Транспортная задача для маршрутизации перевозок

С.Г. Бишутин,

В.Г. Кешенкова

 

ПРАКТИКУМ ПО ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИТИКЕ

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

Брянск

ИЗДАТЕЛЬСТВО БГТУ

2019

 

 

УДК 656.13

ББК 65.37

 

Бишутин, С.Г. Практикум по транспортной логистике [Текст]+[Электронный ресурс]: учеб. пособие /С.Г. Бишутин, В.Г. Кешенкова; под ред. С.Г. Бишутина. – Брянск: БГТУ, 2019. – 90 с.

ISBN 000-0-00000-000-0

 

Приводятся краткие теоретические сведения, задания и варианты исходных данных для выполнения расчетов по различным разделам логистики. В приложениях к заданиям приведены указания к их выполнению с использованием офисной программы МicroSoft Excel.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений направлений подготовки 23.03.01 – «Технология транспортных процессов» и 23.03.03 - «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также может быть полезно руководителям и специалистам предприятий и фирм, занимающихся перевозками пассажиров и груз.

    Ил. 13. Табл. 2. Библиогр. - 15 назв.

 

Научный редактор  С.П. Шец

 

Рецензенты: кафедра «Транспортно-технологических машин и сервиса» ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»,

зам. начальника юго-западного межрегионального

управления государственного автодорожного надзора

ЦФО РФ А.В. Лопин

 

ISBN 000-0-00000-000-0        © Бишутин С.Г., Кешенкова В.Г.

© Брянский государственный

                                          технический университет, 2019

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ТРАНСПОРТНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

1.1 Транспортная задача для маршрутизации перевозок

1.2 Задачи вариантного анализа решений транспортировки грузов

1.3 Контрольные вопросы

2 СКЛАДЫ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

2.1 Выбор собственного или наемного склада для предприятия

2.2 Задачи размещения складских хозяйств в логистических системах

2.3 Задача определения числа и координат размещения распределительных складов

2.4 Определение расположения склада в заданной транспортной сети

2.5 Контрольные вопросы

3 УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ И МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

3. 1 Задачи выбора поставщика

3. 2 Модели управления запасами с фиксированным размером заказа

3. 3 Модели АВС и XYZ-анализа

3.4 Контрольные вопросы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Решение транспортной задачи в среде MS-Excel

Приложение 2 Решение задачи определения координат распределительного склада

Приложение 3 Решение задачи определения числа и координат распределительных складов

Приложение 4 Решение задачи определения числа и координат распределительных складов с учетом затрат на их создание

Приложение 5 Решение статической многопродуктовой задачи управления запасами

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теоретические знания основ транспортной логистики могут эффективно применяться на практике к решению конкретных задач только после изучения методологии и технологии типовых расчетов. Многообразие проблем и факторов не позволяют, как обычно, представить весь спектр прикладных задач, но необходимость использования математического аппарата и программного обеспечения в практических исследованиях логистических технологий организации материальных потоков становится несомненным. При этом для эффективной организации материальных потоков должны привлекаться разные виды транспорта, формы складирования и управления запасами и закупками и т.д.

В представленном пособии приводится ряд практических заданий по основам транспортной логистики, заданий по складской логистике, управлению запасами и заказами в логистических системах. Транспортная логистика представлена классической транспортной задачей и ее модификациями, вариантами анализа маршрутизации перевозок. В разделе складской логистики рассматриваются алгоритмы размещения складских комплексов, а в разделе управления запасами и заказами приводятся разные типы моделей из этой области.

Задания сопровождаются вариантами данных для индивидуальных расчетов и методическими указаниями к их выполнению.

В приложениях приводятся расчетные таблицы (рабочие листы) решения задач с использованием модулей из библиотеки MicroSoft Excel, рекомендуемые к использованию при выполнении соответствующих заданий. При выполнении других заданий также могут использоваться программные продукты для облегчения расчетов и нахождения оптимальных (рациональных) решений.

 

 

1. ТРАНСПОРТНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

 

Структура темы: Изучение вариантов постановки задач транспортировки грузов и маршрутизации перевозок, определения плана транспортировки продукции для конкретных предприятий, выбор оптимального транспортного средства.

