре ультрареволюционные гонители испробуют результаты своей деятельности на себе.
– В 1931 году 30 мая, возобновив работу над своим романом, Булгаков обращается с письмом к Сталину: «С конца 1930 года я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, в настоящее время я прикончен... Во мне есть силы, но физических сил нет... Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание».
– Известно, что за этим письмом последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссёра во МХАТ.
– Отголоски этих отношений вошли в характеры Пилата, Иешуа, Каифа и обитателей дома Грибоедова.
Осенью 1932 года М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.
Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним и темы великой и вечной любви, связано с женитьбой Булгакова на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее сам писатель скажет об их удивительном знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».
И началось счастье. 10 лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Елена Сергеевна напишет в своих воспоминаниях: «Это была самая светлая жизнь…»
Вскоре в его рукописях появятся записи: «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне». После появляется вторая запись: «Дописать, прежде, чем умереть».
Работу над романом Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он постепенно начинает терять зрение, речь. Его строки из романа «Он не заслужил света, он заслужил покой» – были пророческими. Света не было – он был слеп. Но рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на её руках и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий мастер, была клятва его «Маргариты»: «Я даю тебе честное слово, что подам его, тебя будут печатать». Едва понятно «Мастер» ответил: «Чтобы знали… Чтобы знали…»
Елена Сергеевна прожила ещё 30 лет. Что обещала мужу, всё исполнила: роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-67-х годах в журнале «Москва».
За мной, читатель! Кто сказал
тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут
лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной,
и я покажу тебе такую любовь!
- Из какого произведения эти слова?
Да, действительно, они из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», одной из ведущих тем которого является тема любви между главными героями: Мастером и Маргаритой.
Сейчас вы увидите фрагмент из фильма - эпизод первой встречи Мастера и Маргариты.
- Попытайтесь охарактеризовать разговор героев, опираясь на текст романа и просмотренный эпизод.
(Кадр из фильма)
- О чём этот разговор? (Мнения учащихся)
- Можно ли по этому разговору догадаться о силе вспыхнувшего чувства, о том, что Маргарита продаст душу дьяволу ради любимого? (Мнения учащихся)
- И, тем не менее, в главе есть такие строки, которые говорят о роковой любви, предопределённой самой судьбой. Найдите их и прочитайте. (гл.13, с. 133 «Любовь выскочила перед нами....Так поражает финский нож!»)
-Проследим, как развивалось это роковое чувство? Обратимся к рассказу Мастера.
(гл.13 «Она приходила.....я шёл ей открывать» «...в первые дни своей
связи... созданы друг для друга навек»)
- В этом описании много важных деталей. На какие же детали обращает наше внимание писатель?
(эмоциональное состояние; туфли с чёрными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками).
-О чём говорит эта деталь? Только ли о том, что он запомнил эти туфли? Или ещё о чём-то? (Туфли дорогие.) (Влюблённый замечает и помнит всё, что связано с любимой женщиной.
- Найдите ещё детали, которые говорят о благосостоянии Маргариты.
(Чёрный шёлк).
- А может она на последние деньги купила туфли, шёлковое платье? -Где и как у Булгакова об этом сказано?
(гл.19. Многие женщины всё что угодно отдали бы за то, чтобы променять
свою жизнь на жизнь М.Н....Маргарита Николаевна никогда не
нуждалась....)
- -А есть ли детали, говорящие о нищете жилища Мастера (две комнаты в подвале особнячка, красная потёртая мебель, закопченный потолок, печка). -Детали контрастные: дама в дорогих туфлях спускается в бедный подвал.
ФРАГМЕНТ ВИДЕО
- Для чего Булгаков использует контрастные детали в этом эпизоде? (Для любви быт не помеха)
Вывод: Трудно, наверное, поспорить с тем, что для настоящей любви быт - не помеха. Быт в любви - не главное. Ей даже нравилось готовить, вытирать пыль. Ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Ведь почти нищета. О возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература. Ведь истинная ценность любви неизмеримо выше бытовой стороны нашей жизни.
- Что же объединяло влюблённых, кроме их чувства?
- Были ли у них общие интересы?
(Да. Он лихорадочно работал над романом, и эта работа поглотила и её.)
- Обратимся к тексту. Прочитайте. (Гл.13. Запустив в волосы....в этом романе - её жизнь.)