Муниципальное образовательное учреждение
Шипицинская средняя общеобразовательная школа
2013
Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно, отчего даже и в печати так часто появляются ошибки против правописания? Не оттого ли, что мы не довольно уважаем основательное усвоение первых начал, азбуку всякого дела, знание которой не составляет заслуги, но которой неведение непростительно?
Я.К.Грот
1
Группы вводных слов ________________________________________44
Вводные предложения и вводные конструкции ___________________ 45
Пунктуация при междометиях, частицах, утвердительных и
отрицательных словах _______________________________________ 47
Разряды союзов по значению __________________________________ 48
Знаки препинания в сложносочинённом предложении ______________49
Типы придаточных в сложноподчинённом предложении ____________50
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении _____________51
|
|
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными ____ 53
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ____________54
Знаки препинания при прямой речи ____________________________ 55
Типы речи _________________________________________________ 56
58
Содержание
Части речи _______________________________________________ 2
Чередующиеся гласные в корне ______________________________ 3
Двойные согласные ________________________________________ 4
Разделительные Ъ и Ь _____________________________________5
Буквы О – Ё после шипящих ________________________________6
Правописание приставок ___________________________________ 7
Гласные Ы – И в корне после приставок _______________________ 8
Правописание приставок пре- и при- ________________________ 9
Сложные существительные _________________________________11
Слова с пол-, полу-. Дефис в приложениях_____________________12
Правописание сложных прилагательных ______________________ 13
Правописание падежных окончаний имён существительных ______ 15
Правописание числительных ________________________________17
НЕ и НИ в отрицательных наречиях и местоимениях ___________18
Личные окончания глаголов ________________________________ 19
Написание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий ________20
Отличие наречий от сходных именных форм с предлогами ________21
Написание наречий _________________________________________22
НН – Н в именах существительных ____________________________24
НН – Н в именах прилагательных ______________________________24
НН – Н в причастиях и отглагольных прилагательных _____________26
Правописание предлогов _____________________________________27
Правописание союзов _______________________________________28
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями __________29
|
|
НЕ с глаголами, деепричастиями ______________________________30
Разграничение частиц НЕ и НИ _____________________________31
Разряды местоимений. Разряды частиц. ________________________32
Связь слов в словосочетании _________________________________33
Типы сказуемых ____________________________________________34
Некоторые случаи согласования подлежащего со сказуемым ______34
Тире между подлежащим и сказуемым _________________________35
Типы односоставных предложений ____________________________36
Пунктуация при однородных членах предложения _______________37
Обобщающие слова при однородных членах ____________________38
Обособленные определения __________________________________39
Обособленные приложения __________________________________40
Обособленные обстоятельства ________________________________41
Уточняющие члены предложения ______________________________42
Знаки препинания в сравнительных оборотах ____________________43
57
Части речи
Часть речи/вопросы/значение | примеры | |
С а м о с т я т е л ь н ы е | Имя существительное кто? что? - предмет | земля, проезд, радость |
Имя прилагательное какой? чей? – признак предмета | весёлый, каменный, птичий, отцов, сиреневый | |
Имя числительное сколько? – количество какой? – порядок при счёте | шесть, двадцать три седьмой, пятнадцатый | |
Глагол что делать? что сделать? – действие предмета. Формы глагола: *причастие – признак по действию какой? (что делающий? что делавший?) Суффиксы причастий. Действительные: - ущ- (-ющ) - I спр. настоящ. время - ащ- (-ящ-) - II спр. прошед. время - вш, -ш - Страдательные: - ом- (-ем-) - I спр. настоящ. время -им- - II спр. прошед. время -нн-, -енн-, -т- *деепричастие – добавочное действие что делая? что сделав? -а-, -я-, -учи- - несов. вид -в- (-вши-), -ши-, -я- - сов. вид | бежать, проехать, выступать, положить бреющий, смеющийся летящий, клеящий имевший, нёсший несомый, вызываемый зависимый, хранимый выкрашенный, сбитый стуча, играя, будучи поиграв(-вши), заперши | |
Местоимение указывают на предметы, признаки и количества, не называя их (вопросы существительного, прилагательного, числительного) | я, ты, себя, мой, твой, тот, этот, какой, который, никто, ничей, некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кое-какой, всякий, каждый, сам | |
Наречие Признак действия, признак другого признака, реже - предмета – где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? | быстро, вверху, очень, слишком, с разбегу, плохо, завтра, без устали, впереди | |
служебные | Предлог | для, за, из-за, в течение |
Союз | а, но, что, потому что, как | |
Частица | не, лишь, точно, словно, -то |
2
Чередование гласных в корне
корень | правило | примеры | |||
Зависит от суффикса, следующего за корнем | е/и -бер-/-бир- -пер-/-пир- -мер-/-мир- -дер-/-дир- -тер-/-тир- -блест-/блист- -жег-/-жиг- -стел-/-стил- -чет-/-чит- | «ПРАВИЛО ОСЛИКА» «и-а» пиши И - есть А пиши Е – нет А | заберу – забирать запереть – запирать замереть – замирать отдеру – отдирать вытерли – вытирать блестеть – блистать выжег – выжигать стелить –застилать - вычитать Искл.: сочетание, чета | ||
а(я) / им, ин -жа / жим -мя / мин -ня / ним -кля / клин -ча / чин | ИН / ИМ – есть А А / Я - нет А | сжать – сжимать смять – сминать снять – снимать клятва – заклинать начать - начинание | |||
кос / кас лаг / лож | А – есть суффикс А О – нет суффикса А | коснуться – касаться полагать - положить | |||
Зависит от ударения | -гор-/-гар | Под ударением - А Без ударения - О | загар, угар, нагар загорать, выгорать Искл.: выгарки, пригарь | ||
-зор-/-зар- | Без ударения - А Под ударением – как произносится | зарница Искл.: зорянка зори, зарево зоревать | |||
- твар-/-твор- -клан-/-клон- | Без ударения - О Под ударением - как произносится | творить Искл.: утварь затвор, тварь поклониться кланяться, поклон | |||
-плав-/-плов- | Без ударения - А (без ударения О пишется только в двух словах: пл о вец, пл о вчиха) | плавучий, поплавок, плавник, плавунец (жук) Искл.: плывун | |||
Зависит от последу -ющего согласного
| -раст-/-ращ-/ -рос- | Перед СТ и Щ - А Перед С - О | расти, выращивать росла, поросль Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль | ||
-скоч-/ -скач-(-скак-) | Перед К - А Перед Ч - О | вскакивать Искл.: скачок вскочить скачу Обрати внимание! заскачу (начну скакать) заскочу (зайду ненадолго) | |||
…от значения | -мак-/-мок- | -мак- - «погружать в жидкость» -мок- - «пропускать жидкость, мокнуть» | макать (хлеб в молоко) вымокнуть (под дождём) | ||
-равн-/-ровн- | -равн- - «равный, одинаковый» -ровн- - «ровный, прямой, гладкий» | сравнение, сравнивать сровнять. Искл.: равнина, ровесник, поровну, уровень |
Обрати внимание! С е док, с е дло, с е далищный (нерв); НО: с и деть (с и дение, с и дящий и т. п.), с и делка, пос и делки
3
Типы речи