Чередование гласных в корне

Муниципальное образовательное учреждение

Шипицинская средняя общеобразовательная школа

                                                      2013

     Отчего у нас так мало людей,      пишущих совершенно правильно, отчего даже и в печати так часто появляются ошибки против правописания? Не оттого ли, что мы не довольно уважаем основательное усвоение первых начал, азбуку всякого дела, знание которой не составляет заслуги, но которой неведение непростительно?

                                                                                         Я.К.Грот

1

Группы вводных слов ________________________________________44

Вводные предложения и вводные конструкции ___________________  45

Пунктуация при междометиях, частицах,  утвердительных и

отрицательных словах _______________________________________ 47

Разряды союзов по значению __________________________________ 48

Знаки препинания в сложносочинённом предложении ______________49

Типы придаточных в сложноподчинённом предложении ____________50

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении _____________51

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными ____ 53

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ____________54

Знаки препинания при прямой речи ____________________________ 55

Типы речи _________________________________________________ 56

                                                                                                                     58

Содержание

 

Части речи _______________________________________________ 2

Чередующиеся гласные в корне ______________________________ 3

Двойные согласные ________________________________________ 4

Разделительные Ъ и Ь _____________________________________5

Буквы О – Ё после шипящих ________________________________6

Правописание приставок ___________________________________ 7

Гласные Ы – И в корне после приставок _______________________ 8

Правописание приставок пре- и при- ________________________ 9

Сложные существительные _________________________________11

Слова с пол-, полу-. Дефис в приложениях_____________________12

Правописание сложных прилагательных ______________________ 13

Правописание падежных окончаний имён существительных ______ 15

Правописание числительных ________________________________17

НЕ и НИ в отрицательных наречиях и местоимениях ___________18

Личные окончания глаголов ________________________________ 19

Написание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий ________20

Отличие наречий от сходных именных форм с предлогами ________21

Написание наречий _________________________________________22

НН – Н в именах существительных ____________________________24

НН – Н в именах прилагательных ______________________________24

НН – Н в причастиях и отглагольных прилагательных _____________26

Правописание предлогов _____________________________________27

Правописание союзов _______________________________________28

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями __________29

НЕ с глаголами, деепричастиями ______________________________30

Разграничение частиц НЕ и НИ _____________________________31

Разряды местоимений. Разряды частиц. ________________________32

Связь слов в словосочетании _________________________________33

Типы сказуемых ____________________________________________34

Некоторые случаи согласования подлежащего со сказуемым ______34

Тире между подлежащим и сказуемым _________________________35

Типы односоставных предложений ____________________________36

Пунктуация при однородных членах предложения _______________37

Обобщающие слова при однородных членах ____________________38

Обособленные определения __________________________________39

Обособленные приложения __________________________________40

Обособленные обстоятельства ________________________________41

Уточняющие члены предложения ______________________________42

Знаки препинания в сравнительных оборотах ____________________43

57

                                                  Части речи

  Часть речи/вопросы/значение примеры

С а м о с т я т е л ь н ы е

Имя существительное кто? что? - предмет земля, проезд, радость
Имя прилагательное какой? чей? – признак предмета весёлый, каменный, птичий, отцов, сиреневый
Имя числительное сколько? – количество какой? – порядок при счёте шесть, двадцать три седьмой, пятнадцатый
Глагол что делать? что сделать? – действие предмета.                 Формы глагола: *причастие – признак по действию какой? (что делающий? что делавший?) Суффиксы причастий. Действительные: - ущ- (-ющ) - I спр. настоящ. время - ащ- (-ящ-) - II спр. прошед. время - вш, -ш -   Страдательные: - ом- (-ем-) - I спр. настоящ. время   -им-   - II спр.  прошед. время   -нн-, -енн-, -т-   *деепричастие – добавочное действие что делая? что сделав? -а-, -я-, -учи- - несов. вид -в- (-вши-), -ши-, -я- - сов. вид бежать, проехать, выступать, положить бреющий, смеющийся летящий, клеящий имевший, нёсший несомый, вызываемый зависимый, хранимый выкрашенный, сбитый стуча, играя, будучи поиграв(-вши), заперши
Местоимение указывают на предметы, признаки и количества, не называя их (вопросы существительного, прилагательного, числительного) я, ты, себя, мой, твой, тот, этот, какой, который, никто, ничей, некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кое-какой, всякий, каждый, сам
Наречие Признак действия, признак другого признака, реже - предмета – где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? быстро, вверху, очень, слишком, с разбегу, плохо, завтра, без устали, впереди

служебные

Предлог для, за, из-за, в течение
Союз а, но, что, потому что, как
Частица не, лишь, точно, словно, -то

                                                                                                            2

Чередование гласных в корне  

  корень правило примеры

Зависит от суффикса, следующего за корнем

   е/и -бер-/-бир- -пер-/-пир- -мер-/-мир- -дер-/-дир- -тер-/-тир- -блест-/блист- -жег-/-жиг- -стел-/-стил- -чет-/-чит-     «ПРАВИЛО ОСЛИКА» «и-а» пиши И  - есть А пиши Е – нет А заберу – забирать    запереть – запирать замереть – замирать отдеру – отдирать вытерли – вытирать блестеть – блистать выжег – выжигать стелить –застилать          - вычитать Искл.: сочетание, чета
а(я) / им, ин  -жа / жим -мя / мин -ня / ним -кля / клин -ча / чин   ИН / ИМ – есть А   А / Я - нет А сжать – сжимать смять – сминать снять – снимать клятва – заклинать начать - начинание
кос / кас лаг / лож А – есть суффикс А О – нет суффикса А коснуться – касаться полагать - положить

Зависит от ударения

-гор-/-гар Под ударением - А Без ударения - О загар, угар, нагар загорать, выгорать Искл.: выгарки, пригарь
-зор-/-зар- Без ударения - А Под ударением – как произносится зарница   Искл.: зорянка зори, зарево      зоревать
- твар-/-твор-   -клан-/-клон-   Без ударения - О Под ударением - как произносится творить   Искл.: утварь затвор, тварь поклониться кланяться, поклон
-плав-/-плов- Без ударения - А (без ударения О пишется только в двух словах: пл о вец, пл о вчиха) плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук) Искл.: плывун

Зависит от последу -ющего согласного

  -раст-/-ращ-/ -рос-   Перед СТ и Щ - А Перед С         - О расти, выращивать росла, поросль Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль
-скоч-/ -скач-(-скак-)   Перед К - А Перед Ч - О вскакивать Искл.: скачок вскочить              скачу Обрати внимание! заскачу (начну скакать) заскочу (зайду ненадолго)

…от значения

-мак-/-мок- -мак- - «погружать в жидкость» -мок- - «пропускать жидкость,            мокнуть» макать (хлеб в молоко) вымокнуть (под дождём)
-равн-/-ровн- -равн- - «равный, одинаковый» -ровн- - «ровный, прямой,            гладкий» сравнение, сравнивать сровнять. Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень

Обрати внимание!          С е док, с е дло, с е далищный (нерв); НО: с и деть (с и дение, с и дящий и т. п.), с и делка, пос и делки

3

                                            Типы речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: