Примерные комплексы кинезиологических упражнений
«Этот толстый поросёнок…»
(под песню Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны Железновых)
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял | Руки сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх. Круговые движения большими пальцами |
Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал | Кулачком правой руки потереть о ладонь левой и наоборот |
Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю | Постукивания правым кулачком по левой ладони, затем наоборот |
Этот толстый поросёнок Носом землю ковырял | «Колечки» |
Этот толстый поросёнок Что-то сам нарисовал | Симметричное рисование |
Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю Ля-ля-ля, лю-лю-лю, Поросяток я люблю | Постукивания правым кулачком по левой ладони, затем наоборот |
Этот толстый поросёнок – лежебока и нахал захотел спать в середине и всех братьев растолкал | Поочерёдное сжимание и разжимание ладоней. |
Пальчиковая гимнастика
«Пальчик к пальчику»
|
|
Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит. Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. | |
Крепко сжали кулачки, Вместе сложим их быстрее – Будто спорят две руки, Кто из них двоих сильнее. | |
Сцепим мы два кулачка, Словно крепких два крючка. А потом мы ждать не станем – Посильнее их потянем. | |
Наши пальчики сплетём, Руки вытянем потом. Пальцы выгнутся чуть-чуть – Их расслабить не забудь. | |
Мы ладошку чуть согнём, А другую разогнём. Ноготками по ладошке Мы похлопаем немножко. | |
Наши пальчики играли, Веселились и плясали. Раз прыжок, другой прыжок – К ноготочку ноготок. |
Игровой массаж
«Весна»
В гости к нам весна идёт Чудеса с собой несёт | Поглаживание ладонями по спине вверх и вниз |
Тает снег и тает лёд Ручеёк журчит, поёт | Волнообразные поглаживания спины пальцами от плеч до поясницы |
Просыпаются деревья Быстро почки набухают | Поколачивания спины ребром ладони |
Птица с юга прилетают Звонко песни распевают | Похлопывания ладошками по спине |
Расцветают на лугу Весенние цветочки | Пощипывания спины кончиками пальцев |
Ароматные цветы Заплетём в веночки | Рисование на спине кругов кончиками пальцев |
Выполняется 2 раза, сначала в одну сторону, затем в другую. |
Зарядка
I. Ходьба на месте
II. И.п. – о.с.
1. Руки вверх, подняться на носки, вдох
2. Руки вниз, опуститься, выдох
III. И.п. – стойка, руки на пояс
1. Присесть, наклон головы вправо
2. И.п.
3. Присесть, наклон головы влево
4. И.п.
IV. И.п. – стойка, руки на пояс
1. Присесть, ворот головы на право
2. И.п.
3. Присесть, поворот головы на лево
|
|
4. И.п.
V. И.п. – стойка, руки на пояс
1. Поднять плечи
2. И.п.
VI. И.п. – стойка, руки на пояс
1. Поднять правое плечо
2. Опустить правое плечо
3. Поднять левое плечо
4. Опустить левое плечо
VII. И.п. – стойка, руки на пояс
1. Поднять правое плечо
2. Поднять левое плечо
3. Опустить правое плечо
4. Опустить левое плечо
VIII. И.п. – стойка, руки на пояс
1. Поднять правое плечо
2. Поднять левое плечо, правое опустить
IX. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс
1. Вес тела перенести на правую ногу
2. Вес тела перенести на левую ногу
X. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс
1. Сделать полуприсед и перенести вес тела на правую ногу
2. Сделать полуприсед и перенести вес тела на левую ногу
XI. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс
1. Сделать полуприсед и перенести вес тела на правую ногу, повернуть корпус вправо, левую руку вперёд
2. Сделать полуприсед и перенести вес тела на левую ногу, повернуть корпус влево, правую руку вперёд
И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны
1. Согнуть правую ногу и коснуться коленом локтя левой руки
2. И.п.
3. Согнуть левую ногу и коснуться коленом локтя правой руки
4. И.п.
XI. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки вниз, ладони назад
1. Согнуть правую ногу назад и коснуться носком левой ладони
2. И.п.
3. Согнуть левую ногу назад и коснуться носком правой ладони
4. И.п.
XII. И.п. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны
1. Наклон вперёд, правой рукой коснуться левого колена
2. И.п.
3. Наклон вперёд, левой рукой коснуться правого колена
4. И.п.
XIII. И.п. – стойка, руки на пояс
1. Прыжок ноги скрестно, правая нога впереди
2. Прыжок ноги скрестно, левая нога впереди
XIV. Ходьба на месте, руки вверх - вдох, вниз – выдох.
Танец с хлопками
(музыка «Soco, soco, bate, bate»)
Куплет
И.П.- дети стоят парами по кругу друг перед другом, руки согнуты в локтях перед собой, ладоши в кулаках к себе.
Соку соку - два удара кулаками друг о друга
Бачибачи - два хлопка ладонями
Соку соку - два удара кулаками друг о друга
Вира вира - два хлопка по плечам, перекрестив руки (правая рука по левому плечу, левая рука по правому плечу)
Куплет
Соку - один удар кулаками друг о друга
Бачи – один хлопок ладонями
Соку - один удар кулаками друг о друга
Вира – один хлопок по плечам, перекрестив руки (правая рука по левому плечу, левая рука по правому плечу)
Куплет
Соку - один удар кулаками друг о друга
Бачи – один хлопок ладонями
Вира – один хлопок по плечам, перекрестив руки (правая рука по левому плечу, левая рука по правому плечу)
Проигрыш
Мальчики остаются на своих местах (внутри круга)
Девочки делают три приставных шага в право (двигаясь по кругу) одновременно левой рукой делают три «змейки» и хлопают ладонями с правой стороны лица.
Повторяют те же движения в левую сторону (девочки возвращаются к своим парам)
Дети делают хлопок перед собой и соединяют ладони друг с другом
Дети делают хлопок перед собой и соединяют ладони правой руки друг с другом
Дети делают хлопок перед собой и соединяют ладони левой руки друг с другом
Повторяют два раза
Обходят друг друга с левой стороны (спинами) и становятся на свои места.
Повторяют все два раза
“Дни недели”
(гимнастики на каждый день)
Понедельник | |||
В понедельник в детский сад Прискакали зайчики. | (Ходьба на месте, ладонь левой руки дотрагивается до колена левой ноги, а ладонь правой руки – до колена правой ноги) | ||
Полюбили крепко их Девочки и мальчики. | (Обхватить себя руками, сделать поглаживающие движения) | ||
Пригласили их плясать Дружно ножки выставлять | (Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук.) | ||
Присядь вправо, | (Поворот вправо с приседанием, голову положить на правое плечо) | ||
Присядь влево, | (Поворот влево с приседанием, голову положить на левое плечо) | ||
А затем кружись ты смело. | (Покружиться) | ||
И ладошки у ребят, Словно листики шуршат. | (Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. Тоже для правой руки). | ||
Вторник
| |||
К нам во вторник прилетал Аист длинноногий, | (Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Одновременно двигать средними пальцами, имитируя полёт птицы) | ||
По болоту он шагал | (Ходьба на месте, высоко поднимая колени, ладонь левой руки дотрагивается до колена правой ноги, а ладонь правой руки – до колена левой ноги) | ||
Рыб, лягушек доставал, Наклонялся, выпрямлялся, | (Наклоны вперёд, руки отвести назад) | ||
Вдаль смотрел на край болота | (Посмотреть вдаль, приставив реку к голове, как козырёк) | ||
И на нос. Ой, где он? Вот он! | (Посмотреть на выставленный вперёд палец, подвести его к носу, не отрывая взгляда от пальца) | ||
Аист полетел домой, | (Взмахи руками вверх, вниз) | ||
Машем мы ему рукой. | (Руки вытянуты вперёд, кисти опускаются вверх-вниз) | ||
Среда | |||
В среду слон к нам приходил, Топать ножками учил, | (Х одьба на месте) | ||
И наклоны выполнять, | (Наклоны вперёд с вытянутыми руками) | ||
И на цыпочках стоять. | (Поднимаемся на носочки) | ||
Мы покрутим головой Словно хоботом с тобой. | (Повороты головы из стороны в сторону, подбородок опущен как можно ниже) | ||
В прятки поиграем Глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, | (Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в тридцать секунд) | ||
Мы идём слона искать. Пять, четыре, три, два, один, Слон уходит в магазин. | (Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного к мизинцу, от мизинца к указательному. Упражнение выполняется одновременно двумя руками) | ||
Четверг | |||
А в четверг к нам приходила Хитрая лисичка, | (Попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте, левая рука соприкасается с пяткой правой ноги за спиной, тоже самое справа) | ||
Показала хвостик рыжий Такой мягкий и пушистый. | (Руки в стороны, повороты туловища вправо и влево, взглядом стараясь посмотреть как можно дальше назад) | ||
Посидели, постояли, Притаились как лиса, | (Приседания) | ||
Мышку в норке поискали | (Присели и сгруппировались, голова вправо-влево). | ||
Вот такие чудеса! | (Встать и развести руки в стороны, приподнимая плечи). | ||
Пятница
| |||
Мишка в пятницу пришёл, | (Ходьба на месте имитирует шаги медведя) | ||
Он в лесу медок нашёл, | (Руки как бы держат перед собой бочонок мёда, приседания с поворотом туловища вправо, влево) | ||
На высокой ёлке, Где колкие иголки. | (Руки сцепить в замок, начиная от мизинца поднимать попарно пальцы рук как иголки) | ||
Мы у пчёл медку попросим | (Встряхнуть кисти рук) | ||
На дворе настала осень, | (Потянуться) | ||
Скоро мишка ляжет спать, | (Медленно приседают) Целую колоду. (Хлопают в ладоши и прыгают на двух ногах) | ||
Будет лапу он сосать. | (Наклоны головы вправо, влево, руки под головой) | ||
Пчёлы дали мёду, Целую колоду | (Прыжки на двух ногах) | ||
Суббота | |||
Мы в субботу пригласили | (Взмахи руками к себе) | ||
Шустрых белок на обед. | (Повороты туловища вправо, влево с приседанием) | ||
Щей капустных наварили, | (Обе кисти руки вытянуты вперёд, вращательные движения кистями обеих рук). | ||
Наготовили котлет. | (Ладошки лежащие одна на другой, меняются местами) | ||
Белки в гости прискакали, | (Прыжки на месте) | ||
Посмотрели на столы … | (Глаза широко открыть и крепко их зажмурить) | ||
В лес обратно убежали | (Бег на месте) | ||
За орешками они. | (Постукивание кулаками друг об друга) | ||
Воскресенье | |||
В воскресенье выходной, Мы идём гулять с тобой. | (Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ноги и левой рукой) | ||
Смотрим вправо | (Поворот туловища вправо, посмотреть взглядом назад) | ||
Смотрим влево, | (Поворот туловища влево, посмотреть взглядом назад) | ||
Ничего не узнаём. | (Развести руки в стороны и удивиться) | ||
Вот забор, а за забором, | (Руки вытянуты перед собой, кисти рук повёрнуты вертикально, пальцы раздвинуты как иголки). | ||
Ходит лая грозный пёс, | (Глубокий вдох, выдох – удлиненный со звуком «р-р-р-р».) | ||
Вот корова замычала, | (Глубокий вдох носом, выдох со звуком «Му-у-у-у») | ||
Заработал паровоз | (Глубокий вдох носом, выдох со звуком «Ду-у-у-у») | ||
А лошадка бьет копытцем, Предлагает прокатиться. | (Руки на поясе, приподнимаем и опускаем правую, а затем левую ноги) | ||
Мы на этой карусели Прокатиться захотели. | (Руки вытянуты вперед, круговые движения в противоположные стороны: правая – вперёд, левая - назад). |
Цыганочка
1. И.п.: основная стойка, руками обнять себя за плечи. Подняться на носки, опуститься.
2. И.п.: тоже, руки внизу. Поднять руки в стороны, вверх, согнуть в локтях перед лицом, опустить вниз. Руки сопровождаются движениями головы.
3. И.п.: основная стойка. Отвести согнутую в колене ногу в сторону, чуть присесть, обе руки отвести в сторону поднятой ноги (по 4 раза в каждую сторону).
4. И.п.: основная стойка. Руки опущены, ладони вперед. Ногу выставить вперед на пятку, плечи поднимать поочередно вверх-вниз с небольшим приседанием (1-4 - вниз, 5-8 - вверх).
5. И.п.: основная стойка, руки вверху. Приставной шаг влево-вправо, руки выполняют движение "Фонарик". Приставной шаг, нога становится вперед на носок, противоположная рука - вперед.
6. И.п.: основная стойка. Руки: правая в сторону, левая - вверх. Движение ног, как в упр.№3. Правой рукой ударить по пятке правой ноги (4 раза). Затем с другой ноги. Руки после удара выполняют движение "Фонарик".
7. И.п.: основная стойка. Потрясти плечами с постепенным опусканием на колени. Наклониться вперед и назад.
8. И.п.: сидя на полу. 1-2 - согнуть колени, прижать к груди. 3-4 - развернуться в пол-оборота вправо, правую ногу согнуть в колене, левую отвести назад. Правая рука в упоре сзади, левую руку вынести вперед, чуть согнув в локте. То же в другую сторону.
9. И.п.: сидя, ноги врозь. Плавный наклон к правой ноге, вперед, к левой ноге, выпрямиться. Руки перед собой, потряхивая кистями. В правую и левую сторону.
10. И.п.: сидя, ноги врозь. Подъем с поворотом вправо и влево, рука выполняет движение "Фонарик".
11. И.п.: лежа на животе. "Кольцо", "корзиночка", "рыбка".
12. И.п.: основная стойка. Поворот с припаданием в правую сторону, руки в сторны, ладони вверх (2 оборота).
13. И.п.: то же. Отвести правую руку в сторону, левую руку в сторону, правую руку - на левое плечо, левую руку - на правое плечо. Поворот с припаданием в левую сторону.
14. И.п.: основная стойка. Маховые движения назад согнутой ногой с поворотом корпуса, руки вверх в сторону поворота. Выполняется вправо и влево.
15. И.п.: основная стойка. Повтор второго упражнения, но в быстром темпе.
По окончании зафиксировать позу 1 на четыре счета.
«Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология
(Интерпретация и адаптированный вариант работы