Цель: Получить знания по оптимизации транспортных логистических цепей, оценке эффективности вариантов транспортировки продукции предприятия, выбору вида транспорта для доставки грузов.

Оборудование: Персональный компьютер, офисные приложения, электронные таблицы (MS-Excel).

Порядок выполнения: Изучить теоретический материал. Выбрать вариант для индивидуального задания, выполнить расчеты, сделать выводы по результатам и в соответствии с контрольными вопросами.

 

Транспортная задача для маршрутизации перевозок

 

Процесс перемещения товаров (транспортировка) является одним из центральных элементов в цепях поставок. Наличие многих факторов и критериев оценки решений определяют класс моделей и задач транспортного типа. Краткий перечень концептуальных подходов к формированию моделей транспортных задач (маршрутизации перевозок) представлены в табл.1.1.

Рассмотрим транспортную задачу, которая в обозначениях табл. 1.1 имеет вид <Ц1, П1, Ч1, Т1, Р1, М2, У1, Е2, Н1, З1, Г1>. Другими словами, требуется определить оптимальный план доставляющий минимальные суммарные транспортные издержки при перевозке некоторого однородного продукта от поставщиков до потребителей. Математическая модель задачи имеет следующий вид

 

 

Таблица 1.1

 Параметры моделей планирования и маршрутизации перевозок

 

Факторы и ограничения концептуальной модели Значение

Факторы

Целевая функция (Ц)

Ц1. Минимизация транспортных издержек
Ц2. Минимизация времени доставки грузов
Ц3. Минимизация суммарных издержек на размещение производств и транспортировку
Ц4. Надежность выполнения графика перевозок
Ц5. Максимальная загрузка транспортных средств, участков, терминалов

Наличие пунктов производства (П)

П1. Без учета затрат на организацию производства
П2. С учетом затрат на организацию производства

Число продуктов (Ч)

Ч1. Однопродуктовые
Ч2. Многопродуктовые

Учет типологии транспортных средств

Т1. Без учета типологии транспортных средств
Т2. С учетом типологии транспортных средств

Промежуточные пункты перевалки (распределения)

Р1. Без промежуточных пунктов
Р2. С одной категорией промежуточных пунктов
РN. С многими промежуточными пунктами перевалки

Ограничения (1 – нет или 2 – есть)

На мощности источников потоков (М) На перерабатывающие способности промежуточных элементов цепей транспортировки (Н)
На пропускные способности участков (У) Взаимозаменяемость грузов (продуктов) (З)
На объемы потребности потребителей (Е) На грузоподъемность транспортных средств (Г)

 

Имеется  пунктов поставки некоторого продукта с объемами , , и т пунктов получения этого же продукта с потребностями , . Известны  – транспортные издержки связанные с доставкой единицы продукта из пункта поставки i до пункта получения , , , рис 1.1.

 

 

Рис. 1.1. Перемещение грузов

 

Найти  – объемы перевозки из пункта поставки  до пункта получения , ,  доставляющий минимум суммарных транспортных затрат, т.е.

 

.

 

Ограничениями в задаче являются:

1. Потребности всех пунктов получения должны быть удовлетворены, т.е.

 

 , .

 

2. При условии, что выполняется условие , можно сформулировать ограничение: со всех пунктов отправления продукт отправлен полностью, т.е.

 

, .

 

3. Объемы поставок должны быть неотрицательными, т.е. , для всех  и .

Следует заметить, что для получения решения (оптимального плана) задачи должно быть выполнено условие (суммарный объем продукта на складах равно суммарному объему потребностей пунктов получения), т.е. задача «закрытого» типа.

Если это условие не выполняется (задача «открытого» типа), то для выполнения ограничений искусственно вводим фиктивный (несуществующий) пункт поставки или получения с недостающим объемом , а транспортные издержки, связанные с этим пунктом приравниваем к нулю (или другой константе).

Данные для транспортной задачи с четырьмя пунктами поставки  и пятью пунктами получения  приведены в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2

Исходные данные для транспортной задачи

 

Доказано, что в оптимальном (наилучшем) решении транспортной задачи (в приведенной постановке) должны быть не более  базисных (ненулевых) переменных. Для нахождения некоторого начального решения, которое может претендовать на оптимальность, можно воспользоваться следующими шагами.

Шаг 1 Выбирается некоторое направление  из нерассмотренных и присваивается переменной  максимально возможное значение объема перевозок (в начале все направления доступны);

Шаг 2 Уменьшаем объем пункта отправки  и потребность пункта получения j на величину . При этом хотя бы в одной из двух пунктов (отправления  или получения ) получим нулевой объем (отправления или получения);

Шаг 3 Исключаем из рассмотрения один из пунктов, где получен нулевой объем отправления или получения;

Шаг 4 Если остались допустимые направления, то переходим к повторению шагов, иначе получен некоторый допустимый план для проверки на оптимальность.

В зависимости от стратегии выбора очередного направления для реализации, различают методы:

  Северо-западного угла – выбирается нерассмотренное верхнее-левое направление в матрице ;

Минимального элемента – выбирается нерассмотренное направление с минимальной стоимостью;

Метод двойного предпочтения – предварительно помечаются для каждой строки и столбца направления с минимальной стоимостью. В результате имеем направления с двумя пометками, с одной пометкой и без пометок, которые и рассматриваются именно в такой последовательности.

Рассмотрим получение начального решения каждым из методов и значение суммарных транспортных издержек в каждом случае.

Метод «Северо-западного угла» не требует анализа транспортных издержек по направлениям. Реализация вышеприведенных шагов для построения начального плана определяет следующую последовательность рассмотрения направлений, табл. 1.3:

 –  –  –  –  –  –  – .

 

Таблица 1.3

 Начальное решение для транспортной задачи

по методу «Северо-западного угла»

 

Пункты поставки

Пункты получения

=90 =90 =80 =60 =30
=100 90 10      
=80   80      
=120   0 80 40  
=50       20 30

 

 

 

Из рассмотрения после каждого шага исключаются строки и столбцы, соответствующие пунктам поставки и получения: столбец 1 – строка 1 – строка 2 – столбец 2 – столбец 3 – строка 3 – столбец 4 – столбец 5.

Заметим, что после рассмотрения направления (2,2) объемы поставки пункта 2 и объем получения пункта 2 становятся нулевыми. Из рассмотрения исключается один из них, в нашем случае исключен пункт поставки 2 (строка 2).

Суммарные издержки по плану:

Z = 90 · 12 + 10 · 8 + 80 · 5 + 0 · 9 + 80 · 8 + 40 · 7 + 20 · 13 + 30 · 16 = =3220 ед.

В методе «минимальной стоимости» последовательно выбираем направление с минимальной стоимостью. Реализация шагов для построения начального плана обеспечивает прохождение направлений в следующей последовательности, табл. 1.4:

(4,1)– (2,1) – (2,2) – (3,4) – (3,5) – (1,2) – (3,3) – (1,3).

 

Таблица 1.4

Начальное решение для транспортной задачи

по методу «минимальной стоимости»

 

 

Суммарные издержки по плану:

Z = 50 · 8 + 50 · 16 + 40 · 4 + 40 · 5 + 30 · 8 + 60 · 7 + +30 · 7 + 50 · 3=

= 580 ед.

В реализации метода «двойного предпочтения» предварительно помечаем направления. В результате получены направления с двойной пометкой, показанные двойным обрамлением, и с одной пометкой, показанные полужирным обрамлением. Дальнейший выбор направлений обеспечивает прохождение направлений в следующей последовательности, табл. 1.5:

Таблица 1.5

Начальное решение для транспортной задачи

по методу «двойного предпочтения»

 

 –  –  –  –  –  –  – .

Исключение строк и столбцов в результате решения выполняется в следующей последовательности: строка 4 – столбец 4 – столбец 5 – столбец 2 – столбец 1 – строка 1 – строка 2 – строка 3.

Суммарные издержки по плану:

Z = 90 · 8 + 10 · 16 + 40 · 4 + 40 · 10 + 30 · 8 + 60 · 7 + 30 · 7 + 50 · 3 = =2460 ед.

Как видно из результатов расчетов, полученные планы разные и требуют дальнейшего анализа на оптимальность.

Рассмотрим метод потенциалов для получения оптимального решения. Из теории известно, что для оптимальности решения должны существовать величины  и  (потенциалы), для которых выполняются условия:

 для всех выбранных направлений в плане,

 для остальных направлений.

По первому условию можно найти неизвестные величины. Далее, для направления с максимальным нарушением второго условия оптимальности производим перераспределение объемов, так чтобы число базисных переменных оставалось равным . Для улучшения плана строим замкнутый контур, используя направление с нарушением условия оптимальности и базисные переменные (направления).

Рассчитанные потенциалы для решения, приведенного в табл. 1.5, представлены в последних строке и столбце. Для нахождения потенциалов один из переменных из  и берем произвольным, например , а остальные находим последовательно по цепочке по заполненным клеткам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяем нарушение второго условия оптимальности в направлениях:

(1,2)  нарушения нет,

(1,4)  нарушение 2 ед.,

 (1,5)  нарушения нет,

(2,2)  нарушения нет,

(2,2)  нарушения нет,

(2,5)  нарушения нет,

(3,1)  нарушения нет,

(3,2)  нарушения нет,

(4,2)  нарушения нет,

(4,3)  нарушение 5 ед,

(4,4)  нарушения нет,

(4,5)  нарушения нет.

Контур улучшения плана для направления с максимальным нарушением (4,3) имеет вид, представленный в табл. 1.5: (4,3)–(4,1)–(2,1)–(2,3). Поскольку объем перевозки в направлении (4,3) будет увеличиваться, то по направлению (4,1) – уменьшаться, по (2,1) – увеличиваться, по (2,3) – уменьшаться. Выбираем наименьшую величину объема перевозки по уменьшаемым направлениям ((4,1) и (2,3)) и перераспределяем его по приведенным направлениям (по контуру). Перераспределяемый объем равен 40 ед. Новый план будет иметь вид, представленный в табл. 1.6.

Таблица 1.6

Улучшенное решение задачи

Суммарные издержки по новому плану составят:

Z = 90 · 8 + 10 · 16 + 80 · 4 + 30 · 8 + 60 · 7 + 30 · 7 + 10 · 3 + 40 · 4 = =2260 ед.

Нетрудно убедится, что и полученный план не оптимальный (новые рассчитанные потенциалы приведены в таблице).

Оптимальный план представлен в табл. 1.7.

Таблица 1.7

Оптимальное решение задачи

Суммарные издержки по новому плану составят:

Z = 12 · 10 + 90 · 8 +80 · 4 + 30 · 8 + 60 · 7 + 30 · 7 + 0 · 3 + 50 · 4 = 2230 ед.

Трудоемкость расчета растет с ростом числа пунктов. Поэтому для задач реальных размеров можно рекомендовать компьютерные расчеты с использованием стандартного или специального программного обеспечения. В прил. 1 приводится порядок решения данной задачи с использованием MS Excel.

 

Задания для самостоятельного выполнения.

Задание 1.1. Для транспортной задачи с 5 пунктами поставки и 6 пунктами получения по исходным данным, представленные в табл. 1.8–1.10, выполнить:

1. Построить начальный план по двум из вышеприведенных методам и сравнить результаты.

2. Проверить на оптимальность лучший из полученных планов. Если план не оптимальный – выполнить улучшение плана методом потенциалов.

3. Используя приложение MS-Excel, составить задание на поиск решения транспортной задачи и найти оптимальное решение.

4. Сравнить затраты, полученные по оптимальному и по начальным решениям.

Таблица 1.8

Исходные данные, объемы поставок пунктов

 

Варианты заданий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пункты

поставки

а1 180 50 100 110 50 130 60 100 110 50
а2 120 190 130 160 200 120 190 130 160 200
а3 110 90 180 100 110 110 90 130 90 110
а4 120 170 70 60 160 120 170 70 60 160
а5 70 100 120 170 80 70 100 120 170 80

 

Таблица 1.9

 Исходные данные, объемы получения пунктов потребления

 

Варианты заданий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Пункты

получения

b1 100 110 80 30 100 80 80 100 110 80
b2 90 40 40 130 60 30 90 90 50 40
b3 140 120 90 90 90 100 90 140 120 90
b4 100 70 90 60 50 30 50 100 70 100
b5 90 140 30 100 120 120 120 60 140 30
b6 80 120 270 190 180 240 170 80 110 200

 

Таблица 1.10

 Исходные данные, транспортные издержки по направлениям

сij

Пункты получения

Пункты

поставки

i, j 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 15 14 10 13 14 11 12 14 11 12
2 9 13 19 14 14 13 8 13 20 14
3 20 8 26 16 13 14 18 8 25 15
4 12 13 18 10 9 12 12 7 17 8
5 10 14 14 6 8 18 11 12 14 6

 

Дополнительные задания.

Задание 1.2. Найти, используя приложение MS-Excel, решение задачи с ограничением на пропускные способности по направлениям (1,3) в объеме 50 ед., (3,2) в объеме 120 ед., (4,5) в объеме 150 ед. Сравнить полученные результаты с результатами предшествующего задания.

Указание к выполнению. Ввести в задание на поиск решения дополнительные ограничения: значения переменных соответствующих направлений меньше или равно пропускной способности направления.

Задание 1.3. Используя приложение MS-Excel, решить транспортную задачу с промежуточными пунктами (распределительные склады) в следующей постановке. Имеются  пунктов поставки некоторого продукта с объемами ai,    распределительных складов с объемами размещения груза ,  и  пунктов потребления этого продукта с потребностями , . Известны  – транспортные издержки связанные с доставкой единицы продукта из пункта поставки i до распределительного склада k,  – транспортные издержки связанные с доставкой единицы продукта из распределительного склада k до пункта потребления (получения) , , , .

Найти  - объемы перевозки из пункта поставки i до распределительного склада k, и  – объемы перевозки из распределительного склада k до пункта получения j, , ,  доставляющие минимум суммарных транспортных затрат.

Решить задачу для случая , ,  и данных представленных в табл. 1.11 и 1.12.

Указание к выполнению. Ввести в задание на поиск решения два диапазона переменных, определяющие  и , ограничения на суммарный объем поступающего объема.

Задание 1.4. Используя приложение MS-Excel, решить задачу о загрузке транспортных средств. Имеются  типов транспортных средств в количестве , , каждый из которых имеет грузоподъемность . Транспортные средства могут использоваться для перевозки  видов груза с объемами , . Известны  – расходы на организацию перевозки единицы груза j -го вида груза транспортным средством -го типа, , .

Найти оптимальный план прикрепления транспортных средств для перевозки видов транспорта.

Указание к выполнению. Обозначим  – количество транспортных средств   i -го типа, выделенные для перевозки груза j -го вида.

Тогда требуется найти такой план , доставляющий минимум суммарных транспортных затрат, т.е.

.

При ограничениях:

1. Грузы каждого вида должны быть отправлены, т.е.

 , .

2. Транспортные средства каждого вида должны быть загружены не более чем они имеются, т.е.

, .

3. Объемы перевозок должны быть неотрицательными, т.е. , для всех  и .

 

Решить задачу для случая ,  и данных, представленных в табл. 1.13 и 1.14.

 

Задачи вариантного анализа решений транспортировки грузов

 

В большинстве практических ситуаций перед менеджерами стоит задача маршрутизации грузопотока в вариантной постановке: требуется из возможных (допустимых) вариантов выбрать вариант перевозки, обеспечивающий наилучшее значение одного критерия (затрат, времени, сохранности груза, гарантированности поставки и др.) или набора критериев. В анализе вариантов перевозки могут учитываться: объем груза; вид транспорта; вид транспортного средства; варианты перегрузки груза из одного вида транспорта на другой вид транспорта; форма (необходимость) упаковки груза; объем заказа груза; гарантированное время доставки; наличие промежуточных пунктов хранения; затраты на хранение груза; расходы на перегрузку и др.

 

Задания для самостоятельного выполнения.

Задание 1.5. Сравните варианты смешанных перевозок груза по трем вариантам перевозки:

I – перевозка автомобильным транспортом от предприятия до потребителя;

II – смешанная автомобильно-железнодорожная перевозка: перевозка автотранспортом до накопительного (распределительного) склада, далее железнодорожным транспортом до другого распределительного склада, откуда уже автотранспортом до потребителя;

III – перевозка железнодорожным транспортом от подъездных путей предприятия до подъездных путей потребителя, рис. 1.2.

 

 

Рис. 1.2. Смешанные перевозки грузов

Параметры для расчетов выбрать из табл. 1.15 и 1.16 (варианты исходных данных для расчетов), где:

 – объем груза, т.,

 – цена единицы груза, руб/т,

 – потери груза при железнодорожной перевозке, процент,

 – потери груза при автомобильной перевозке, процент,

 – затраты на погрузку (выгрузку) груза на железнодорожный вагон, руб/т,

 – затраты на погрузку (выгрузку) груза на автотранспорт, руб/т,

 – затраты на упаковку груза при железнодорожной перевозке, руб/т,

 – затраты на упаковку груза при автомобильной перевозке, руб/т,

 – затраты на перевозку автомобильным транспортом, руб/ткм,

 – затраты на перевозку железнодорожным транспортом, руб/ткм,

 – расстояние перевозки автотранспортом по I варианту, км,

 – расстояние перевозки автотранспортом от производителя до распределительного склада по II варианту, км,

 – расстояние перевозки автотранспортом от распределительного склада до потребителя по II варианту, км,

 – расстояние перевозки по железной дороге по II варианту, км,

 – расстояние перевозки по железной дороге по III варианту, км.

Таблица 1.15

 Исходные данные к заданию 1.5

 

Параметр

Вариант исходных данных

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
, т. 60 700 450 850 1100 520 380 900 650 750
, км. 1500 2000 1500 2000 1400 1800 2200 800 950 1300
, км. 130 90 120 85 120 110 90 150 160 90

 

Таблица 1.16

 Исходные данные к заданию 1.5

 

Параметр

Вариант исходных данных

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
, руб/т. 3900 5200 3800 4500 5500 4800 4100 4500 3800 4200
, км. 110 120 90 115 95 105 125 65 70 130
, км. 1180 1580 1060 1640 1220 1380 1840 990 960 1040
, км. 1400 1800 1350 1800 1350 1650 1950 1200 1100 1250

 

Для расчетов остальные параметры принять равными:

, ,

 руб/т,  руб/т,

руб/ткм, руб/ткм,

 руб/т, руб/т,

Указания к решению

Организация перевозки по варианту I (автомобильный транспорт) включает расходы:

- на погрузку и выгрузку груза,

- упаковку груза,

- перевозку груза,

- потери груза при транспортировке, т.е.

.

Организация перевозки по третьему варианту (железнодорожный транспорт) включает расходы:

- на погрузку и выгрузку груза;

- упаковку груза;

- перевозку груза;

- потери груза при транспортировке, т.е.

.

Организация перевозки по второму варианту (автомобильный и железнодорожный транспорт) включает аналогичные расходы, т.е.

.

Во втором варианте перевозки расходы, связанные с упаковкой груза отнесены к автомобильным перевозкам.

Для индивидуальных расчетов выбрать варианты параметров из табл. 1.15 и 1.16.

При выборе вариантов перевозки грузов рассматриваются только те параметры, которые приводятся в задании. На практике дополнительно могут учитываться другие экономические, временные факторы, факторы надежности доставки, оперативности увеличения и уменьшения объемов перевозок и т.д.

 

Дополнительные задания

Задание 1.6 Пусть в условиях предыдущей задачи имеются дополнительные условия.

Известны:

 – грузоподъемность железнодорожного вагона, т,

 – грузоподъемность грузового автомобиля, т,

– среднее время доставки груза железнодорожным транспортом, км/сут.

– среднее время доставки груза автомобильным транспортом, км/сут.

– среднее время нахождения вагонов под погрузкой и выгрузкой, сут.

– мощность грузового фронта по погрузке/ выгрузке груза, т/сут.

– среднее время погрузки/выгрузки автомобиля, сут.

Определить рациональный вариант перевозки груза из первого и третьего вариантов перевозки, если груз может подаваться под погрузку через один грузовой фронт (т.е. грузиться вагоны и автомобили могут последовательно) при следующих параметрах:

 

т, т, т/сут,

 км/сут,  км/сут,

 сут, , сут.

 

Указания к решению

Время организации перевозки по каждому из вариантов будут складываться из:

- времени на погрузку и выгрузку груза,

- время нахождения груза в пути следования.

Учитывая непрерывность погрузки/выгрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт, можем рассчитать:

 – время погрузки груза на железнодорожный транспорт, сут,

 – время погрузки груза на автомобильный транспорт, сут.

 – время перевозки груза железнодорожным транспортом на расстояние , сут,

 – время перевозки груза автомобильным транспортом на расстояние , сут.

Тогда время, затрачиваемое по варианту I, находим из

,

а по варианту III

.

Задание 1.7. Пусть в условиях задачи 1.5 и 1.6 требуется обеспечить доставку груза точно в срок. Рассчитать предельное время отклонения доставки грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, если увеличение времени доставки груза автомобильным транспортом в зависимости от расчетного составляет , а железнодорожным транспортом , где  ( ) – расчетное время доставки груза автомобильным (железнодорожным) транспортом. В качестве исходных данных для расчетов использовать результаты расчетов задания 1.6.

Указания к решению

Пусть груз автотранспортом доставляется за 3 суток, а железнодорожным транспортом – 4,8 суток. Тогда

 

0,03 сут,

 

0,08 сут.

Тогда максимальное увеличение продолжительности времени доставки груза железнодорожным транспортом составит

(1+0,08) · 4,8 = 5,18 сут,

а автомобильным транспортом

(1+0,03) · 3 = 3,09 сут.

Принятие решения по выбору варианта доставки груза остается за менеджером с учетом производственной и иной специфики.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие варианты задач планирования и маршрутизации перевозок в соответствии с классификацией, приведенной в табл. 1.1 были рассмотрены в заданиях данного раздела?

2. Зависят ли число пунктов поставки от числа пунктов получения в транспортной задаче?

3. Чем отличается «открытая» транспортная задача от «закрытой»?

4. Как привести «открытую» транспортную задачу к «закрытой».

5. Какие методы построения начального плана транспортной задачи вы знаете, в чем их отличия?

6. Всегда ли существует оптимальное решение для транспортной задачи?

7. Какие факторы не учитывались в задачах вариантного анализа транспортировки грузов?

8. Из каких элементов складываются расходы на перевозку грузов в железнодорожных и автомобильных перевозках?

9. Перечислите преимущества видов транспорта в логистике.

10. Какой вид транспорта самый дорогой для грузовых перевозок в больших объемах?

11. Как влияют потери груза на выбор варианта транспортировки?

12. Как зависит время доставки груза от дальности перевозки?

13. Как изменяются удельные транспортные затраты при росте дальности перевозки?

14. Перечислите основные организационные принципы и функции транспортировки грузов.

 

2. СКЛАДЫ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

 

Структура темы: Изучение постановок задач размещения распределительных складских комплексов, определение критериев оценки эффективности принимаемых решений, выбор оптимального числа и координат размещения распределительных складов.

Цель: Получить знания по размещению распределительных складов, факторах эффективности вариантов реализации логистики складирования, выбору месторасположения складов и прикрепления складов к пунктам поставки и потребления.

Оборудование: Персональный компьютер, офисные приложения, электронные таблицы (MS-Excel).

Порядок выполнения: Изучить теоретический материал. Выбрать вариант для индивидуального задания, выполнить расчеты, сделать выводы по результатам и в соответствии с контрольными вопросами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: