Повторная встреча Снегурочки с Мизгирем, будит в ней ответное горячее чувство. Появляются народ во главе с царем. Влюбленный Мизгирь просит Берендея благословить брак со Снегурочкой. Неожиданно, луч солнца падает на Снегурочку, растапливая ее. Безутешный Мизгирь кидается в озеро.
Но мудрый царь Берендей знает – после смерти Снегурочки солнце вновь вернется в Берендеево царство, даря берендеям счастье и благоденствие.
Народно-обрядовая сцена встречи первого летнего дня, и обряд благословления Берендеем молодых пар. Женихи и невесты, в их числе и Снегурочка с Мизгирём, взявшись за руки, подходят к царю. Царь спрашивает Снегурочку: любит ли она Мизгиря? Снегурочка говорит о своей любви, и в тот же миг яркий луч солнца подает на неё. Сцена таяния – кульминация в развитии образа Снегурочки. Состояние Снегурочки выражено в еёариетте. Ариетта Снегурочки: «Но что со мною? Блаженство, или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! Люблю и таю». Снегурочка исчезает. Мизгирь в отчаянии восклицает: «Как вешний снег растаяла она! Обманут я богами!», и бросается в озеро. Но опера заканчивается светло, радостно. Мудрый Берендей разъясняет смысл происшедшего: «Дочь Мороза, холодная Снегурочка погибла, пятнадцать лет на нас сердилось солнце; теперь, с её чудесною кончиной, вмешательство Мороза прекратилось». Далее Царь обращается к пастуху: «Весёлый Лель, запой Яриле песнь хвалебную, а мы к тебе пристанем». Народ в заключительном хоре радостно славит солнце – подателя света и тепла: «Свет и сила, бог Ярило».
Вопросы.
1. Где и как создавалась опера «Снегурочка»?
2. Кто является автором сказки «Снегурочка»?
3. Что особенно привлекло Р-К в сюжете этой сказки?
4. Что хотел показать Р-К в опере «Снегурочка»? Что является главным в содержании сказки?
5. Есть ли в «С.» подлинные народные темы?
6. Что такое лейтмотив, для чего лейтмотивы нужны в опере «С.»?
7. Что Р-К считал более важным в опере – музыку или действие?
8. Какими гармониями Р-К характеризовал сказочных персонажей (например, Лешего)?
9. Какие лейтмотивы звучат в прологе? Охарактеризуй их.
10. В какой сцене звучат записанные с «натуры» голоса птиц?
11. Где, у какого инструмента первый раз звучит лейтмотив Снегурочки? Какими средствами он характеризует холодную душу Снегурочки?
12. Какая сцена является в прологе обрядовой, о чём она?
13. Какая народная тема звучит в сцене «Проводы масленицы»?
14. Что олицетворяет собой Лель, как он охарактеризован в опере, какой инструмент сопровождает его появление на сцене?
15. Какая из трёх песен Леля, звучащих в опере, самая известная? Эта песня сочинена композитором, или является народной?
16. Охарактеризуй номера, которые обрисовывают внешний и внутренний образ царя Берендея.
17. Как называется мажор с седьмой низкой ступенью? Где он звучит в опере?
18. В какой сцене нашли широкое применение сказочные гармонии и, в частности, тритоны?
19. Послушай и сравни арию Снегурочки из пролога - и сцену таяния из четвёртого действия. Какие изменения произошли в Снегурочке и как они отражены в музыке?
[1] Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv — «главный, ведущий мотив»), в музыке — характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы.
[2] Волочебники – это песенники, поющие под окнами на великие христианские праздники.
[3] Контральто – низкий женский голос.
[4] Тенор – высокий мужской голос.
[5] Например – струнные пиццикато и деревянные стаккато сменяет плотная звучность струнных и духовых вместе.