II. Информационный блок

I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Технологическая карта комбинированного занятия № 49

 

Название учебной дисциплины: Литература

 

Специальность: 34.02.01 – Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело.

 

Курс: 1

 

Тема занятия: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». История создания.

                     Тема совести, отношения добра и зла.

                       

Количество часов: 2

Тип занятия: комбинированное

Цели занятия

 

1. Образовательные цели: Формирование знаний о творческой истории романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Студент должен знать:

– основные факты биографии писателя;

– историю создания романа «Мастер и Маргарита».

 

Студент должен уметь:

– понимать проблематику и систему образов;

– дать краткую характеристику персонажам романа.

2. Развивающие цели:

– развитие умений воспринимать художественное произведение с учётом авторской позиции;

– развитие речи студентов.

3. Воспитательные цели:

–  воспитание интереса к жизни и творчеству М.А. Булгакова.

Уровень освоения знаний: 2

Мотивация занятия: 

Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался с 1928 по 1940 годы, то есть около 12 лет. Булгаков мучительно искал название для своего романа.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

Основная:

1.Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. ­ В 2-х частях. - Ч.1.[Текст ] / С.А.Зинин, В.И. Сахаров.- М.: Русское слово, 2014.- 287с.

 

Дополнительная:

1. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М.: Просвещение,2001.- 268с.

2. Текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Эпиграф к уроку:

                                                                                  …так кто ж ты, наконец?

              – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

                                                                                            И.В. Гёте «Фауст»

- Размышления о судьбе России и тревоги о её будущем Булгаков воплощает в романе «Мастер и Маргарита». Роман создавался с 1928 по 1940 годы, то есть около 12 лет. Булгаков мучительно искал название для своего романа. В рукописях сохранились следующие варианты: «Жонглёр с копытом», «Копыто инженера», «Копыто консультанта», «Он явился», «Сатана», «Вот и я», «Великий канцлер», «Чёрный маг», «Князь тьмы».

 

Об исторических событиях, предшествовавших появлению романа:

– Партийные идеологи А.В. Луначарский, В.М. Молотов, Л.Л. Авербах и Г.Г. Ягода запрещали постановку пьес Булгакова на сцене, резко критиковали антиреволюционные произведения писателя. Сталин более 15-ти раз посмотрел «Дни Турбиных», выразил своё восхищение и обещал, что вскоре ультрареволюционные гонители испробуют результаты своей деятельности на себе.

 – В 1931 году 30 мая, возобновив работу над своим романом, Булгаков обращается с письмом к Сталину: «С конца 1930 года я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, в настоящее время я прикончен... Во мне есть силы, но физических сил нет... Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание».

 – Известно, что за этим письмом последовал знаменитый звонок Сталина, и писатель был принят на работу ассистентом режиссёра во МХАТ.

 – Отголоски этих отношений вошли в характеры Пилата, Иешуа, Каифа и обитателей дома Грибоедова.

Осенью 1932 года М.А. Булгаков вновь возвращается к своему замыслу, и теперь уже окончательно. В роман вводятся новые герои: сначала Маргарита, затем Мастер.

 Появление в романе образа Маргариты, а вместе с ним и темы великой и вечной любви, связано с женитьбой Булгакова на Елене Сергеевне Шиловской. Позднее сам писатель скажет об их удивительном знакомстве и предначертанности их соединения: «Это была судьба».

 

И началось счастье. 10 лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Елена Сергеевна напишет в своих воспоминаниях: «Это была самая светлая жизнь…»

 Вскоре в его рукописях появятся записи: «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне». После появляется вторая запись: «Дописать, прежде, чем умереть».

 Работу над романом Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он постепенно начинает терять зрение, речь. Его строки из романа «Он не заслужил света, он заслужил покой» – были пророческими. Света не было – он был слеп. Но рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на её руках и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий мастер, была клятва его «Маргариты»: «Я даю тебе честное слово, что подам его, тебя будут печатать». Едва понятно «Мастер» ответил: «Чтобы знали… Чтобы знали…»

 Елена Сергеевна прожила ещё 30 лет. Что обещала мужу, всё исполнила: роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966-67-х годах в журнале «Москва».

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

 

- Из какого произведения эти слова?

Да, действительно, они из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», одной из ведущих тем которого является тема любви между главными героями: Мастером и Маргаритой.

 

Сейчас вы увидите фрагмент из фильма - эпизод первой встречи Мастера и Маргариты.

- Попытайтесь охарактеризовать разговор героев, опираясь на текст романа и просмотренный эпизод.

(Кадр из фильма)

 

- О чём этот разговор? (Мнения учащихся)

 

- Можно ли по этому разговору догадаться о силе вспыхнувшего чувства, о том, что Маргарита продаст душу дьяволу ради любимого? (Мнения учащихся)

 

- И, тем не менее, в главе есть такие строки, которые говорят о роковой любви, предопределённой самой судьбой. Найдите их и прочитайте. (гл.13, с. 133 «Любовь выскочила перед нами....Так поражает финский нож!»)

 

-Проследим, как развивалось это роковое чувство? Обратимся к рассказу Мастера.

(гл.13 «Она приходила.....я шёл ей открывать» «...в первые дни своей

связи... созданы друг для друга навек»)

 

- В этом описании много важных деталей. На какие же детали обращает наше внимание писатель?

(эмоциональное состояние; туфли с чёрными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками).

 

-О чём говорит эта деталь? Только ли о том, что он запомнил эти туфли? Или ещё о чём-то? (Туфли дорогие.) (Влюблённый замечает и помнит всё, что связано с любимой женщиной.

- Найдите ещё детали, которые говорят о благосостоянии Маргариты.

(Чёрный шёлк).

 

- А может она на последние деньги купила туфли, шёлковое платье? -Где и как у Булгакова об этом сказано?

(гл.19. Многие женщины всё что угодно отдали бы за то, чтобы променять

свою жизнь на жизнь М.Н....Маргарита Николаевна никогда не

нуждалась....)

 

- -А есть ли детали, говорящие о нищете жилища Мастера (две комнаты в подвале особнячка, красная потёртая мебель, закопченный потолок, печка). -Детали контрастные: дама в дорогих туфлях спускается в бедный подвал.

 

ФРАГМЕНТ ВИДЕО

 

- Для чего Булгаков использует контрастные детали в этом эпизоде? (Для любви быт не помеха)

 

Вывод: Трудно, наверное, поспорить с тем, что для настоящей любви быт - не помеха. Быт в любви - не главное. Ей даже нравилось готовить, вытирать пыль. Ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Ведь почти нищета. О возможности быть сча­стливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература. Ведь истинная ценность любви неизмеримо выше бытовой стороны нашей жизни.

 

- Что же объединяло влюблённых, кроме их чувства?

 

- Были ли у них общие интересы?

(Да. Он лихорадочно работал над романом, и эта работа поглотила и её.)

 

- Обратимся к тексту. Прочитайте. (Гл.13. Запустив в волосы....в этом романе - её жизнь.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: