Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет соответствующих бюджетов.
В соответствии с видами расходных обязательств осуществляются бюджетные ассигнования. Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
В соответствии со ст.69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования:
· на оказание гос.услуг, в том числе ассигнования на оплату гос.контрактов на поставку товаров, работ, услуг для гос.нужд
· социальное обеспечение населения
· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся гос.учреждениями
· предоставление субсидий юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг
|
|
· предоставление межбюджетных трансфертов
· обслуживание гос.долга
Бюджетные ассигнования на оказание государственных услуг:
1. обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений
2. предоставление субсидий автономным учреждениям, некоммерческим организациям
3. оказания гос.услуг физическим и юридическим лицам
4. закупки товаров в гос.материальный резерв.
Обеспечение выполнения функций бюджетного учреждения включает:
· оплату труда работников бюджетных учреждений
· оплату поставок товаров, работ услуг для гос.нужд
· уплату налогов, сборов в бюджетную систему РФ
· возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ).
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
· разграничения доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
|
|
В условиях роста дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов РФ многократно возрастает роль финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание условий социально-экономического развития регионов, осуществляемой в виде межбюджетных трансфертов. Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, для сбалансирования территориальных бюджетов, используются межбюджетные трансферты.
Межбюджетные трансферты – средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ (ст.6 БК РФ).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:
· Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ
· Субсидий бюджетам субъектов РФ
· Субвенций бюджетам субъектов РФ
· Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих свойств, создают у местных администраций иждивенческое настроение. Но они необходимы в тех населенных пунктах, где местные источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Тема 1.4 Организация составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу и одновременно представляется президенту РФ в срок до 1 октября текущего года.
В течение суток проект ФЗ о ФБ направляется в Комитет по бюджету ГД, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК. На основании этого заключения принимается решение и принятии законопроекта к рассмотрению Гос Думой или, в случае несоответствия документов требованиям бюджетного законодательства, решение о возвращении проекта на доработку в Правительство РФ. Проект ФЗ о ФБ в течение трех дней направляется Советом Гос Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Гос Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
ГосДума рассматривает проект ФЗ о ФБ на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Первое чтение. При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении Государственная Дума в течение 20 дней со дня его внесения в Гос Думу рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики. Рассматриваются основные характеристики федерального бюджета:
· прогнозируемый объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов;
· общий объем расходов;
· объем нефтегазового трансферта;
· верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
· величина Резервного фонда
· дефицит (профицит) федерального бюджета.
Указываются также прогнозируемый объём ВВП и уровень инфляции.
В случае принятия Гос Думой законопроекта в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения проекта ФЗ о ФБ в первом чтении Гос Дума может:
1) передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Гос Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
|
|
2) вернуть проект бюджета в Правительство РФ на доработку;
3) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
По итогам рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении принимается постановление Гос Думы о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении.
Второе чтение. Проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год Государственная Дума рассматривает во втором чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта ФЗ о ФБ во втором чтении являются: бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов; приложения к ФЗ о ФБ устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, программа государственных внешних и внутренних заимствований и т.д. Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по предмету второго чтения.
Третье чтение. Проект ФЗ о ФБ Гос Дума рассматривает в третьем чтении в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований принятыми во втором чтении, утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой проект ФЗ о ФБ передается в течение 5 дней на рассмотрение Совета Федерации. После рассмотрения и принятия Советом Федерации в течение 5 дней он передается Президенту РФ для подписания и обнародования.