Жизненный и творческий путь Дж. Апдайка

Джона Апдайка (1932–2009) называют последним классиком американской литературы. Он – автор почти трёх десятков романов, сотни рассказов, многочисленных книг стихов и эссеистики. Это один из самых плодовитых послевоенных литераторов, причем количество написанного им никогда не шло в ущерб качеству.

За свою писательскую карьеру Джон Апдайк получил множество литературных наград (дважды получал самую престижную награду американской журналистики – Пулитцеровскую премию за романы «Кролик разбогател» (1981) и «Кролик успокоился» (1990), дважды был обладателем Национальной премии США в области литературы National Book Awards). В 1976 году стал членом Американской академии искусств и литературы, а в 2003-м получил от Белого дома Национальную медаль за гуманитарные заслуги. Последние годы писатель сильно болел, но продолжал активно работать.

Итак, родился Джон Апдайк в семье учителя в штате Пенсильвания, окончил Гарвардский университет (1954), после чего занимался живописью в Оксфорде (Англия). Апдайк принадлежит к тому послевоенному поколению писателей США, которые пришли в литературу, имея университетские дипломы и солидную гуманитарно-филологическую подготовку, что отличало их от знаменитых старших коллег (Хемингуэя, Фолкнера, Стейнбека, Колдуэлла, Райта и др.), может быть, не столь эрудированных, но имевших в молодые годы более богатый жизненный опыт.

В своих интервью Апдайк не раз объяснял, почему главными героями его произведений всегда становились рядовые американцы. «Писатель должен понимать, что обыденность – это то, чем живёт подавляющее большинство людей, и что романы, в которых много надуманного и фантастического, очень далеки от жизни. Обычная, ординарная жизнь – вот то, с чем нужно иметь дело», – считал он.

Дебютировал очерками, стихами, фельетонами в журнале «Нью-Йоркер» (1955–1957) и сборником новелл «Деревянная курица». Как прозаик обратил на себя внимание романом «Ярмарка в богадельне» (1959), действие в котором происходит в доме престарелых. Его обитатели бунтуют против своего директора, озабоченного социологическими разысканиями. Но по-настоящему Апдайк заявил о себе как оригинальный мастер романом «Кролик, беги» (1960). В нём впервые появился, пожалуй, самый знаменитый персонаж писателя – Гарри Энгстром по прозвищу «Кролик». Позже появились романы «Кролик исцелившийся» (1971) и «Кролик разбогател» (1981), в которых отразилась вся жизнь Энгстрома – его работа, брак, любовные связи, маленькие победы и смерть.

Книга «Супружеские пары» (1968), ставшая бестселлером, принесла Апдайку скандальную славу. Прообразом вымышленного местечка Тарбокс стал Ипсвич, где проживал писатель. Из собственной жизни он почерпнул и сексуальные похождения его героев.

Живой интерес у читателей и критики вызвал и самый известный роман автора «Кентавр» (1963), удостоенный Национальной книжной премии.

Для современного читателя Апдайк остаётся писателем, которого волнуют проблемы: как жить человеку, что им должно руководить – инстинкт или долг? В своих произведениях он пытается раскрыть, как и чем живёт современный американец, что его волнует, каким представляется ему мир. Он ищет ответа на вопрос, зачем жил человек, зачем он умер. При этом «от писателя требуется одно – привычка к честности. Мы должны в труде и муках, идя от слова к слову, приносить пользу, творить красоту, делать добро» (Дж. Апдайк).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: