ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Совершенствование в технике передвижений с изменением направления.
Цели и задачи: изучить передвижение с изменением направления движения нападающего и защитника. Бег с обходом движущейся колонны навстречу. Параллельные движения с партнером.
Литература:
1. Виленский, М. Я. Физическая культура [Текст]: учебник / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.
2. Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента [Текст]: учебное пособие / А. А. Бишаева. – М.: Кнорус, 2017. – 300 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://fbcrimea.ru/Федерация баскетбола Крыма
2. https://russiabasket.ru / РБФ
3. https://www.sport.ru/ спорт России
Краткие теоретические сведения
В баскетболе стандартно имеются три позиции или, как их еще называют, амплуа:
— защитник;
— нападающий или форвард;
— центровой.
Если разбирать ситуацию более детально, то можно выделить пять категорий:
— разыгрывающий защитник;
— атакующий защитник;
— легкий нападающий;
|
|
— мощный или тяжелый форвард;
— центровой.
Все эти позиции не регулируются правилами баскетбола и носят формальный характер.
1. Разыгрывающий защитник
Представляет собой позицию в баскетбольной команде. Разыгрывающий лучше других видит игровую площадку, он оценивает расположение нападающих. Именно он создает условия и ситуации на площадке таким образом, чтобы каждый партнер мог принести как можно больше пользы команде. Разыгрывающий знает сильные и слабые стороны команды соперника. Это необходимо для того, чтобы умело использовать преимущества своего коллектива. Для игроков этого амплуа характерно:
— абсолютно свободное владение мячом;
— большая скорость;
— ловкость в проходе к кольцу;
— хорошая прыгучесть.
В «молодые» годы баскетбола, разыгрывающий или первый номер, занимался только розыгрышем комбинации в начале атаки.
2. Атакующий защитник
Его еще называют вторым номером. Это позиция игрока в баскетбольной команде. В круг действий атакующего защитника входят две основные обязанности:
— завершение атак;
— опека опасных в нападении соперников.
Атакующий защитник должен и умеет атаковать, и набирать очки. Чаще всего именно номер два является лучшим снайпером в команде.
3. Легкий форвард
Позиция в баскетбольной команде, которая еще носит название третий номер. Основная задача – набор очков. В отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. У третьих номеров обычно хороший бросок практически со всех дистанций.
4. Тяжелый или мощный форвард
|
|
Соответственно носит название четвертый номер. Его главная задача – подбор мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Игроки этого типа легко могут закладывать мяч в кольцо.
5. Центровой
Центровой или пятый номер играет под кольцом. Как правило, он самый высокий среди игроков команды. Некоторые игроки этого амплуа могут сочетать с высоким ростом, атлетическими данными высокую подвижность и играть дальше от кольца.
Важное место в технике баскетбола занимают приемы техники владения телом: передвижение на площадке, остановки, повороты, прыжки, приземление, изменение направления и ритма бега, сочетание разных способов передвижения, обманные движения.
Хорошее выполнение технических приемов владения телом — необходимое условие для успешного усвоения технических приемов владения мячом. Обычно обучению и совершенствованию приемов техники владения телом в подготовке баскетболистов уделяется недостаточное внимание. Это метает дальнейшему совершенствованию и усвоению технических приемов с мячом. В результате часто даже в играх команд мастеров можно наблюдать, как игрок, не сумев вовремя хорошо остановиться, изменить направление бега, «врезается» в другого, как неумело выполняет даже такие простые приемы, как остановки, изменение направления бега и др. Очень редко игроки применяют такой эффективный прием для «освобождения» от защитника, как изменение ритма бега (или ведения мяча) и т. д. Особенно надо подчеркивать значимость остановок, бега с изменением направлений и ритма. Но многие наши баскетболисты не усвоили их хорошо и не проверили эффективности на площадке и поэтому применяют эти приемы редко, особенно игроки без мяча. Из-за этого страдает мастерство игрока и тогда, когда он владеет мячом (или защитника, держащего игрока с мячом). Такие игроки не играют без мяча. Часто говорят, что если баскетболист не играет без мяча, то слаба тактическая подготовка. Но ведь корни этого лежат в неумении владеть телом.
Плохое усвоение приемов техники владения телом препятствует успешному усвоению и применению приемов с мячом; игроки совершают много ошибок, их индивидуальная игра очень однообразна, и, естественно, команды, составленные из таких игроков, не могут достичь хороших результатов.
Совершенствованию приемов техники владения телом надо уделять большое внимание, тем более что в группы по баскетболу чаще всего приходят девочки и мальчики высокого роста, которым еще труднее владеть своим телом.
Часто высокие игроки думают, что они и так могут хорошо играть (пока у них есть достаточное превосходство в росте, они имеют преимущество и в игре в юношеском возрасте), и совершенствованию техники владения телом уделяют мало внимания. Нередко бывает, что тренеры не уделяют этому внимания, назначают высоких игроков «центровыми» и ничему, кроме нескольких приемов, характерных для игры центровых игроков, их не обучают. А перейдя в команду взрослых и встречаясь с такими же рослыми противниками, такие игроки становятся беспомощными. Ведь не секрет, что и в командах мастеров высокорослые игроки очень плохо выполняют простейшие приемы техники владения телом, мало применяют их в игре, умеют бегать только по прямой, в одинаковом ритме, мало применяют обманных движений, очень неповоротливы в защите. И это все потому, что в юном возрасте они не совершенствовали основных приемов техники владения телом.
Приемы техники владения телом совершенствуются в упражнениях без мяча и с мячом. Выполняя упражнения с мячом, необходимо стараться применять приемы владения телом и- следить за их точностью.
Видное место в самостоятельной тренировке баскетболиста должны занять специальные упражнения без мяча для совершенствования приемов техники владения телом. Эти упражнения следует включать в каждую тренировку (в разминку), в утреннюю зарядку и в специальные тренировки, посвященные совершенствованию приемов техники владения телом. Специальные тренировки, посвященные совершенствованию приемов техники владения телом, тесно связаны (и будут иметь большое значение) с тренировками по физической подготовке.
|
|
Упражнения для тренировки одного игрока
1.Упражнение для совершенствования бега и остановок.
Игрок бежит вперед, останавливается, опять бежит вперед, снова останавливается и т. д. Важно правильно остановиться то одним способом (прыжком), то другим (шагом). Чтобы совершенствовались остановки, надо бежать довольно быстро. На исходное положение вернуться шагом или легким бегом (рис. 4).
2.Площадка разделена тремя (можно и больше) линиями на 4 части. Игрок бежит до первой линии (или до отмеченного знаком места), останавливается, поворачивается и бежит обратно до лицевой линии, опять останавливается, поворачивается и бежит вперед до второй линии, останавливается, поворачивается и возвращается до первой линии и т. д. (рис. 5).
Варианты: отдельные отрезки можно проделать разными способами передвижения (приставным шагом, бегом назад).
3. Игрок в среднем темпе бежит вперед 5—6 м, останавливается, изменяет направление бега вправо, как можно быстрее пробегает 5—6 шагов, останавливается, изменяет направление бега и опять в среднем темпе бежит 5—6 м. То же самое выполняет влево и т. д. Важно хорошо остановиться и, изменив направление, с максимальной скоростью пробежать 5—6 шагов (рис. 6).
4. То же самое, но после остановки перед тем, как изменить направление бега, выполнить обманное движение в сторону, противоположную направлению бега (рис. 7).
Вариант: после остановки выполнить поворот.
5. В среднем темпе бежать к противоположной боковой линии (можно отметить коридор па площадке), остановиться, изменить направление бега и первые 5—6 шагов пробежать с максимальной скоростью. Далее бежать опять в среднем темпе. Стараться, как можно чаще изменять направление бега (рис. 8). На исходное положение вернуться шагом.
|
|
6. Бежать, остановиться, выполнить поворот, бежать дальше, опять остановиться, выполнить поворот и т. д. (рис. 9). Повороты выполнять то в одну, то в другую сторону. Выполнив поворот, несколько первых шагов пробежать как можно быстрее. На исходное положение вернуться шагом.
7.На площадке поставить несколько препятствий. Бежать так, чтобы препятствие один раз было справа, другой раз слева (рис. 10). Изменив направление бега, первые шаги бежать с максимальной скоростью.
8.То же, но препятствия поставить на одной линии (рис.11).
9. Передвижение приставными шагами в разных направлениях. Начать передвижение приставными шагами с ноги, одноименной направлению передвижения (рис. 12). На исходное положение вернуться бегом или шагом.
10.Передвижение приставными шагами по направлениям, указанным на рис. 13. Направления передвижения могут быть и другие.
11. Игрок приставными шагами передвигается по «восьмерке» так, чтобы все время видеть одну и ту же корзину. Поэтому отдельные отрезки «восьмерки» он преодолевает, передвигаясь в стороны, вперед, назад (рис. 14). Это упражнение можно выполнить и бегом, преодолевая отдельные отрезки с максимальной скоростью.
12.Прыжки, отталкиваясь то одной, то другой ногой. Для этого на площадке чертят круги на таком расстоянии, чтобы игрок, хорошо оттолкнувшись, мог из одного круга прыгнуть в другой. Отталкиваясь левой ногой, приземляться на правую, оттолкнувшись правой — на левую и т. д. (рис. 15).
13.Прыжки поочередно на левой и правой ногах: два прыжка отталкиваясь левой ногой и приземляясь на левую ногу, третий прыжок — оттолкнувшись левой ногой вправо, приземлиться на правую ногу (т. е. правую ногу поставить не на одной линии с левой). Первые два прыжка должны быть средними. Основное внимание уделить третьему прыжку, чтобы сохранить равновесие и оттолкнуться влево. После этого выполнить два прыжка, отталкиваясь правой ногой, приземляясь на левую (рис. 16). Когда упражнение усвоено, можно отметить точки, где надо прыгать с одной ноги на другую — это понадобится в игре, при совершенствовании «проходов», при обходах защитника, в движении с мячом.
Упражнения для тренировки двух игроков
1.Ловить друг друга на небольшой части площадки, возможно чаще применяя остановки, обманные движения, изменяя направление и ритм бега, как можно меньше бегая по прямой.
2.Стоя друг против друга в низкой стойке защитника на расстоянии вытянутых рук, стараться дотронуться рукой до стопы партнера и не давать партнеру дотронуться
до своей стопы.
3.Оба игрока, разными способами перепрыгивая через скакалку, стараются поймать друг друга.
4.Игрок ловящий становится на линии штрафного броска (если тренировка происходит не на баскетбольной площадке, то на отмеченной линии), у лицевой линии — его партнер. Игрок, находящийся у лицевой линии, старается пробежать до воображаемой центральной линии (или до противоположной линии штрафного броска), а игрок ловящий старается поймать бегущего, дотронуться до него. На исходное положение игроки возвращаются шагом и меняются ролями (рис. 17).
5.Один игрок выполняет роль защитника, другой — нападающего. Нападающий обыкновенным шагом передвигается по площадке в разных направлениях, а защитник передвигается за ним приставным шагом. Защитник старается выдержать начальное расстояние между собой и нападающим (1—2 шага) и все время быть между ним и кольцом. Упражнение усложняется: нападающий передвигается быстрым шагом, после этого легким бегом (как можно чаще меняя направление и ритм передвижения). Защитник старается выполнить свое задание, передвигаясь приставным шагом. Игроки меняются ролями
6. Один игрок — защитник, другой — нападающий. Поперек площадки поставлены препятствия (набивные мячи, стойки, стулья). Нападающий обычным шагом или легким бегом передвигается поперек площадки, а защитник приставным шагом (на расстоянии вытянутой руки от нападающего (следует за ним, обходит препятствия и старается не отставать {рис.18). Выполнив упражнение вперед и назад (или по 2 раза), игроки меняются ролями.
7. Игроки у лицевой линии стоят лицом к площадке друг за другом на расстоянии З — 4 м. Первый игрок бежит через площадку, как можно чаще
изменяя направление и ритм бега, выполняя повороты, ускорения. Второй игрок старается быстро выполнять те же движения, что и первый (рис. 19). Игроки меняются ролями, пробежав площадку I—2 раза.
8. Кто быстрее? Игроки, соревнуясь, бегут в направлении, показанном на рис. 20, стремясь быстрее достичь лицевой линии. На исходное положение возвращаются шагом. Можно применять разные способы передвижения: обыкновенный бег, приставной шаг, бег спиной вперед.
9. Один игрок в роли защитника, второй - в роли нападающего. Нападающий, изменяя направление и ритм бега, бежит через площадку. Его задача — прорваться, обойти защитника. Задача защитника — не пропускать нападающего, быть все время между нападающим и корзиной. А это возможно сделать, если все время сохранять нужное расстояние от нападающего (2—3 м), не допуская нападающего па сближение. Защитник должен передвигаться по площадке самым удобным способом, соответствующим скорости передвижения нападающего. Изменяя направление бега, ни в коем случае нельзя скрещивать ноги и даже на мгновение поворачиваться спиной к нападающему (рис. 21).В исходное положение игроки возвращаются шагом и меняются ролями. Упражнение усложняется: защитник передвигается, сложив руки за спину.
10. Игроки друг против друга стоят у лицевой линии на расстоянии 3—4 м. Один — защитник, другой — нападающий. Защитник, т. е. тот, который стоит спинойк площадке, бежит назад. Нападающий старается его поймать (дотронуться). Если бегущий спиной вперед, не пробежав всей площадки, будет пойман, то следует продолжать упражнение. В исходное положение возвратиться шагом и поменяться ролями.
11.Игроки стоят у задней линии лицом к площадке. Пробежав несколько шагов вперед, они останавливаются, выполняют поворот и продолжают бег к противоположным боковым линиям, там выполняют поворот и т. д. (рис.22).
12. На площадке несколько препятствий. Игроки у задней линии лицом к площадке. Игрок О2 бежит на воображаемого защитника — игрока О1 а затем — вперед. Игрок О1 бежит вперед, но как только игрок О2 приближается к воображаемому защитнику — O1, он возможно быстрее изменяет направление бега и обегает препятствие. Теперь игрок O1 бежит на воображаемого защитника— игрока О2 и т, д. Важно после изменения направления выполнить рывок и пробежать как можно ближе от своего партнера (рис. 23).
13. Оба игрока стоят у задней линии лицом к площадке и начинают бег в медленном (или среднем) темпе поперек площадки. Игрок O1 бежит чуть быстрее и опережает игрока O2. Как только игрок O1 опережает игрока О2, тот тут же изменяет направление бега: первые 5—6 шагов пробегает с максимальной скоростью и дальше бежит в медленном (или среднем) темпе. Игрок тоже изменяет направление бега, выполняет короткий рывок и опять опережает игрока О2, который снова изменяет направление бега и т. д. (рис. 24).
14. На площадке несколько препятствий. Игроки один за другим бегут к препятствию, останавливаются, изменяют направление бега, продолжают бег и т. д. Препятствие служит как бы заслоном, на который нападающий наводит своего защитника (рис. 25).
Варианты; а) изменять направление бега так, чтобы препятствия пробегать то с одной, то с другой стороны;
б) такие же препятствия поставлены с другой стороны, и оба игрока выполняют упражнение одновременно, соревнуясь, кто быстрее преодолеет расстояние.
Очень важно правильно остановиться, изменить направление и первые несколько шагов пробежать с максимальной скоростью.
15. Один игрок в роли защитника, другой — в роли нападающего. Задача нападающего — «навести» своего защитника на препятствие — заслон — и освободиться от него. Игроки меняются ролями (рис. 26)..
16.Игроки в среднем темпе бегут кругом один за другим на расстоянии 5—б м друг от друга. По сигналу впереди бегущего партнер делает рывок, обгоняет впереди бегущего на 5—6 м и продолжает бег в среднем (или медленном) темпе. Без задержки то же выполняет второй игрок и т. д.
Варианты: а) бежать можно и по прямой;
б) игрок, бегущий сзади, по сигналу партнера догоняет его так, чтобы очутиться рядом с ним слева, останавливается, изменяет направление бега, обегает партнера справа (как можно ближе к нему), опережает его на 5—6 м и продолжает бег в среднем (или медленном) темпе и т. д.(рис. 27).
Совершенствуя приемы техники владения телом, с партнером можно применять все упражнения, рекомендуемые для тренировки одного игрока. Если тренируются три игрока и более, то и они могут применять те же упражнения.
Чем разнообразнее упражнения будут применяться в самостоятельных тренировках, тем они будут интересней; чем больше упражнений будет знать баскетболист, тем удачнее он сможет их подобрать для совершенствования определенных приемов техники и их сочетаний. Вместе с тем надо помнить, что повышению мастерства способствует не столько разнообразие упражнений, применяемых на тренировке, сколько точность их выполнения. Не надо бояться повторять одно и то же упражнение много раз. Даже игроки очень высокого класса, совершенствуя технические приемы на тренировке, многократно повторяют самые простейшие упражнения. Например, выполняя передачи мяча в парах в движении, до 30 раз пробегают баскетбольную площадку туда и обратно! И все тридцать раз выполняют технические приемы максимально точно. И это не в одной тренировке.
Сколько, бы раз ни выполнялись технические приемы — всегда надо делать их точно, собранно. Только при этом условии можно улучшить качество выполнения технических приемов. Ниже приведены далеко не все упражнения и их варианты. В зависимости от степени подготовленности, от условий тренировки, от поставленных задач объем тренировки и вид упражнений игроки определят сами (или вместе с тренером). Творчески выбирая и применяя рекомендованные упражнения, большинство из которых проверены на практике, баскетболисты успешно смогут совершенствовать технические приемы.
Содержание работы
1. Выполнить передвижение с изменением направления движения нападающего и защитника на результат.
2. Выполнить бег с обходом движущейся колонны навстречу на результат.
3. Выполнить параллельные движения с партнером на спортивной площадке.
4. Выполнить общеразвивающие упражнения:
4.1. И.п. – наклон вперед, руками упереться в колени. Держать это положение 5-7 сек, держа спину абсолютно прямой.
4.2. И.п. – стоя на левой ноге, правую обхватить за колено. Подтянуть правое колено к правому плечу. Держать в этом положении 5-7 сек., удерживая равновесие. То же, сменив положение ног.
4.3. И.п. – правую вперед на пятку. Сгибая левую наклоните туловище вперед, обхватите правую стопу. Держать 5-7 сек. То же, сменив положение ног.
4.4. И.п. – руки за спину, пальцы в замок. Максимально отвести руки назад и наклонить туловище вперед. Ноги в коленях не сгибать, руками тянуться вверх. Держать это положение 5-7 сек.
4.5. И.п. – сед. Наклоните туловище вперед, стараясь охватить руками стопы. Держать 5-7 сек.
4.6. И.п. – стоя на скамейке. Сделать наклон вперед и взяться руками за ее край. Держать это положение 5-7 сек.
4.7. И.п. – сед ноги врозь согнув ноги. Наклоните туловище вперед. Держать 5-7 сек.
4.8. То же в положении седа ноги врозь.
4.9. И.п. – «Барьерный шаг». Сидя на полу, выпрямить одну ногу, другую согнуть в колене и отвести в сторону, развернув носок от себя. Разведя ноги как можно шире, сделать наклон к прямой ноге, взявшись за ее стопу обеими руками. Держать 5-7 сек. То же, сменив положение ног.
Преподаватель: Оськин Ю.П.